Л. К. Салиева
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова,
г. Москва, Россия
1. Цель настоящих тезисов – привлечь внимание к вопросу, которым сегодня пренебрегают, но от которого во многом зависит, в каком обществе мы будем жить в самом ближайшем будущем.
В своем рассуждении я отталкиваюсь от двух теоретических положений.
Н. П. Монина
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
г. Омск, Россия
Современная культурология и философия культуры активно использует понятие «культурный архетип». Однако единого подхода к осмыслению данного феномена не существует. Представители различных направлений гуманитарного знания по-разному осмысливают это понятие. Основу для него заложили работы К. Юнга и его последователей. Изначальная психологическая трактовка архетипа со временем обогащается и философской, и культурологической, и этнологической. В данной работе будет предпринята попытка комплексного анализа данного понятия.
Н. А. Бутенко
Сургутский государственный университет,
г. Сургут, Россия.
Формирование русского этнического самосознания берет начало, если использовать культурно-исторические критерии, с дохристианского периода, наследие которого в форме так называемого «язычества» сохранилось до сегодняшних дней. В языческих корнях русского самосознания особенно ясно просматривается близость с самосознаниями других российских народов, так как все они в не меньшей, а чаще всего – в большей степени сохранили наследие язычества. А некоторые народы до сегодняшнего дня остаются «языческими». Например, у коренных малочисленных народов Севера как в прошлом, так и поныне распространен шаманизм, который играл и играет большую роль в самосознании аборигенов Севера. «Языческие» верования основываются на близости коренных народов с природой, их гармонии с окружающей средой. Дисгармонии в отношениях с природой, вносимые современной технологической цивилизацией, переживаются представителями этих этносов особенно остро. Так, отвечая на вопрос, задававшийся в ходе социологических опросов: «Какие из важнейших традиций наиболее всего пострадали к настоящему времени?», – респонденты – ханты указывают чаще всего в первую очередь на традицию «любви к природе как к живому существу» [8. С. 145].
М. А. Антипов
Пензенская государственная технологическая академия,
г. Пенза, Россия
Из всех ситуаций, с которыми сопряжено существование человека, смерть является наиболее значимой в силу ее неотвратимости, универсальности и императивного довлеющего воздействия. Для избавления от страха смерти человечество еще в древности выработало особое отношение к ней, закрепившееся в коллективном бессознательном представлении о смерти как «переходе» – переходе души из умершего тела в иной, потусторонний мир. Архетипический образ перехода (как и любой архетип) проявляется, прежде всего, в мифологических и зачаточных религиозных представлениях о посмертном существовании души в иных мирах у различных народов: у древних вавилонян, у древних египтян, у древних евреев, у германцев, у даков, у славян.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.