Н. Н. Киселева, О.Е. Юшкова
Институт Филологии СО РАН, г. Новосибирск, Россия
Сибирский государственный университет путей сообщения,
г. Новосибирск, Россия
В настоящее время общепризнанным является тот факт, что от качества и размаха образовательной деятельности, от уровня образованности всего населения той или иной страны зависит ее способность, с одной стороны, сохранить свою независимость и самобытность, а с другой стороны, быть конкурентоспособной в условиях ускорения процессов глобальной интеграции.
С конца 70-х годов, по мнению большинства экономистов и социологов, происходит постоянное увеличение количества и скорости международных потоков капитала, товаров, услуг и идей, что трансформирует понятия времени и пространства [4]. Данный процесс интернационализации, или глобализации, не является чем-то новым и неизведанным, он наблюдался во все времена, оказывая как негативное, так и положительное влияние на развитие всех сфер жизнедеятельности человечества, хотя темпы развития этого процесса в значительной степени ускорились на современном этапе развития общества. В настоящее время страны все больше вовлекаются в глобальный рынок, усиливается экономическая конкуренция между регионами и государствами, растет влияние транснациональных компаний и международных правительственных организаций на все аспекты жизни стран и регионов всего мира, что привело к новой волне экономической реструктуризации, которая обусловила необходимость повысить уровень требований к квалификации работников. В новых условиях нужно работать по-новому и быть готовым принимать непростые решения, чтобы соответствовать новым реалиям, то есть человек должен получить такие знания, умения и навыки, которые бы дали ему возможность встроиться в новую систему и занять там свое место.
Общество живет и развивается так, как оно учится, и учится так, как оно хочет жить, эта взаимосвязь очевидна и нашла свое отражение в определение того, что есть образование. В настоящее время ученые и педагоги интенсивно обсуждают такие значимые проблемы, как: каковы стратегия и тактика преобразования системы образования, пути и способы выхода из образовательного кризиса [8]. При всем многообразии подходов к проблемам образования специалисты едины в том, что оно представляет собой целенаправленный и специальным образом организованный процесс в чьих-либо интересах. В первую очередь, это потребность самого человека и общества в знаниях об окружающем мире, а также умениях и навыках, дающих возможность выжить в тех условиях, в которые попал человек и все человеческое сообщество [5]. Кроме того, чтобы занять позицию привлекательную во всех отношениях, квалифицированный работник вынужден постоянно приобретать новые компетенции (иначе говоря, знания, умения и навыки), даже работники низкой квалификации, число которых снижается и будет сокращаться на современном этапе развития технологий, вынуждены приобретать новые компетенции. С другой стороны, помимо интересов человека и общества в образовательном процессе реализуются и цели государства, которое определяет приоритеты в области образования исходя из своих потребностей, тем самым формируя социальный заказ. В эпоху грандиозных технологических преобразований все больше требуется квалифицированных работников, которые в результате обучения и подготовки будут способны производить и использовать новые технические и управлеченские решения.
Таким образом, процессы глобализации непосредственно затрагивают область образования, поскольку потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих разнообразными компетенциями, ставит перед образованием задачу обеспечить рынок достаточным количеством таких специалистов. В этой связи представляется уместным следующее высказывание председателя Сибирского отделения АН академика М. А. Лаврентьева: «...построить завод можно гораздо быстрее, чем подготовить опытного специалиста, а еще больше времени требуется для формирования ученого...» [7]. То, что казалось актуальным в середине прошлого века, как совершенно очевидно, приобрело еще большее значение в настоящее время, когда наука действительно стала важным фактором развития человечества, она превращается в непосредственную производительную силу и проникает во все области жизнедеятельности человека. Одной из главных тенденций развития науки стала интеграция различных наук, причем данный процесс охватывает все науки и направления исследования. Данный процесс является закономерным, поскольку природа многообразна и едина в своих проявлениях: существуют универсальные законы развития, всеобщая связь и единство явлений и событий. Причем человек выступает в качестве непосредственного участника многих процессов, происходящих в природе. Мы познаем окружающий мир, накапливая факты и данные, в процессе своей жизнедеятельности. Представления, которые формируются на базе непосредственно наблюдаемых фактов и явлений, человек встраивает в свои мысли, а при отсутствии нужных фактов для построения целостной картины, он их домысливает или достраивает. Так создается некая целостная картина мира, полученная на основе опыта, при этом в нее включены особенности человеческого интеллекта [4].
Процесс интеграции в научном познании идет параллельно все более узкой специализации, однако, если две системы (интеграция и специализация наук) растут, но с разными темпами, то рано или поздно наступает момент, когда в игру вступают силы, противодействующие дальнейшей концентрации и усилению разрыва. На первый план все больше выступает потребность систематизации и обобщения всего накопленного массива фактов и явлений с целью обновления картины мира как гармонии отношений между людьми, обществом и природой, которые, в конечном счете, составляют единое целое. Более того, накапливая опыт, мы познаем окружающий мир, затем обращаем полученное знание на себя и используем его для познания своего собственного внутреннего «Я», тем самым очеловечиваем все то, что находится вокруг нас.
Гуманистические идеи уходят своими корнями глубоко в историю, гуманизм понимается, прежде всего, как процесс осознания человеком своей духовности, его взаимоотношений с внешним миром. В русской философии проблема духовности является одной из центральных, внутренняя жизнь человека всегда была непременным условием его достойного существования, так как внутреннее есть главное и определяющее, а внешнее – второстепенно и преходяще. В ходе стремительного развития науки и техники, появления новых технологий и информационных систем накоплено огромное количество информации, а исследования социальных и духовных процессов, проблем человековедения не получили равноценного внимания со стороны ученых. Поэтому необходимость гуманизации процесса научного познания можно рассматривать как потребность человека осознать накопленную информацию и противостоять технократическому «беспределу», поскольку еще Альберт Эйнштейн писал, что «ученые в поисках истины не считаются с войнами». Таким образом, от способности человека осознать и оценить грозные реалии действительности, то есть от его интеллектуального и духовного развития, которые напрямую связаны с образованием, зависит будущее развитие природы, общества и самого человека.
В настоящее время в России активно внедряются идеи Болонского процесса, который определяет приоритеты развития высшего образования на европейском пространстве. В частности, много говорится о необходимости развития студентоцентрированного обучения и мобильности студентов, что поможет им сформировать компетенции, необходимые для успешной конкуренции на меняющемся рынке труда, и позволит им стать активными и ответственными гражданами [3]. Постановка данных целей перед образованием свидетельствует о настоятельной потребности в усилении гуманитарной составляющей в системе среднего и высшего образования в целом, а также в технических вузах, в частности.
Что такое гуманитарная составляющая в техническом вузе? В настоящее время это – нечто очень незначительное и сокращающееся как шагреневая кожа. При этом практически никто не высказывается против наличия гуманитарных дисциплин в учебных планах и не подвергает сомнению необходимость присутствия данного цикла предметов в технических вузах [1]. Тем не менее, именно они сокращаются в первую очередь в ходе преобразования системы высшего образования. А ведь только предметы гуманитарного цикла в явной форме несут в себе мощный духовный потенциал и при соответствующем отношении способствуют успешному достижению цели формирования творческой личности и тех компетенций, которые необходимы будущему специалисту для успешной конкуренции на мировом рынке труда.
Поскольку образование представляет собой сложную социотехническую систему, в которой люди и их взаимоотношения должны занимать приоритетное место, его качественная трансформация так или иначе связана и будет связана с усилением гуманитарной составляющей. Изменение статуса как студента, так и преподавателя, внедрение студентоцентрированного подхода в процесс обучения и пересмотр содержания учебных дисциплин представляются наиболее целесообразными изменениями, которые можно безболезненно ввести в систему высшего образования.
Учитывая все вышесказанное, рассмотрим ту систему учебных дисциплин высшей школы, которую мы имеем. Вся эта система отражает те или иные стороны человеческой культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, присущих разным народам и человечеству в целом. В каждой дисциплине содержится некий универсальный опыт (тот, который необходим человеку для формирования знаний об окружающем мире и законах его развития) и профессиональный опыт (тот, который необходим для будущей профессиональной деятельности человека); совершенно очевидно, что и тот и другой значимы для успешного специалиста. Теоретически овладение определенной системой предметов дает возможность овладеть тем опытом, который в них заключен, и приобрести необходимые компетенции. Предметы гуманитарного цикла обладают дополнительными особенностями, поскольку они в большей мере, нежели любые другие дисциплины несут духовную нагрузку, побуждая к переосмыслению и осознанию того, что познано или усвоено, то есть вносят значительный вклад в процесс формирования личности человека.
Языковые предметы представляют интерес в том смысле, что они не только являются самостоятельными учебными дисциплинами, но и пронизывают все остальные, так как язык есть средство общения и передачи опыта. Говоря о значимости предметов гуманитарного цикла, мы ни в коей мере не умаляем значение специальных учебных предметов, которые вносят свой вклад в обучение и образование специалиста. Тем не менее, их узкая направленность приводит подчас к излишней специализации, и студент не видит ничего за рамками своей специальности, у него не формируется целостное восприятие мира и отсутствует умение экстраполировать полученные знание, умения и навыки. Студенты не могут рационально распорядиться тем, что получили или могут получить, в силу того, что не видят, как говорится, дальше своего носа.
В свое время Л. В. Щерба писал, что иностранные языки следует изучать не только в связи с их практической полезностью, что в настоящее время очень актуально и активно претворяется в жизнь, но и по соображениям общеобразовательного характера [9]. Общеобразовательная ценность предмета в значительной мере недооценивается, поскольку на первый план выдвигается практическая цель: овладение иностранным языком как средством общения, то есть во главу угла поставлено формирование узко понимаемой коммуникативной компетенции, хотя далеко не всем будущим специалистам будет необходимо умение использовать иностранный язык в устном общении. Более того, развитие устных навыков в полной мере не представляется возможным в том объеме часов, который отводится данной дисциплине в учебном плане. В связи с этим, на наш взгляд, нужно обратить большее внимание на то, какой вклад может внести данный предмет в гуманитаризацию образования, ведь сам предмет, его содержание и методика преподавания обладают огромным потенциалом в смысле духовного и нравственного развития и образования студентов.
В последнее время возникло множество методик и подходов в преподавании иностранного языка в высшей школе, все они играют свою роль и обеспечивают реализацию поставленных целей в процессе обучения иностранному языку. На наш взгляд, в качестве примера актуализации гуманитарной составляющей в техническом вузе было бы уместно упомянуть такой подход, как английский для специалистов (ESP – English for specific purposes). Остановимся на его приоритетных характеристиках. Во-первых, во главу угла поставлены потребности студента, методика и содержание обучения строятся исходя из данных потребностей, тем самым реализуется столь актуальный сейчас студентоцетрированный подход в образовании. Более того, меняется и статус преподавателя, он не просто дает знания, а, обучая, пытается научить стратегии самостоятельного познания и приобретения определенных компетенций. Само содержание предмета несет в себе как универсальный опыт, так и профессиональный, поскольку навыки использования языка в речи представляются универсальными, а специальность отражена в содержании текстового материала, на котором отрабатываются навыки и умения, необходимые для овладения языком на соответствующем уровне. Кроме того, наличие прочной обратной связи и рефлексии самих студентов о том, что они сделали или делают, дает возможность развивать мышление студентов, их умение осознать и оценить себя и окружающих.
Интересно отметить, что, работая над языком, мы постоянно сравниваем наш родной язык и тот, который изучаем, что может происходить как в явной форме, так и латентно. Тем самым, как писал Л. В. Щерба, мы разрушаем «иллюзию, к которой приучает нас знание лишь одного языка, – иллюзию, будто бы существуют незыблемые понятия, которые одинаковы для всех времен и народов. В результате получается освобождение мысли из плена слова, из плена языка и придание ей истинной диалектической научности». Сравнение языков дает возможность наглядно убедиться в произвольности той картины мира, которая отражается в языке, а также сопоставить культуру своего народа, запечатленную в языке, с культурой того народа, язык которого изучается. При этом суть заключается в том, чтобы не только познать новое, но и выявить самобытность своей родной культуры, чтобы сблизить индивида со своей нацией и дать ему возможность осознать самого себя и свое место в мире, что в итоге и является конечной целью гуманитаризации образования.
Библиографический список
1. Ашмарин И. И., Клементьев Е. Д. Гуманитарная составляющая университетского научно-технического образования // Высшее образование в России. – 2009. – № 1.
2. Берулава Н. М. Гуманизация образования: направления и проблемы // Педагогика. – 1996. – № 4.
3. Болонский процесс 2020 – Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии // Высшее образование в России. – 2009. – № 7.
4. Грин Энди. Многоликость обучения на протяжении всей жизни: новейшие тенденции европейской образовательной политики // Сибирский учитель. – 2006. – № 4.
5. Киселева Н. Н. Гуманитаризация как составная часть процесса гуманизации образования // Гуманитарные науки в Сибири. – 2000. – № 4.
6. Концепция гуманизации и гуманитаризации в техническом вузе. URL: http://www.pedagogics-book.ru/articles
7. Могилевский М. А. М. А. Лаврентьев и реформа образования // Сибирский учитель. – 2007. – № 4.
8. Синенко В. Я., Смолеусова Т. В. Об эффективности образовательной деятельности в современных условиях // Сибирский учитель. – 2007. – № 6.
Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука, 1974.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.