EnglishРусский

Текст. Произведение. Читатель

Ə. Қабылов Филология ғылымының кандидаты, доцент,  

Ш. Есенов атындағы Каспий мемлекеттік

технологиялар жəне инжиниринг университеті,  Актау, Қазақстан   

 

Өмірде  болмаған,  болмайтын  жайларды  көркем  образдар арқылы  жаңаша  бейнелеп,  дүние  бейнесін  қайта  құрып,  оған төтенше, оқырманға таныс емес түр беретін əдеби амал – көркем-дік  ойдан  шығарудың  бір  түрі.  Жалпы,  көркемдік  қиял,  ойдан шығару  –  əдебиеттің  ажырағысыз  белгілерінің  бірі  десек,  əдет-тегіден  бөлекше  бейнелеу  –  осы  көркемдік  ойлаудың,  көркем шарттылықтың  ең  жоғары  сатысы,  яғни  «шындыққа  сəйкеспей-тін» құбылыстардың поэтикалық шындыққа айналуы.

Текст. Произведение. Читатель
Комментариев: 0
22.07.2014

А. Х. Вафина, кандидат филологических наук,

А. Р. Сафина, студент 2 курса

Казанский (Приволжский) федеральный университет,

г. Казань, Республика Татарстан, Россия

 

Основу романа американской писательницы Сири Хустведт «Печали американца» составляет проблема одиночества. Одиночество в тексте произведения толкуется не как абстрактное понятие. Оно осмысляется в его непосредственном отношении к человеку, трактуется как непосредственный предмет его жизни. Чувство одиночества в романе представлено довольно широко и включает в себя множество понятий: разлука, потеря близких и родных людей, покинутый герой, тишина, темнота, молчаливый диалог, несчастие и старость, с одной стороны, но в то же время гармония со своим внутренним миром (к чему впоследствии в конце произведения приходит главный герой), естественность и индивидуальность – с другой. Чувства, эмоции и состояние героев позволяют в полной мере раскрыть понятие одиночества.

Текст. Произведение. Читатель
Комментариев: 0
22.07.2014

О. В. Сальникова, учитель

Гимназия № 50, г. Нижний Новгород, Россия

 

По мнению английского писателя О. Хаксли, легче написать десять сонетов, чем одно эффективное рекламное объявление. Рекламный текст – особый текст. Во-первых, в силу соотношения объёма вмещаемой информации и длины самого текста: «Чтобы словам было тесно, мыслям – просторно» – так определил эту закономерность Н. А. Некрасов. А это значит, что использование такого вида текста будет способствовать формированию у учеников умения находить точные, краткие, ёмкие формулировки, выделять существенное, видеть суть.

Текст. Произведение. Читатель
Комментариев: 0
22.07.2014

И. Р. Серёдкина, учитель

Ново-Идинская средняя общеобразовательная школа,

с. Новая Ида, Иркутская область, Россия

 

Язык, слово есть первооснова художественной литературы. Он многообразен, вбирает в себя все стили, воздействует на наши мысли и чувства. Именно встреча с удивительным словом начинает эмоциональный процесс чтения. Слово создавалось в житейском опыте предшествующих поколений через обретение присущих ему смыслов, чувств, настроений. Слово есть творчество человека, выражение человеческой мысли, «очеловечивание» окружающего мира. Слово – присущий только человеку признак (животные бессловесны, хотя и их можно научить похожим на речь звукам).

Текст. Произведение. Читатель
Комментариев: 0
22.07.2014

А. И. Дзюбенко, кандидат филологических наук, доцент;

В. А. Трофимова, студентка 3 курса

Южный федеральный университет,

г. Ростов-на-Дону, Россия

 

Сознание является объектом изучения целого спектра наук – филологии, социологии, психологии, социо- и психолингвистики, прагмалингвистики. Представители этих направлений единодушны в определении основных функций сознания (познавательная, творчески-конструктивная, регулятивно-управленческая, прогностическая), однако полемизируют о сущности этого термина, представляя его либо как тип ментального состояния, либо как способ восприятия, либо как способ взаимоотношений с окружающими.

Текст. Произведение. Читатель
Комментариев: 0
22.07.2014

А. И. Дзюбенко, кандидат филологических наук, доцент,

И. И. Ковалева, студентка 5 курса

Южный федеральный университет,

г. Ростов-на-Дону, Россия

 

Концепт является объектом интереса различных сфер знания, включая лингвистику, философию, социологию, культурологию, логику и математику, однако лингвокультурологическое понимание концепта отличается закрепленностью концепта за определенным способом языковой реализации. Иными словами, в когнитивной лингвистике обязательным для концепта является его вербализованность. Лингвокультурный концепт не только отражает национальную культуру мира, но и предметы реального или идеального мира, которые хранятся в национальной памяти языка. Концепт является культурно отмеченным вербализованным смыслом, представленным в плане выражения целым рядом своих языковых реализаций, образующих соответствующую лексико-семантическую парадигму [1, c. 268–276].

Текст. Произведение. Читатель
Комментариев: 0
22.07.2014

Э. Ф. Нагуманова, кандидат филологических наук, доцент

Казанский (Приволжский) федеральный университет,

г. Казань, Республика Татарстан, Россия

 

В начале ХХI века делается попытка ввести понятие «концепт» в литературоведение. Среди современных работ в области литературоведческого осмысления концепта стоит выделить исследования В. Г. Зусмана и Н. В. Володиной. Н. В. Володина в монографии «Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения» предлагает следующее определение концепта: «концепт – это смысловая структура, воплощенная в устойчивых образах, повторяющихся в границах определенного литературного ряда (в произведении, творчестве писателя, литературном направлении, периоде, национальной литературе), обладающая культурно значимым содержанием, семиотичностью и ментальной природой» [2, с. 19].

Текст. Произведение. Читатель
Комментариев: 0
22.07.2014

А. З. Хабибуллина, кандидат филологических наук, доцент

Казанский (Приволжский) федеральный университет,

Институт филологии и искусств,

г. Казань, Республика Татарстан, Россия

 

Изучение концепта судьбы в поэзии М. Ю. Лермонтова и восточных литературах – тема малоизученная в отечественном литературоведении. Вместе с тем выяснение того, как мышление русского поэта соотносится с Востоком, насколько оно близко восточному мировосприятию, является достаточно новым подходом в исследовании творчества М. Ю. Лермонтова.

Текст. Произведение. Читатель
Комментариев: 0
22.07.2014

Е. В. Шведова, старший преподаватель

Кемеровский государственный университет,

г. Кемерово, Россия

 

Роман Сидни Шелдона «Если наступит завтра» представляет собой захватывающую историю о невероятных ограблениях, которые совершает бывшая скромная служащая банка Трейси Уитни после того, как сама стала жертвой новоорлеанской мафии. По стечению обстоятельств Трейси оказывается в тюрьме, обманутая мафией и преданная любимым. После неожиданного помилования Трейси пытается вернуться к нормальной жизни, но отвергнутая обществом как побывавшая за решёткой, она становится воровкой и начинает мстить своим обидчикам. Её профиль – аферы с бриллиантами, денежными счетами и прочие авантюрные махинации.

Текст. Произведение. Читатель
Комментариев: 0
22.07.2014

Н. Д. Гусейнова, доктор философии по филологическим наукам,

С. И. Новрузова, доктор философии по филологическим наукам

Институт языкознания им. Насими,

Национальная академия наук Азербайджана,

г. Баку, Азербайджан

 

История терминологии в Азербайджане неразрывно связана с развитием азербайджанского литературного языка. Азербайджанский литературный язык начал формироваться в ХI–ХII вв. на основе общенародного языка, поэтому история образования различных терминов в азербайджанском языке также начинается с этого времени.

Текст. Произведение. Читатель
Комментариев: 0
22.07.2014