EnglishРусский

Религия – наука – общество: проблемы и перспективы взаимодействия

Е. Г. Якимова Кандидат философских наук

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого, г. Тула, Россия

 

Термин «эсхатология» имеет многовековую историю становления, несмотря на то, что проблема конечности бытия, составляющая ядро данного термина, лейтмотивом звучит в различных религиозных системах всех времен и народов. Можно предположить, что зарождение термина «эсхатология» произошло в рамках христианской религии от выражений έσχάταις ήμέραις («последние дни») (2 Тим. 3:1; 2 Пет. 3:3; Иак. 5:3), έσχατοι καιροί («последние времена») (1 Пет. 1:5), έσχάτη ώρα («последний час») (1 Иоанн 2:18), έσχάτου τών χρόνου («конец времен») (1 Пет. 1:20), έσχάτου τών  ήμερών («конец дней») (Евр. 1:2), встречающихся в текстах Нового Завета.

М. А. Рогинская Кандидат социологических наук

Институт философии и социологии,  

Краковский педагогический университет,

г. Краков, Польша

 

Основные модели отношений науки и религии можно отнести к двум парадигмам – утверждающей и отрицающей конфликт между этими областями. На фоне философской, исторической и социологической критики первой модели можно наблюдать растущую популярность второй. Своеобразным ее манифестом мы будем считать предложенную Стефаном Гульдом модель непересекающихся магистериев (non-overlaping magisterias, NOMA), согласно которой наука и религия не могут быть в конфликте, поскольку занимаются различными областями и задают кардинально различные вопросы.

Ю. Л. Фиденко Кандидат искусствоведения, доцент

Дальневосточная государственная академия искусств,

г. Владивосток, Россия

 

Второй Ватиканский собор (1962–1965) стал поворотным моментом в истории Римско-католической Церкви, своими решениями ознаменовав обновление литургического действа. Соборная конституция «О Богослужении» определила главную цель реформы: «полное, деятельное и совместное участие в совершении богослужения» всей общины [4, с. 88]. Месса должна быть простой и понятной, для активного участия верующих в службе приветствуется совместное пение на национальном языке [4, с. 90].

Публикация выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 14-33-01216.

И. А. Дорошин Кандидат философских наук, доцент

Саратовский государственный университет

имени Н. Г. Чернышевского,

г. Саратов, Россия

 

Саратовская область является одним из самых многонациональных субъектов Российской Федерации. По словам Президента России В. В. Путина на состоявшемся 3 июля текущего года заседании Совета по межнациональным отношениям: «В нём, в этом многообразии, безусловно, сила, преимущество нашей страны, которая веками впитывала разные традиции, культуры, разные этносы» [4]. Но противоречия между гражданской национальной идентичностью и собственно этнической идентичностью приводят население к фиксированию проблем межэтнических отношений.

А. Н. Данненберг Кандидат исторических наук, доцент

Российская академия народного хозяйства

и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Москва, Россия

 

Проблема биоэтики встала перед Католической церковью (как, впрочем, и перед религией в целом) во второй половине XX столетия в результате мощных научных прорывов в области медицины и биологии, а также изменений в этической сфере западного общества в сторону ее либерализации. Серьезным вызовом для Католической церкви явился образовавшийся разрыв между массовой общественной моралью и моральными постулатами христианства. Как верно отмечает В. П. Иерусалимский, Церкви стало «…все труднее преодолевать барьер между традиционным мироощущением и представлениями современных поколений…» [1, с. 98].

Н. Н. Шалашная Кандидат исторических наук, доцент

Донбасский государственный педагогический университет,

г. Славянск, Украина

 

Украинская православная церковь сыграла одну из ключевых ролей в процессе самоидентификации украинской нации в период её становления, т. е. во времена выхода казачества на политическую арену в качестве субъекта истории. Вопросам роли церкви в формировании государственной идеи данного периода посвящены исследования С. Плохия, О. Крыжановского, Н. Мыцика, Н. Яковенко и др., однако вопрос всё ещё далёк от окончательной ясности. Благодаря интеллектуальным усилиям православного духовенства, были сформулированы и внедрены в сознание народа основные идеологические принципы суверенного национального государства и само понятие украинской нации. Разработанная киевскими православными интеллектуалами в конце XVI – начале XVII века концепция идеального государства окончательно оформилась во времена митрополита Петра Могилы. Именно в среде православных книжников киевского круга обрело стройную завершённую форму учение об Украине как суверенном государстве, её политическом народе, под которым понималось всё православное население; государственной элите, в качестве которой выступало казачество; основных функциях государства и его трансцендентных смыслах [3].

Н. И. Ковалева Кандидат психологических наук, доцент,

В. И. Болли Студентка

Кубанский государственный университет,

филиал в г. Славянск-на-Кубани, Краснодарский край, Россия

 

Начиная со второй половины XX столетия, в мировом масштабе наметились процессы, характеризующиеся стремлением не только отдельных людей, но и целых народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность психологического склада, всплеском у мно­гих миллионов людей этнической идентичности – осознания своей принадлежности к определённому этносу.

Р. М. Бегеулов Доктор исторических наук, профессор

Карачаево-Черкесский государственный университет

имени У. Д. Алиева,

г. Карачаевск, Республика Карачаево-Черкессия, Россия

 

Среди мусульманского населения всего мира сегодня наблюдается заметный рост религиозной идентичности. Повышается роль и место исламских ценностей в жизни общества. Не является исключением из этого правила регион Северного Кавказа и, в частности, территория Карачаево-Черкесской республики. Не секрет, что данные процессы в северокавказском регионе сопровождаются проявлением религиозного радикализма и экстремизма. Причины этого, поиск путей устранения или минимизации данной угрозы неоднократно оказывались в центре внимания научного сообщества, различных общественных, государственных структур и т. д.

М. В. Третьякова Кандидат исторических наук, доцент

Нижегородский государственный университет,

филиал г. Арзамас, Россия

 

В 1551–1554 гг. представителем Венеции при дворе английских монархов Эдуарда VI (1547–1553) и Марии I (1553–1558) был Джакомо Соранцо (1518–1599) [5, с. 123–125]. По возращению на родину он представил своему правительству отчёт о выполненной им дипломатической миссии в Англии [10; 11]. В итоговом отчёте Джакомо Соранцо содержатся сведения о различных аспектах развития английского государства, собранные дипломатом за время его посольства. Как считают исследователи, отчёты венецианских дипломатов представляют собой уникальное явление, позволяющие изучать историю многих европейских и не только стран [6; 12; 7; 8; 9; 3; 2].

Н. Г. Келеберда Кандидат философских наук, доцент

Российская таможенная академия,

г. Ростов-на-Дону, Россия

 

Духовность в современной российской науке не образует цельного контекста с определенными критериями профессионального уровня. Достаточно сказать, что фундаментальных трудов, посвященных определению этого понятия, в российской науке считанные единицы. Это О. П. Флоренский, О. С. Булгаков, И. М. Концевич, С. С. Хоружий, С. С. Аверинцев, А. Ф. Лосев, Б. В. Раушенбах, В. Н. Лосский. Однако указанные авторы, рассматривая духовную проблематику, не делают концепт «духовность» принципиальным объектом изучения. Возникает вопрос об отправной точке в исследовании духовности.