EnglishРусский

МОЛОДЁЖЬ О ФОТОГРАФИИ

Н. В. Абросимова Кандидат политических наук

Санкт-Петербургский государственный университет,

г. Санкт-Петербург, Россия

 

Современное общество немыслимо без визуальных образов, ежедневно создаваемых и воспринимаемых (потребляемых) человеком. Очевидно и то, «что когда человек воспринимает окружающий мир, он строит свою картину, свой образ этого мира» [2]. И молодые люди, повсеместно использующие доступные сегодня практически каждому технологии, не являются исключением. Учитывая вышесказанное и возрастающий интерес зарубежного и российского научного сообщества к изучению истории и теории электронно-цифровых технологий, анализу их влияния на жизнь человека, искусства фотографии как части вырисовывающегося направления, условно называемого «visual studies», или «исследования визуального» [2, 3, 4], весьма актуальными представляются результаты эмпирического исследования, с отдельными итогами которого автор и предлагает ознакомиться.

Итак, весной 2014 года автором исследования «Отношение молодёжи к фотографии» было проведено анкетирование. Анкета содержала несколько блоков вопросов (информация об ответах на вопросы паспортички не включены в данный материал). Первый блок вопросов автором был назван «Общее отношение к фотографии». Ответы на некоторые вопросы этого блока были представлены на конференции «Цели, задачи и ценности воспитания в современных условиях» [1].

На вопрос: «Что именно Вас интересует в фотографии» (можно было выбрать несколько вариантов ответа) респонденты ответили следующим образом. 63% выбрали вариант «процесс фотографирования», 48% – «процесс выслушивания отзывов, чтения откликов, наблюдения количества «лайков» от людей, просмотревших Ваши снимки», 46% – «процесс обработки фотоизображений с помощью компьютерных программ», 32% – «процесс выкладывания фотографий в Интернет». Далее по убывающей разместились такие ответы на вопрос: по 16% (каждый вариант ответа) – «история фотографии как искусства» и «процесс размещения фотографий в фотоальбоме», по 9% – «история фотографии как технического изобретения» и «процесс проявки плёнки и печати фотографий своими руками». 7% опрошенных выбрали вариант «другое», добавив при этом следующее (здесь и далее в статье стиль, слова и фразы опрошенных сохранены без изменений): «любопытство», «мне нравится, когда меня фотографируют», «сама фотография как арт-объект», «процесс просмотра фотографий и их оценка», «разработка творческих образов, абсурдность, фото как произведение искусства», «память», «интересны различные выставки и работы в студии с профессиональными фотографами».

На вопрос: «Для Вас фотография – это…» (можно было выбрать несколько вариантов ответа) опрашиваемые ответили: 58% – «документ с изображением прошедшего события»; 46% – «искусство»; 41% – «возможность показать себя, свои способности»; 25% – «средство для общения с людьми». По 8% набрали варианты ответа «фотка», изображение, которому не стоит предавать особое значение (по принципу «сфоткал и забыл») и «другое» (варианты своих ответов: «память», «воспоминания», «траффик», «фотографии для меня очень дороги, я запечатлеваю лучшие моменты своей жизни, в этих фотографиях содержится очень много воспоминаний и впечатлений», «хобби», «увлечение, творческая самореализация»). Только 1% назвал фотографию своей профессией, работой.

Среди опрошенных респондентов, ответивших положительно (количество ответивших «да, часто» и «да, иногда», «да, очень редко» было представлено в статье на указанной выше конференции [1]) на вопрос: «Когда Вы фотографируете, Вы: …» вариант «запечатлеваю событие/человека на память» выбрали большинство, что в процентном соотношении составило 89%. Наименьшее количество раз (2%) был выбран вариант «другое», при этом были добавлены следующие ответы: «нажимаю на кнопку», «селфи», «просто фотографирую», «ищу что-то новое в обычных местах», «стараюсь показать окружающий меня мир в более ярких красках, получаю удовольствие, пытаюсь произвести нечто новое».

Второй блок вопросов был назван «Процесс создания изображения с помощью фотокамеры».

Ответы на вопрос: «С какой целью Вы фотографируете?» (можно было выбрать несколько вариантов ответа) распределились следующим образом. Вариант «для того чтобы выложить изображение в Интернете (соцсетях, блогах, сайтах)» выбрали 81% опрошенных респондентов, примерно половина респондентов выбрали вариант «для семейного альбома» (48%). Меньшим количеством респондентов были выбраны такие ответы: «для создания рекламных материалов» и «делаю фотоснимки для документов» (по 3% каждый), «для иллюстрирования чужих новостей, статей и прочих информационных материалов в СМИ» (2%).

На вопрос: «Что/кого Вы фотографируете чаще всего?» (можно было выбрать три варианта ответа) от респондентов поступили такие ответы. Большее число опрашиваемых выбрали вариант «друзей» (77%). Вариант «природу (море, горы, леса, поля и т.п.)» отметили 60% опрошенных, «себя» – чуть более половины (54%) и городские виды (пейзажи в городе и т.п.) – 46%. Наименьшее число респондентов выбрали вариант «незнакомых мне людей» (9%) и «другое» (8%), приписав при этом такие ответы: «свои работы или чужие творческие работы», «снимаю всё», «экстрим», «прикольные надписи», «еду», «небо», «текст», «любые интересные мне вещи, необычные, смешные».

В ответ на вопрос: «Какие фотоизображения Вы создаёте чаще всего?» (возможен только один вариант ответа) анкетёр получил следующие ответы: реалистичные (69%), абстрактные (5%), затрудняюсь ответить (25%).

В анкете присутствовал также блок вопросов, касающихся технических средств фотографии. Так, во-первых, респондентам было предложено выбрать один из трёх вариантов ответов («использую только ручные настройки», «использую и ручные настройки, и автоматический режим», «использую только автоматический режим») на вопрос: «Когда Вы фотографируете, Вы: …». Результаты распределились так: первый из вышеуказанных вариантов набрал 17%, второй – 68%, третий – 15%.

Во-вторых, респонденты отвечали на вопрос: «Каким фотоаппаратом Вы пользуетесь в последнее время?», также как в предыдущем вопросе, выбирая только один вариант. Результат получился следующим. Большинство опрошенных (54%) выбрали вариант «использую фотокамеру, встроенную в мобильный телефон». Меньше всего респондентов выбрали такие ответы: «создаю фотографии доплёночным способом» (1%), «использую плёночный фотоаппарат зарубежного производства» (1%), «использую плёночный советский фотоаппарат» (2%).

В-третьих, опрашиваемым был предложен вопрос с возможностью выбрать один вариант ответа: «Обрабатываете ли Вы фотографии на компьютере?». Ответы распределились так: «да, редко» выбрали 39% респондентов, «да, часто» – 28%, «никогда» – 19%, «да, всегда» – 14%. Таким образом, можно сказать, что большинство (81%) опрошенных в той или иной степени используют компьютер при создании фотоизображений.

В-третьих, тем респондентам, которые используют компьютер для обработки фотографий, было предложено ответить на следующий вопрос: «Какими компьютерными программами обработки фотоизображений Вы пользуетесь?» (предусмотрена возможность выбора нескольких вариантов ответа). На что было получено следующее: 54% респондентов, обрабатывающих фотографии на компьютере, работают с программой «Adobe Photoshop», 11% – «Adobe Photoshop Lightroom». 29% опрошенных выбрали вариант «другое». Последних условно можно разделить на две группы. Первая группа – те, кто назвал программы, сайты или устройство, на котором установлена программа: «Avatan», «Aviary», «Picasa», «Befunky», «gfranq.com», «iPhoto», «Line camera», «Retrica», «Animal Face», «Paint.net», «Pixlr (on-line)», «PhotoScape», «Instagram», «Photomania», «программы на «айфоне», «Catwang», «Paint tool Sai», «PicsArt», «pixlr editor», «pixlr o-matic», «lomogram», «Pixlromatict», «ZoomBrowzer, если снимаю фото не на плёнку», «использую телефонные настройки и эффекты». Вторая группа – те, кто не помнит, не знает, затрудняется ответить: «использую онлайн-фоторедактор, но не знаю названия сайта (программы)», «не помню названия», «различные онлайн-фоторедакторы», «затрудняюсь ответить», «т.к. ещё только любитель, обрабатываю, где попало».

Следующий блок вопросов анкеты был посвящён теории и истории фотографии. В рамках данного блока было несколько открытых вопросов.

Итак, первый вопрос: «Какие жанры фотографии Вы знаете?». Ответы респондентов распределились следующим образом: чуть меньше половины (47%) респондентов затруднились ответить. Чаще всего респонденты упоминали такой жанр, как «портрет» (43 раза), жанр пейзажа был упомянут 42 раза, 18 раз вспомнили о натюрморте. Семь раз респондентами к жанру фотографии отнесён «репортаж», или «репортажная съёмка». Кроме того, к отдельным жанрам причислили (6 раз каждый вид) такие виды съёмки: «селфи» и «ню», или «фотография в стиле ню». По три раза упоминаются как жанры: «архитектурная фотография», или «архитектурное», или «архитектурные», «документальная съёмка», или «документальное фото», «панорама», или «панорамная съёмка», «свадебная», или «свадебное», «уличная фотография», «чёрно-белая фотография», или «чёрно-белое фото». По два раза как о жанрах говорили о следующем: «городские съёмки», или «городской пейзаж», «жанровая фотография», или «жанровые снимки», «интерьерная», или «интерьерное», «коллаж», «макросъёмка», «предметная съёмка», «ретро», «сепия», «сюрреализм», «фотожурналистика», или «фотография для СМИ – «с места событий». По одному разу к числу жанров отнесли такие: «fashion»,  «анималистический», «астро», «аэрофотосъёмка», «бытовой жанр», «винтаж», «коммерческая (рекламная)», «концертные съёмки», «мобилография», «новостная», «ночная фотография», «нуар», «пикториализм», «реалистичный и абстрактный жанры», «репрография», «семейное фото», «студийное фото», «трэш-съёмка», «фотоимпрессионизм», а также «экстрим-фото» и даже «личные фотографии и фотоискусство».

Второй вопрос блока теории и истории фотографии звучал следующим образом: «Какие имена изобретателей фотографии Вы знаете?». В результате были получены такие ответы: 86% затруднились ответить на вопрос, 5% ответивших назвали имя Дагерра, 3% указали братьев Булла, 2% назвали имя Нисефора Ньепса, 1% – братьев Люмьер, Максвелла, Карла Вильгельма Шееле, Гершеля, Эдисона и даже Марата Сафина.

На третий вопрос: «Какие имена зарубежных и советских/российских фотографов Вы знаете?» – были получены такие ответы: «Карл Булла», «Atle Rшnningen», «Хельмут Ньютон», «Терри Ричардсон», «Найджел Баркер», «Пётр Чечулин», «Илья Юртаев», «Сергей Виталич», «Патрик Демаршелье», «Брайан Адамс», «Марио Тестино», «Игорь Мухин», «Джерри Гионис (свадебный фотограф)», «Игорь Бурба», «Анастасия Грушевская», «Даниил Ярощук», «Дмитрий Азаров», «Мурад Османн», «Пьерджорджо Бранци», «Ник Найт», «Александр Меерсон», «Гюнтер Рихли», «Клаус Нигге», «Владимир Кириллов», «Айххорн Рут», «Гальперин», «Захаров», «Люмьеры», «Быков», «Кауфман», «Лагранж», «Уорхол», «Шайхет», «знаю больше, сейчас помню эти: Юрий Рост, Лев Мелехов, Валерий Плотников, Вивьен Майер», «Ян Саудек», «Рэльф Гибсон». Четыре человека сказали «не знаю». Кроме того, интервьюируемые дали такие ответы: «не вижу смысла интересоваться ими, когда ты сам занимаешься фото и создаёшь что-то своё», «плохо запоминаю имена, хотя и знакома со многими работами», «что-то никто в голову и не идёт :)», «если честно, я не запоминаю имена», «имена эти я знаю, но не могу с уверенностью сказать, что их работы мне нравятся: Стив Маккари, Ричард Аведон».

Четвёртый вопрос блока «Теория и история фотографии» звучал так: «Что такое ритм в фотоискусстве?». «Не знаю» сказали 84% опрошенных. Были получены и такие ответы: «это повторение однородных предметов или деталей одного предмета», «то, что приводит фотографию в движение, делая её художественным произведением», «повторение с определёнными промежутками», «повторение фигур, цвета», «ритм – организованность пространства; непрерывность, периодичность, протяжённость снимаемого объекта во времени и пространстве», «построение композиции посредством определённого чередования форм и контрастов», «равное повторение одних и тех же элементов с одинаковым промежутком на фотографии», «это какую композицию снимают», «взаимодействующие предметы, которые могут совершенно не сочетаться друг с другом», «возможно, качество выбора композиции», «движение в фотографии с помощью цветов, композиции», «повторение каких-то предметов, где они могут находиться на каком-то определённом расстоянии», «одно из нескольких выразительных средств, применённых для создания композиции», «это повторение определённых предметов», «сочетание света, теней, цвета; точно не знаю», «может быть, компиляция фотографий с изображением движущегося предмета/человека», «это повторяющиеся, идентичные и/или одинаковые элементы на фото, в общем, не знаю, как это объяснить, но мне это нравится», «динамика фотоснимков».

На следующий вопрос: «Что такое «правило третей» в фотоискусстве?» блока теории и истории фотографии автором статьи были получены такие ответы: вариант «не знаю» написали 81% респондентов. Кроме того, были даны нижеследующие ответы. Их условно можно разделить на три группы:

1) «если предмет убрать и ничего не изменится, то этот предмет лишний, а если чего-то не хватает, то он нужен»; 2) «третья фотография всегда успешна)))) я так думаю», «возможно, это означает то, что третья фотография получается лучше всего, «каждая третья фотография получается лучше (то есть только с третьего раза)», «третья фотография всегда получается лучше всего», «возможно, это означает, что каждая третья фотография получается лучше предыдущих», «две первые фотки «пристрельные»»; 3) «кого-то третировал и сфоткал, а если серьёзно – это один из законов композиции», «способ построения композиции», «2/3 и треть на горизонт-небо», «предполагаю, что это условное разделение кадра на три части», «композиционное деление фото на 3 равные части по горизонтали/вертикали», «правило третей – принцип построения фотографии на основе упрощённого правила о золотом сечении», «деление композиции при помощи параллельных линий на три равные части с каждой стороны фотоизображения», «использование правила золотого сечения в упрощённом виде – правило построения композиции, использование чисел Фибоначчи в построении пропорций на композиции», «как расположены главные объекты», «правило, в котором говорится, что горизонт должен занимать треть или две трети кадра, а не половину кадра», «правило золотого сечения», «это правило золотого сечения, построение композиции, так сказать», «может быть, это значит, что должны быть три равновесные части?», «что-то, связанное с пропорцией/перспективой на фотографии».

Исходя из представленных выше материалов, автор делает следующие выводы. Молодым людям нравится в фотографии сам процесс фотографирования, процесс выслушивания отзывов, чтения откликов, наблюдение количества «лайков» от людей, просмотревших снимки в Интернете, а также процессы обработки фотоизображений с помощью компьютерных программ и выкладывания фотографий в Интернет. Кроме того, фотография для них является документом с изображением прошедшего события, искусством, средством коммуникации и возможностью показать себя и свои способности. Большинство опрошенных (81%) фотографируют с целью дальнейшего размещения фотографий в Интернете (социальных сетях, блогах, сайтах), что ещё раз подтверждает тезис о влиянии фотографии на процесс создания виртуальной реальности [10]. Большинство опрошенных чаще всего фотографируют друзей, природу, себя и город. Чаще всего респонденты создают реалистичные фотообразы, а не абстрактные.

Стоит констатировать тот факт, что молодые люди используют технические средства искусства фотографии, не зная о том, что такое жанр фотографии и такие её изобразительные средства, как ритм и золотое сечение. Большая часть опрошенных (86%) не знакомы с именами изобретателей фотографии, но лучше дело обстоит со знанием имён фотографов. Таким образом, можно сделать вывод, что молодые люди используют фотографию как практику повседневности, техническое средство для создания образов реальности, позволяющее им общаться, познавать самих себя и окружающий их мир.

 

Библиографический список

  1. Абросимова Н. В. К теме исследования фотоискусства как средства творческого развития молодёжи // Purposes, tasks and values of education in modern conditions : materials of the international scientific conference on October 13–14, 2014. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2014.
  2. Абросимова Н. В. Понятие технологий создания общественного образа институтов политической власти // Новые идеи в теории и практике : сб. науч. трудов. Вып. 2. – СПб. : Роза мира, 2007. – С. 71.
  3. Абросимова Н. В. Технологии создания общественного образа институтов политической власти : автореф. дис. … канд. полит. наук :  спец. 23.00.02. – СПб., 2004. – 25 c.
  4. Беззубова О. В. Визуальная культура и визуальный поворот в культуральных исследованиях второй половины ХХ века // Аналитика культурологии. – 2013. – № 28. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vizualnaya-kultura-i-vizualnyy-povorot-v-kulturalnyh-issledovaniyah-vtoroy-poloviny-hh-veka-1 (дата обращения: 20.09.2014).
  5. Бойцова О. Ю. Любительские фото: визуальная культура повседневности. – СПб. : Изд-во Европейского университета, 2013. – 266 с. – (Серия «Территория взгляда»).
  6. Бергер Дж. Искусство видеть / пер. с англ. Е. Шраги. – СПб. : Клаудберри, 2012. – 184 с.
  7. Бурдье П., Болтанская Л., Кастель Р., Шамборедон Ж.-К. Общедоступное искусство: опыт о социальном использовании фотографии / пер. с франц. Ю. М. Скуратова. – М. : Праксис, 2014. – 456 с.
  8. Гавришина О. В. Империя света: фотография как визуальная практика эпохи современности. – М. : Новое литературное обозрение, 2011. – 192 с. – (Серия «Очерки визуальности»).
  9. Левашов В. Лекции по истории фотографии. – 2-е изд. – М. : Тримедиа Контент, 2012. – 484 с.
  10. Лишаев С. Помнить фотографией. – СПб. : Алетейя, 2013. – 140 с. – (Серия «Тела мысли»).
  11. Маккуайр С. Медийный город: медиа, архитектура и городское пространство / пер. с англ. М. Коробочкина. – М. : Strelka Press, 2014. – 392 с.
  12. Петровская Е. В. Теория образа. – М. : РГГУ, 2012. – 281 с.
  13. Подольский Н. Ген художника в фотографической реальности. Эссе о художественной фотографии. – СПб. : Лимбус Пресс, 2013. – 168 с.
  14. Сальникова Е. В. Средневековая история визуальности // Развлечение и искусство / ред.-сост. д.ф.н. Е. В. Дуков. – СПб. : Нестор-История, 2011. – Вып. 2. – С. 74–102.
  15. Симбирцева Н. А. Визуальное в современной культуре // Человек в мире культуры. – 2012. – № 1. – С. 31–34. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vizualnoe-v-sovremennoy-kulture (дата обращения: 15.06.2014).
  16. Сосна Н. Фотография и образ: визуальное, непрозрачное, призрачное. – М. : Новое литературное обозрение; Институт философии РАН, 2011. – 200 с.
  17. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности : учеб. пособие. – 6-е изд., стер. – М. : Омега-Л, 2012 . – 567 с. – (Серия «Университетский учебник»).

Комментарии:

Ваш ник:
Ваш email:
Текст комментария: