EnglishРусский

Культура толерантности в контексте процессов глобализации: методология исследования, реалии и перспективы

Р. С. Самаров1, фалсафа фанлари доктори, профессор,

У. Х. Бўтаев2, мустақил тадқиқотчи

Абу Райхон Беруний номидаги

Тошкент давлат техника университети1,

Мирзо Улуғбек номли Ўзбекистон миллий университети2,

Тошкент, Ўзбекистон

 

Сиёсат тузилиши ва ривожланиш хусусиятларига кўра, сиёсий жараёндаги субъектларнинг турли хил муносабатларидан таркиб топган ҳодисадир. Бунда сиёсий институтлар, вакиллик органлари, сиёсий партиялар, манфаат гуруҳлари ва алоҳида шахслар ҳокимият борасида ўзаро рақобатли муносабатларга киришади. Ана шу муносабатларнинг истиқболини эҳтимолий тарзда амалга ошириш масаласи назария ва амалиётнинг долзарб масалаларидан ҳисобланади. Мазкур сиёсий прогноз, сиёсий фаолиятнинг ажралмас таркибий қисмига айланиб бораётганлигини, бошқарув самарадорлигини таъминлаш муҳим ҳисобланаётганлигидан дарак беради.

Н. М. Керимханова, старший преподаватель

Дагестанский государственный педагогический университет,

г. Махачкала, Республика Дагестан, Россия

 

Этнокультурное воспитание подрастающего поколения осуществляется в различных областях, в том числе  в учебной сфере. Современные исследования национально-культурного компонента в учебном процессе, роли народной художественной культуры в образовании и воспитании молодого поколения подчёркивают, что культурные региональные традиции представляют источник педагогических идей, новых форм и методов, технологий, отражённых в опыте организации образовательного процесса. Именно этот опыт станет основой разработки современного содержания этнокультурного образования, обеспечивающего освоение школьниками системы ценностных ориентаций, образцов поведения человека в обществе [3, с. 23].

Р. Ш. Бердалиева, кандидат филологических наук,

Международный казахско-турецкий университет имени Х. А. Ясауи,

г. Туркестан, Казахстан

 

В последнее время в общественных науках также появился новый термин «толерантность», который изначально переводится с латинского (tolerantia) как «терпение».

У. Р. Кушаев, кандидат философских наук

Ташкентский исламский университет,

г. Ташкент, Узбекистан

 

История человечества показывает, что состояние толерантности и интолерантности присутствовало на всех этапах прогресса общества. Потому что общество всегда характеризовалось наличием групп и слоёв населения, имеющих своеобразные интересы и различные взгляды на события, явления. Разнообразие интересов и подходов служили обогащению общественной жизни, выявлению оптимальных путей социального прогресса – с одной стороны; с другой – это одновременно создавало почву для возникновения разных форм нетерпимости, дестабилизирующих все сферы жизни общества.

В. И. Болли, студент 2 курса

Кубанский государственный университет,

филиал в г. Славянск-на-Кубани, Краснодарский край, Россия

 

Формирование этнической толерантности и гражданской идентичности личности является главной задачей социализации в подростковом возрасте. В условиях религиозного, этнического, социального и культурного разнообразия российского общества достижение социального согласия является обязательным условием укрепления государственности, стабильности, безопасности государства как приоритетной политики. Повышаются требования к ответственности и личностной свободе выбора, развитию культуры толерантности в ситуациях межнациональных отношений и общения.

Б. Н. Бобоёров, катта ўқитувчи 

Ташкент ахборот технологиялари университети,

Тошкент, Ўзбекистон

 

Ҳозирги давр глобал яхлитлашув жараёни билан бир вақтда миллий давлатчилик анъаналарининг ҳам тикланиб, ривожланиб бораётгани билан характерлидир. Икки қутбли дунё барҳам топиши билан ташкил бўлган янги мустақил давлатларнинг аксарияти миллий хусусиятга эга бўлиб, бугунги кунга қадар қарийб чорак аср мустақил тараққиёт йўлини босиб ўтди. Бу, ўз навбатида, бугунги кунда миллий давлатларнинг барқарор хусусиятга эга бўлиб бораётганидан далолатдир.

З. М. Исламов, доктор филологических наук, профессор

Ташкентский исламский университет,

г. Ташкент, Узбекистан

 

Население Узбекистана испокон веков исповедовали разные религии. История показывает, что в нашем краю представители зороастризма, иудаизма, христианства, ислама и других религий жили свободно, достигали творческого совершенства, и поныне представители различных конфессий мирно сосуществуют. Источники подтверждают, что на нашей территории не было ни одного крупного столкновения и тем более войн на религиозной почве. Исторические условия и события указывают на то, что в этом регионе благоприятно были сформированы принципы толерантности, в результате чего народы достигли мирного сосуществования, научно-культурного развития и творческого совершенства.

Н. А. Мухамедов, кандидат исторических наук, доцент

Ташкентский исламский университет,

г. Ташкент, Узбекистан

 

Во время  глобализационных  процессов в мире создание контакта, сотрудничества и межрелигиозной толерантности между народами с  разными культурами и вероисповеданиями имеет большое значение. Межрелигиозная толерантность и межнациональное согласие в Узбекистане имеют глубокие  исторические корни.

М. Т. Мусаев, тадқиқотчи

Ўзбекистон Республикаси Президенти ҳузуридаги

Давлат бошқаруви академияси,

Тошкент, Ўзбекистон

 

Миллатлараро тотувлик, диний бағрикенглик мамлакат барқарорлигини таъминлашда муҳим ўрин тўтади. Шу ўринда, миллатлараро тотувлик, диний бағрикенглик инсоният тараққиётининг энг муҳим омилидир. Ўзбекистон ҳудудида азалдан кўплаб миллат ва элатлар ўзаро иноқ тинч-тотувликда истиқомат қилиб келган. Тарихда юртимизда миллатлараро тотувлик, диний бағрикенглик асосида бирор марта ҳам низо чиқмаган.

А. С. Атаджанова, старший преподаватель

Ташкентский архитектурно-строительный институт,

г. Ташкент, Узбекистан

 

Проблема информационного терроризма начинает привлекать всё большее внимание современной философской науки. Это связано, в первую очередь, с постоянно ускоряющимся техническим прогрессом, нарастающей информатизацией общества и переходом мировой цивилизации в информационную эпоху. Современное общество немыслимо без коммуникаций, вся жизнь среднего человека плотно «завязана» на информации.