EnglishРусский

Изучение волонтёрства в системе социально-гуманитарных наук

Д. С. Ермаков, доктор педагогических наук, доцент

Московский институт открытого образования,
г. Москва, Россия

А. С. Ермаков, кандидат биологических наук

Институт экспериментальной медицины,
г. Санкт-Петербург, Россия

 

Гражданское общество, основу которого составляет сознательное добровольное участие граждан в общественной жизни страны, – один из важнейших факторов становления демократического правового государства. В практическом отношении это означает, что решение множества социальных проблем непосредственно зависит от степени вовлечённости граждан в общественно полезную деятельность на добровольных началах – добровольческую, волонтёрскую деятельность [2].

Политологи рассматривают волонтёрство как важнейшее необходимое условие гражданского общества и демократии. Люди могут заявлять свои права и улучшать условия жизни сообщества, только когда у них есть возможность это делать. Образуя буфер между гражданами, правительством и корпорациями, добровольцы эффективно помогают обществу, создавая социальный капитал. Без активного участия волонтёров, общество подвергается риску впасть в тоталитаризм и репрессии. Именно волонтёрство позволяет людям приобретать навыки гражданского поведения и политического участия. Волонтёры получают навыки лидерства и руководства, применимые в сфере политической деятельности – такую функцию волонтёрских организаций можно назвать «школой демократии» [7].

С точки зрения экономики, волонтёрство – парадокс, нарушающий базовые представления о человеческом поведении – ведь люди должны работать, чтобы получить выгоду. Имеется несколько экономических моделей, объясняющих альтруистическое поведение волонтёров [5]. «Модель личных выгод» предполагает, что люди получают при этом некие выгоды для себя. «Инвестиционная модель» фокусируется на выгодах обмена, предполагая, что волонтёры получают опыт, новые навыки и повышают собственный человеческий капитал. «Потребительская модель» исходит из того, что волонтёр получает удовлетворение от самого факта волонтёрства. «Модель общественных благ» постулирует, что индивиды тратят своё время на повышение качества общественных благ, которые для них ценны. В целом можно полагать, что волонтёры получают пользу от своей деятельности дважды: как личные и как общественные блага.

Социологи понимают волонтёрство как общественный феномен, с которым связаны паттерны социальных взаимоотношений и взаимодействий между индивидуумами, группами, организациями. Социологи заинтересованы в изучении волонтёрства, при котором этот феномен можно было бы свести к классическим вопросам социального порядка и солидарности, степени интеграции общества. Волонтёры организуются социальными связями, которые скрепляют общество [8].

Изучение волонтёрства психологами стремится ответить на вопрос, какие персональные качества, связанные с поведением, отличают волонтёров от не-волонтёров. Среди них есть как принципиально (обходительность, экстравертность), так и менее принципиально (добросовестность, нейротизм, открытость новому опыту) связанные с волонтёрством характеристики [3]. Есть и признаки (ориентация на социальные ценности, эмпатическая забота, переживание о перспективах, позитивная самооцентка), которые связаны со специфическими типами общественно-полезного поведения, – это своего рода «передаточные звенья» между признаками высокого уровня и самим общественно-полезным поведением. Кластер признаков, типичных для волонтёра, получил название «просоциальный тип» с двумя важными измерениями – эмпатия к другим и полезность [6].

По данным отечественных исследователей, человеку, готовому прийти на помощь другим людям, присущие следующие черты: он должен искать возможность помочь; он приходит к определённому решению после периода обдумывания; он оказывает помощь в течение какого-то времени, и решение о том, когда он начнет оказывать помощь и сколько она будет продолжаться, должно быть согласовано с его занятостью и его интересами и целями [1].

Наиболее фундаментальным подходом в понимании концепции волонтёрства является анализ соотношения затрат и получаемых выгод. Те, кто несут большие затраты, скорее всего будут восприниматься как волонтёры, чем те, кто несут меньшие затраты. Для волонтёров затраты выше, а получаемая личная выгода ниже, что отличает их от остальных – неволонтёров [4].

 

Библиографический список

  1. Азарова Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: автореферат дис. ... канд. психол. наук. – Хабаровск, 2008. – 20 с.
  2. Бодренкова Г.П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике. – М.: АНО «СПО СОТИС». – 2013. – 320 с.
  3. Carlo G., Okun M.A., Knight G.P., Guzman M.R.T. de. The interplay of traits and motives on vol-unteering: agreeableness, extraversion and prosocial value motivation // Personality and individual differences. – 2005. – Vol. 38. – № 6. – Р. 1293–1305.
  4. Handy F., Cnaan R.A., Brudney J.L., Ascoli U., Meijs L.C.M.P., Ranade S. Public perception of “Who is a volunteer”: an examination of the net-cost approach from a cross-cultural perspective // Voluntas. – 2000. – Vol. 11. – № 1. – Р. 45–65.
  5. Hustinx L., Cnaan R.A., Handy F. Navigating theories of volunteering: a hybrid map for a complex phenomenon // Journal for the theory of social behaviour. – 2010. – Vol. 40. – № 4. – Р. 0021–8308.
  6. Penner L.A. Dispositional and organizational influences on sustained volunteerism: an interactionist perspective // Journal of social issues. – 2002. – Vol. 58. – № 3. – Р. 447–467.
  7. Theiss-Morse E., Hibbing J.R. Citizenship and civic engagement // Annual review of political science. – 2005. – Vol. 8. – Р. 227–249.
  8. Wuthnow R. Acts of compassion. – Princeton: Princeton university press, 1991. – 334 p. 

Комментарии:

Ваш ник:
Ваш email:
Текст комментария: