EnglishРусский

Народы Евразии. История, культура и проблемы взаимодействия

А. Е. Касеналин, магистр археологии и этнологии, докторант

Казахский национальный университет имени аль-Фараби,

г. Алматы, Казахстан

 

В археологии Казахстана, как и сопредельных стран, есть множество научных проблем, которые требуют своего решения. Одной из таких немаловажных проблем является определение хронологических рамок памятников переходного периода от эпохи бронзы к раннему железному веку Центрального Казахстана.

С. С. Агзамходжаев, доктор исторических наук, профессор

Ташкентский исламский университет,

г. Ташкент, Узбекистан

 

Движение за обновление и реформацию общества, которое вошло в историю под названием «джадидизм», явилось одним из видных общественно-политических движений прошлого, способствовавших росту национального самосознания и сыгравшим существенную роль в становлении и развитии национально-освободительной идеологии в Туркестане. Участники этого реформаторского движения назывались джадиды, то есть те, кто был сторонником нововведений. Движение джадидов выражало наиболее прогрессивное направление в сложном переплетении политических сил Туркестанского общества конца XIX – начала ХХ столетия. Оно базировалось на мировых гуманитарных и национальных ценностях, отвечало назревшим потребностям общественного развития и кровным интересам коренного населения края.

О. С. Жарова, кандидат философских наук

Пензенский государственный технологический университет,

г. Пенза, Россия

 

Фольклорные образы персонажей, рождённых мифами и легендами у народов Евразии, имеют общие и одновременно различные черты. Формирование представлений о функциональных и защитных свойствах, к примеру, представителей животного мира нашло своё отражение в тотемических и эзотерических представлениях. Данная статья ставит своей задачей анализ положительных и негативных факторов, а также рациональных и иррациональных установочных моментов в понимании образа волка в европейских (скандинавских, славянских и иных) традициях.

Г. Б. Сайфутдинова, кандидат исторических наук, доцент

М. Ю. Шалина, студентка

Казанский государственный энергетический университет,

г. Казань, Республика Татарстан, Россия

 

Ограниченный контингент советских войск был введён в Демократическую республику Афганистан (республика с 1978 года) в поддержку правительственной армии для борьбы с оппозиционными и повстанческими отрядами «моджахедов» («душманов»). Эти отряды опирались на помощь Пакистана, Ирана и косвенную поддержку США и Китая. Военные действия при участии СССР велись с 1979–1989 гг., ограничиваясь отдельными ударами авиации и рейдовыми действиями для установления контроля над важнейшими объектами страны, которые за девять лет войны вылились в систему специальных наземных, воздушно-десантных операций.

I. Bekmirzaev, candidate of historical sciences

Tashkent Islamic University,

Tashkent, Uzbekistan

 

In a broader sense, the shurut literature grew out of the attempt by jurists to bring ideal theory and practice closer together. They were aware of the growing separation from the very beginning, for even while they were elaborating their doctrine, they were creating ways to make room for the practice, although without specifically admitting that this could be done. The aim was to keep practice under the control of doctrine, for otherwise their own system would have been undermined.

З. К. Абидова

Ташкентская медицинская академия,

филиал в г. Ургенч, Хорезм, Узбекистан

 

В условиях прогрессивного развития общества всё больше внимания уделяется удовлетворению духовно-культурной потребности людей. Этот процесс крепко связан с религиозными верованиями, имеющими древние корни. Особое место в системе религиозных верований имеет Хорезмский оазис, где сосредоточен множество духовных и святых мест. Их история начинается с древних монументов уникальной зороастрийской религии и насчитывает более 3000 лет.

М. А. Ортиқова, тадқиқотчи

Мирзо Улуғбек номли Ўзбекистон Миллий университети

Тошкент, Ўзбекистон

 

Семиотика нисбатан янги фан бўлса-да, белгиларнинг жамият ҳаёти,  инсон камолотида тутган ўрнига доир фикр ва қарашлар миллий қадриятлар тизимидаги маросимлар, буларга асос бўлган инсонийлик ва жамоатчилик тамойиллари, ахлоқий фазилатларнинг семиотик жиҳатларини таҳлил қилиш бугунги кун учун ниҳоятда аҳамиятлидир.

Н. А. Мухамедов, кандидат исторических наук, доцент

Ташкентский исламский университет,

г. Ташкент, Узбекистан

 

Исламские традиции на протяжении веков сопрягаясь с богатым культурным наследием народов Центральной Азии, способствовали формированию здесь особой мусульманской культуры, которая отразилась как на духовно-просветительской жизни, так и наложила отпечаток на развитие науки и образования. Особое место в этих исторических процессах занимал Узбекистан и такие его города, как Бухара, Самарканд, Насаф, (Карши), Термез, Хива, Шаш (Ташкент) и др., прославившиеся во всём мусульманском мире как ведущие культурные центры.

А. Ж. Атажонова, филология фанлари номзоди, доцент

Ал-Хоразмий номидаги Урганч давлат университети,

Урганч, Хоразм, Ўзбекистон

 

Ўзбекистондаги айрим жой номлари ва этнонимларнинг юзага келиш тарихи, қандай маъно англатиши, халқимиз тарихининг қайси даврида, кимлар томононидан, қачон ва қай тарзда яратилганлиги ҳақидаги ғоят қизиқарли маълумотлар Маҳмуд Кошғарий, Абу Райҳон Беруний, Ибн Батута, Муҳаммад Ҳайдар, Рашидиддин, Алишер Навоий, Абулғози Баҳодирхон каби олим, муаррих ва адибларнинг асарларида мавжуддир. Айниқса, қадимги Хоразм воҳасида яшовчи халқлар тарихи, ижтимоий-иқтисодий ҳаёти, маънавий маданияти, тили, ёзуви, урф-одати ва турмуш тарзи ҳақидаги қимматли маълумотлар қадимги араб, чин, юнон, лотин, арман манбаларида, Шарқ мамлакатлари сайёҳ ва муаррихларининг асарларида, шунингдек, зардуштийлик динининг муқаддас китоби “Авесто”да ҳам ўз аксини топган.

Ш. А. Қамбарова

Муқимий номидаги Қўқон давлат педагогика институти,

Қўқон, Фарғона, Ўзбекистон

 

Октябрь тўнтарилиши даврида «социалистик маданият қуриш»нинг мукаммал ишлаб чиқилган концепцияси бўлмаган бўлса-да, назарий-услубий асослари бор эди. Ленинча «маданий қурилиш»нинг оддий халқни жалб қиладиган, мажбурий бепул ўқишни жорий этиш, меҳнаткашлар орасида саводхонлик даражасини орттириш каби жиҳатлари бор эди. Аммо бу жиҳатлар Туркистонда ХIХ–ХХ асрларда жадидчиларнинг ҳаракатларида ҳам ўз аксини топган эди. Бундан ташқари ташкил этилган шўро мактабларда мутахассис кадрларнинг етишмаслиги муаммоси мавжуд эди.