EnglishРусский

Символическое и архетипическое в культуре и социальных отношениях

Д. Г. Семенихин, О. В. Башмакова

Казанская государственная медицинская академия,

г. Казань, Республика Татарстан, Россия

 

Одной из актуальных проблем психиатрии является стигматизация  − процесс выделения индивида из общества по факту наличия психического заболевания с последующим восприятием его окружающими через призму стереотипных представлений и эмоциональным поведенческим реагированием, основанным на отношении к категории «душевнобольных» [2]. Стигматизация препятствует нормальному социальному функционированию, распространяется не только на психически больных и их ближайшее окружение, но и на психиатрическую службу и специалистов, связанных с оказанием помощи в области психического здоровья.

Ю. Р. Матасова

Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко,

г. Киев, Украина

 

Имя Виктора Петрова появилось в активном обиходе украинских учёных с начала 90-х годов ХХ века. Оно было связано с двумя другими (псевдонимами), каждое из которых отвечало за разные сферы деятельности блестящего украинского учёного и прозаика.

А. Г. Пудов

Якутская государственная сельскохозяйственная академия,

г. Якутск, Республика Саха (Якутия), Россия

 

Сегодня вектор социально-экономического усилия часто называют «модернизацией». Усилие сводится к инновационной экономике, выстраиваемой на НБИК (нано-био-информационно-когнитивных) технологиях. С другой стороны, «технологическая рациональность» разбивает мечту Просвещения [1, c. 21]. Смысл просвещения как состояния «мыслить самостоятельно» размывается под натиском технологического схематизма. Ключевым фактором успеха модернизации остаётся подвижность социальной реальности, а аттракторами - та или иная модель эстетики символического.

Е. А. Царёва

Курский государственный университет,

г. Курск, Россия

 

 Социальные процессы в России начала XX века глубоко драматичны. В условиях революционных потрясений произошло разрушение жизнеспособности государства, существующих общественных форм жизни, устоев духовности. Дискредитация ценностей культуры дореволюционной России оказала влияние на её символические основы.

O. S. Fisenko

 Branch of the Russian State Social University

based in Lubertsy, Lubertsy, Russia

 

“New religious consciousness” represents a unique phenomenon in the literary and philosophical life of Russia in the end of XIX – beginning of XX century. It was adjoined by N.A. Berdyaev, Z.N. Gippius, D.S. Merezhkovsky, V. Rozanov, D.S. Philosophov, P.A. Florensky and others. «New religious consciousness» was searching new life ideals, rethinking in the context of the Russian «neochristianity» basic archetypes of the Russian language picture of the world («family», «sex» and «marriage»). The significance of the problems of family and marriage was pointed by the head of the debate, V.M. Skvortsov: «currently in our society this question is a topic of the day, which deeply interests the Church, the government, and the society [1, p. 311]. However, there wasn’t any unity of views on the questions of family and marriage in the new religious movement.

О. С. Фісенко

Філіал Російського державного соціального

університету в м. Люберці, Люберці, Росія

 

Антропоцентрична парадигма сучасної науки, яка веде до досліджень, реалізованих на перетині різних дисциплін, зумовлює міждисциплінарний статус категорії «архетипу».

Слово «архетип» (від грецького слова arche – початок і typos – зразок) позначає прототип, первинний тип, первинну ідею, праформу.

Выполнено в рамках работ по проекту

«Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности

и социальной адаптации в истории и современности»

(грант Правительства РФ П 220 № 14.B25.31.0009).

К. А. Жарчинская

Томский государственный университет,

г. Томск, Россия

 

Визуализация «больших нарративов» – одна из характерных черт современной культуры [6]. Этот процесс оказывает непосредственное влияние на коллективную память, миф и историю. В сети наступает «всеобщее авторство» [4], которое поощряют экономические условия: прогресс ежегодно делает средства трансляции зрительной информации более доступными. Популярные социальные сервисы с иллюстративным интерфейсом, кроме того, становятся удобной площадкой для конструирования национальной, этнической, культурной и религиозной идентичности благодаря техническим инструментам [3].

Л. П. Шарипова

Казанский (Приволжский) федеральный университет,

г. Набережные Челны, Республика Татарстан, Россия

 

Эволюцию феномена одержимости легко проследить на протяжении всей истории развития человечества. Являясь одним из древнейших явлений социокультурного толка, одержимость, в первую очередь, характеризуется именно общенародной, общечеловеческой значимостью и уже потом, реализуясь в рамках отдельных культур, впитывает в себя черты конкретной национальности. Такая особенность феномена одержимости даёт нам право говорить о нём как о культурном архетипе.  Универсальный характер данного явления легко реконструируется уже  по фактам мифологии, фольклора и религиозных доктрин.

И. В. Ерофеева

Забайкальский государственный университет,

 г. Чита, Россия

 

Один из актуальных вопросов медиапроизводства в рыночных условиях связан с содержательной стороной потребностей и интересов аудитории. В информационном пространстве ориентация на национальный менталитет является наиболее эффективной и универсальной независимо от многочисленных характеристик различного сегмента СМИ.

К. А. Костромин

Санкт-Петербургская православная духовная академия,

г. Санкт-Петербург, Россия

 

Согласно давнему догматическому принципу архиерей является зримым воплощением церкви и изображает собой Христа [1, с. 10–43]. Церковь как общество обладает декларируемым единством и для охранения этого единства использует формально-правовые нормы. При неизбежности разногласий правовые нормы регулируют деление церковных сообществ на однородные по вероучительным принципам институты. Так оформляются церковные расколы, сопровождающие христианство, как и любую иную религию, на протяжении его истории.