EnglishРусский

Формирование готовности будущих учителей музыки к профессиональной деятельности в педагогическом университете

Н. М. Дресвянникова. Кандидат педагогических наук;

Институт культуры и искусства

Липецкого государственного педагогического университета

имени П. П. Семёнова-Тян-Шанского,

г. Липецк, Россия

 

В настоящее время в музыкальном образовании соответствии с запросами времени существует необходимость в учителях, которые способны на высоком профессиональном уровне подходить к решению любых проблем. Непосредственное участие в обучении, развитии и воспитании школьников, предполагает формирование в педагогическом университете у будущих учителей музыки готовности к профессиональной деятельности.

Анализ содержания музыкально-педагогической деятельности учителя музыки, содержания понятий «готовность к деятельности» (А. Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова), «готовность к действию» (В. Зинченко, Б. Мещеряков) и «профессиональная деятельность учителя» (Е. С. Рапацевич, В. А. Сластенин) позволил сформулировать понятие «готовность учителя музыки к профессиональной деятельности», которое подразумевает соответствующий уровень владения учителем музыки различными видами деятельности, общепедагогическими и музыкальными знаниями, умениями и навыками; соответствующий уровень сформированности общепедагогических и специальных – музыкальных способностей, личностно-значимых качеств и музыкально-творческого опыта.

Специфика работы учителей музыки в школе вызывает необходимость овладения ими в педагогическом университете специальными знаниями о музыкальных способностях и специальными умениями развивать их у школьников. В систему музыкальных способностей входит музыкальный слух и его разновидность – тембровый слух, который позволяет воспринимать окраску звука, тембры музыкальных инструментов и человеческих голосов, колорит звучания, возникающие благодаря разным темброобразующим факторам: гармоническим, регистровым, фактурным и др. [3, с. 47].

Возможность приобретения специальных знаний и умений, составляющих готовность к профессиональной деятельности, студенты получают в период прохождения педагогической практики. Они проводят опытно-экспериментальные исследования по темам своих выпускных квалификационных работ, получая практический опыт. Ниже представлены разработки экспериментальных уроков музыки во 2-х классах студента А. В. Бородина Института культуры и искусства Липецкого государственного педагогического университета, целью которых является развитие тембрового слуха младших школьников в музыкальной деятельности.

Для проведения эксперимента студентом был выполнен анализ программ по предмету «Музыка». Он пришел к выводу, что эффективно осуществлять развитие тембрового слуха младших школьников, обратившись к программе Т. В. Надолинской, которая является вариантом программы Д. Б. Кабалевского. Программа содержит в качестве темы 4-ой четверти 2-го класса тему «Что такое музыкальная речь?». На уроке № 5 «Регистр и тембр», на уроке 6 «Инструменты симфонического оркестра», на уроке № 7 «Симфоническая сказка», на уроке № 8 «Концерт в детской филармонии» предполагается изучение элемента музыкальной речи –тембра и тембровой окраски инструментов симфонического оркестра. В экспериментальные уроки студентом был введен, кроме указанного в программе, дополнительный музыкального материала. С некоторыми изменениями сохранено планирование учебного материала.

Тема 4-й четверти «Что такое музыкальная речь?»

1-й урок по теме «Элементы музыкальной речи».

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке:

1. Музыкально-теоретическая и музыкально-историческая виды деятельности: изучение содержания понятий «музыкальная речь» и «музыкальный тембр»; повторение содержания понятий «лад», «ритм», «темп», «сила звука»; различных характеристик звуков (по высоте, темпу, продолжительности, силе звучания) на примере произведений композиторов М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, Д. Б. Кабалевского.

2. Музыкально-слушательская деятельность: слушание тем Шахриара (валторны, тромбоны, фаготы) и Шехеразады (скрипка) из симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова; каватины Антониды «Ах, ты поле моё» (сопрано) и арии Сусанина «Ты взойдёшь, моя заря» (бас) из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки; пьесы «Зайчик дразнит медвежонка» Д. Б. Кабалевского.

3. Музыкально-исполнительская деятельность:

1) пение русской народной песни «Тень-тень»;

2) игра на элементарных музыкальных инструментах (бубнах, маракасах) сопровождения в ритме вокальной мелодии к русской народной песне «Тень-тень».

4. Музыкально ориентированная полихудожественная деятельность: показ на «Ленте музыкального развития» высотного расположения тем Шахриара и Шехеразады с обозначением тембров из 1-ой части симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова, тем из пьесы «Зайчик дразнит медвежонка» Д. Б. Кабалевского.

Экспериментальные задания (выполняются в начале урока):

1) выполнить тест «Музыкальный тембр»;

2) заполнить таблицу «Тембры в музыке», определив инструменты.

Домашнее задание: подобрать и записать слова (отвечающие на вопрос «какое?»), которые характеризуют звучание скрипки, исполняющей тему Шехеразады; медных духовых инструментов, исполняющих тему Шахриара из 1-ой части симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова. Использовать вербальный словарь из учебника «Музыка» Т. В. Надолинской, А. В. Лушкиной, Н. А. Любомищенко.

2-й урок по теме «Мелодия».

Виды деятельности, используемые на уроке:

1. Музыкально-теоретическая и музыкально-историческая виды деятельности: изучение мелодии как элемента музыкальной речи на примере произведений А. К. Лядова, К. Дебюсси, С. Полонского; закрепление знаний о тембровой окраске арфы примере музыки К. Дебюсси.

2. Музыкально-слушательская деятельность: слушание пьесы «Табакерка» А. К. Лядова, фрагмента пьесы «Лунный свет» К. Дебюсси в переложении для арфы и оркестра С. Канги.

3. Музыкально-исполнительская деятельность: пение «Весенней песенки» С. Полонского.

4. Музыкально ориентированная полихудожественная деятельность:

1) музыкально-литературная деятельность: чтение слов, которые характеризуют звучание скрипки, исполняющей тему Шехеразады; медных духовых инструментов, исполняющих тему Шахриара из симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова (из домашнего задания);

2) музыкально-пластическая деятельность: пение «Весенней песенки» С. Полонского по столбице;

3) «свободное дирижирование» в процессе слушания пьесы «Лунный свет» К. Дебюсси в переложение для арфы и оркестра;

4) музыкально-изобразительную деятельность: графическое изображение рисунка мелодии в тетради и рукой Весенней песенки» С. Полонского;

5. Музыкально-композиционная деятельность: импровизация мелодии на текст из песни «Ай дуду».

Домашнее задание: выполнение «свободного рисунка» к пьесе «Лунный свет» К. Дебюсси в переложении для арфы и оркестра.

3 –й урок по теме «Ритм и темп».

Виды деятельности, используемые на уроке:

1. Музыкально-теоретическая деятельность и музыкально-историческая виды деятельности: изучение ритма и темпа как элементов музыкальной речи, их взаимосвязи и выразительного значения на примере произведений Д.Б. Кабалевского, русской народной песни; изучение тембров флейты пикколо, челесты и закрепление знаний о тембрах флейты, трубы, фагота на примере музыки П. И. Чайковского.

2. Музыкально-слушательская деятельность: слушание фрагментов «Китайского танца» (флейта пикколо, два фагота), «Танца пастушков» (три флейты, две трубы), «Танца феи Драже» (челеста) из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

3. Музыкально-исполнительская деятельность:

1) разучивание и исполнение песни «Игра в гостей» Д. Б. Кабалевского;

2) игра на элементарных музыкальных инструментах ритмического сопровождения в ритме вокальной мелодии к русской народной песне «Калинка»; на треугольнике – ритмического вступления к песне;

3) игра на элементарных музыкальных инструментах ритмических рисунков в игре «Алиса в Зазеркалье».

4. Музыкально ориентированная полихудожественная деятельность:

1) музыкально-изобразительную деятельность: показ на «Ленте музыкального развития» высотного расположения тембров «Катайского танца», «Танца пастушков» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского;

2) музыкально-пластическая деятельность: «свободное дирижирование» (1-я группа) в процессе звучания «Арабского танца» (струнные) из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского;

3) музыкально-изобразительную деятельность: выполнение рисунка в виде «свободной графики» в процессе звучания «Катайского танца» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского;

4) музыкально-изобразительную деятельность: просмотр «свободных рисунков» к пьесе «Лунный свет» К. Дебюсси (из домашнего задания).

5. Музыкально-композиционная деятельность: импровизация ритмического вступления на элементарных музыкальных инструментах (бубнах, треугольниках, маракасах, кастаньетах и др.) к «Арабскому танцу» (2-я группа) из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Домашнее задание: написать сочинение «Тембр инструмента в танце феи Драже» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. Использовать план из незаконченных предложений.

4-й урок по теме «Динамические оттенки».

Виды деятельности, используемые на уроке:

1. Музыкально-теоретическая и музыкально-историческая виды деятельности: закрепление знаний о динамических оттенках элементах музыкальной речи на примере музыки Н. Я. Мясковского, А. Зацепина, Д. Б. Кабалевского; изучение тембрового звучания хоров детского, женского, мужского на основе музыки Ж. Бизе, П. И. Чайковского, А. П. Бородина.

2. Музыкально-слушательская деятельность: слушание пьесы «Вроде вальса» Н. Я. Мясковского; фрагментов хора мальчиков из оперы «Кармен» Ж. Бизе, хора (женского) «Девицы-красавицы» из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, хора бояр (мужского) «Мужайся, княгиня» из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина.

3 Музыкально-исполнительская деятельность:

1) разучивание и исполнение песни «Волшебник – недоучка» А. Зацепина (один куплет);

2) игра на элементарных музыкальных инструментах ритмического аккомпанемента к пьесе «Вроде вальса» Н. Я. Мясковского: сильных долей (форте) – на бубнах; проследования долей (пиано)– на маракасах;

4. Музыкально ориентированная полихудожественная деятельность:

1) музыкально-литературная деятельность: чтение стихов с разной динамикой (форте, пиано, крещендо, диминуэндо) в игре «Узнай по голосу»;

2) музыкально-пластическая деятельность: дирижирование в процессе звучания пьесы «Вроде вальса» Н. Я. Мясковского (пиано) с акцентированием (форте) сильной доли;

3) музыкально-пластическая деятельность: дирижирование в процессе звучания женского хора «Девицы-красавицы» из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (пиано) с акцентированием (форте) сильной доли;

4) музыкально-литературная деятельность: зачитывание сочинений «Тембр инструмента в Танце феи Драже» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, написанных по плану из незаконченных предложений.

5) исполнение песни «Игра в гостей» Д. Б. Кабалевского группами: 1-я группа – «хозяйки» (пиано), 2-я – «гости» (форте), 3-я – игра на маракасе – вступления к песне, 4-я – на треугольнике выделение сильных долей.

Домашнее задание: заполнить таблицу «Тембровое звучание хоров. Использовать вербальный словарь из учебника «Музыка».

5-й урок по теме «Регистр и тембр».

Виды деятельности, используемые на уроке:

1. Музыкально-теоретическая деятельность и музыкально-историческая виды деятельности: изучение понятий «регистр», «скрипичный ключ», «басовый ключ», «фермата»; тембра кларнета и певческого голоса баритона; закрепление знаний о тембровой окраске музыки на примере произведений И. С. Баха, С. С. Прокофьева, М. И. Глинки.

2. Музыкально - слушательская деятельность: слушание арии Руслана (баритон) «Дай, Перун, булатный меч» из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки; из симфонической сказки «Петя и волк» С. С. Прокофьева тем Пети (скрипки), Птички (флейта), Утки (гобой), Кошки (кларнет).

3. Музыкально-исполнительская деятельность:

1) разучивание и исполнение песни «За рекою старый дом» И.С. Баха;

2) игра на элементарных музыкальных инструментах ритмического рисунка к песне «За рекою старый дом» И. С. Баха.

4. Музыкально ориентированная полихудожественная деятельность:

1) музыкально-пластическая деятельность: игра «Превращение в музыкальный инструмент»;

2) музыкально-изобразительная деятельность: показ на «Ленте музыкального развития» тем и тембров Пети, Птички, Утки, Кошки  из симфонической сказки «Петя и волк» С. С. Прокофьева;

3) музыкально-литературная деятельность: рассказывание содержания симфонической сказки «Петя и волк» по рисункам учебника «Музыка».

Экспериментальное задание: проверка заполненных таблиц «Тембровое звучание хоров» и заполнение столбца «Регистр, в котором звучит хор».

Домашнее задание: нарисовать рисунок с персонажем симфонической сказки «Петя и волк» С. С. Прокофьева. Написать на нём слова, которые характеризуют звучание инструмента, исполняющего тему этого персонажа.

6-й урок по теме «Инструменты симфонического оркестра».

Виды деятельности, используемые на уроке:

1. Музыкально-теоретическая деятельность и музыкально-историческая виды деятельности: закрепление знаний о тембрах и тембровых звучаниях инструментов симфонического оркестра, в частности тембрового звучания валторны и литавр на примере музыки Е. Крылатова С.С. Прокофьева.

2. Музыкально слушательская деятельность: слушание из симфонической сказки «Петя и волк» С. С. Прокофьева тем Дедушки (фагот), Волка (валторны), Охотников (литавры), музыки заключительного шествия.

3. Музыкально-исполнительская деятельность:

1) разучивание 1-го куплета «Песенки о лете» Е. Крылатова;

2) игра на музыкальных инструментах (маракасах) ритмической пульсации долей к «Песенке о лете» Е. Крылатова;

4. Музыкально ориентированная полихудожественая деятельность:

1) музыкально-изобразительную деятельность: показ на «Ленте музыкального развития» тем с обозначением тембров Дедушки, Волка, Охотников из симфонической сказки «Петя и волк» С. С. Прокофьева.

2) музыкально-пластическая деятельность: игра «Превращение в симфонический оркестр»;

3) музыкально-изобразительная деятельность: проверка рисунков с персонажами из симфонической сказки «Петя и волк» С. С. Прокофьева. На рисунках написаны слова, характеризующие звучание инструментов, исполняющих темы персонажей сказки (из домашнего задания).

Домашнее задание: подобрать и записать слова, характеризующие звучание фагота, исполняющего тему Дедушки из симфонической сказки «Петя и волк» С. С. Прокофьева. Использовать вербальный словарь.

7-й урок по теме «Тембры в произведениях со сказочной темой».

Виды деятельности, используемые на уроке.

1. Музыкально-теоретическая деятельность и музыкально-историческая виды деятельности: закрепление знаний о тембрах певческих голосов – басового, сопранового и изучение тембровой окраски тенорового голоса на примере музыкальных произведений со сказочной тематикой.

2. Музыкально-слушательская деятельность: слушание фрагментов ариетты Снегурочки (сопрано) «Слыхала, я слыхала», песни деда Мороза (бас) «По богатым посадским домам колотить по углам», каватины царя Берендея (тенор) «Полна, полна чудес могучая природа» из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова.

3. Музыкально-исполнительская деятельность:

1) разучивание 2-го куплета «Песенки о лете» Е. Крылатова;

2) музыкально-изобразительная деятельность: показ на «Ленте музыкального развития» высотного расположения тем с обозначением тембров голосов в процессе прослушивания сольных номеров из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.

4. Музыкально-композиционная деятельность: вокальная импровизация на текст сказки «Теремок» с участием автора, Лягушки-квакушки, Мышки-норушки, Лисы, Медведя, Зайца, Лисы. Импровизируя, школьники темброво подражают животным.

Домашнее задание: написать сочинение по тембровому звучанию голосов «Тембры голосов в опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова». В процессе написания использовать план из незаконченных предложений.

Таким образом, в педагогическом университете в рамках педагогической практики происходит формирование у студентов – будущих учителей музыки знаний о музыкальной способности – тембровом слухе, и умений развивать его у школьников, которые являются составляющими их готовности к профессиональной деятельности в школе.

 

Библиографический список

 

1. Большой психологический словарь /Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. – М.: Олма-пресс, 2004. – 794 с.

2. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н / Д.: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448с.

3. Литвинова Т.А. Тембровый слух / Т.А. Литвинова // Журнал Музыковедение, 2009. № 6. 1997. – С. 45 – 48.

4. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: Современное слово, 2001. – 928 с.

Комментарии:

Ваш ник:
Ваш email:
Текст комментария: