И. Ю. Степанова, Л. С. Максимова
Сибирский федеральный университет,
г. Красноярск, Россия
Современная российская школа активно обновляется. Формируется новый облик общеобразовательных учреждений, осуществляется научно-практический поиск эффективных моделей, инновационных способов построения образовательного процесса, обеспечивающего благоприятные условия для становления, развития человека. Успешность реализации национальной политики в области образования во многом зависит от качества профессиональной подготовки педагогов, от качества и способов их педагогической деятельности. Новой школе требуется педагог, умеющий слушать, слышать и понимать современных детей и самого себя, способный воспринимать педагогическую реальность в целостном контексте общественного и индивидуального развития, готовый к открытому сознательному, конструктивному диалогу со всеми участниками образовательного процесса и с самим собой.
Анализ материалов различных исследований (Е. И. Исаев, А. А. Орлов, Н. Ю. Сергеева, В. А. Сластенин, А. В. Торхова и др.), связанных с практикой подготовки будущих педагогов в вузах, обнаруживает ряд тенденций, заслуживающих особого внимания. К ним относятся: проблема низкой мотивации студентов к будущей профессии, пассивность студентов на занятиях, информационная перенасыщенность содержания образования без качественного его осмысления, недостаток внимания к проблемам понимания места и роли образования в условиях современной информационной реальности, преобладание академического характера взаимодействия в системе «преподаватель – студент». Обозначенные проблемы не обеспечивают будущим педагогам полноценного осмысления феномена детства, феномена становления, развития и саморазвития человека, не раскрывают ценностных оснований педагогической деятельности, не формируют основания для целенаправленного профессионального развития и саморазвития в контексте собственного жизнестроительства человека. Вышесказанное свидетельствуют о том, что практика подготовки будущего педагога нуждается в качественном преобразовании. Требуется усиление творческой составляющей образовательного процесса, значительное увеличение возможностей для профессионально-личностного самовыражения и самореализации студентов в соответствии с сущностью педагогической профессии на этапе профессиональной подготовки, формирование потребности профессионального самосовершенствования, развития и саморазвития в системе непрерывного педагогического образования.
Подготовка педагога, ориентированная на формирование его профессиональной позиции, не может ограничиваться использованием только рационально-логических форм освоения содержания педагогического образования. «Теоретические знания, предлагаемые студентам, далеко не всегда способны обеспечить сопереживание глубоким духовным процессам становления человека, эмоциональную причастность к жизненной проблематике учащихся и самих педагогов, вызвать личностное отношение к будущей профессиональной деятельности» (Н. Ю. Сергеева) [1]. Это находит свое отражение в требованиях к условиям реализации основных образовательных программ, представленных в ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование» третьего поколения (2010 г.). Требования ориентируют нас на «широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся».
Такой подход к условиям реализации образовательных программ соответствует пониманию образования как гуманитарной модели жизнедеятельности человека, в которой развитие жизнеспособности должно обеспечиваться природосообразным культурным способом, основанным на механизмах, поддерживающих инстинкт жизни: внутренней свободе, рефлексии, стремлении к самосовершенствованию, к самоопределению (Г. П. Звенигородская).
В профессиональной подготовке педагога в последнее время наблюдается повышение интереса к изучению рефлексии. Вместе с тем проблема развития рефлексивной культуры будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки остается недостаточно изученной как в теоретическом, так и в прикладном аспектах.
Понятие «рефлексивная культура» разработано в русле рефлексивно-гуманистического направления психолого-акмеологических исследований (А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, С. Ю. Степанов и др.). Рефлексивная культура человека определяет особенности и качество способов его коммуникации, профессиональной деятельности, самореализации в обществе. Такое понимание рефлексивной культуры объясняет возможность творческого отношения человека к своему профессиональному становлению и развитию, к себе как индивидуальности, к способам своего общения с другими, к культуре в целом.
Развитие рефлексивной культуры педагога в процессе профессиональной подготовки возможно (В. А. Сластенин) [2]:
• через призму субъективного самоосуществления, самоутверждения, самореализации студентов,
• через становление субъектности будущего педагога на основе изменения его социального статуса,
• через расширение ценностно-смыслового поля жизнедеятельности,
• через изменение позиции студента на различных этапах образовательного процесса.
В нашем исследовании развитие рефлексивной культуры будущего педагога связывается с трансформацией образа «Я» как средства становления самопроцессов, субъектных качеств, мотивов и действий. Понятие «образ» раскрывается в работах многих авторов, таких как Ф. Е. Василюк, А. В. Петровский и др. Образ понимается как сложная величина, слагающаяся из самых разнородных материалов самого разнообразного происхождения, и воспринимается каждым человеком индивидуально. Использование понятия «образ «Я» обуславливается потребностью описания особенностей восприятия личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях и в соединении этих образов в единое целостное представление (И. И. Чеснокова).
Трансформация образа «Я» в контексте самопознания, самоосознания, самоактуализации, развития рефлексии человека широко рассматривается в рамках гуманистического (А. Маслоу) и феноменологического (К. Роджерс) направлений психологии. Вместе с тем малоизученным остается вопрос привлечения различных направлений психологической науки и практики и гуманитарного знания для трансформации образа «Я» как средства развития рефлексии, рефлексивных способностей человека. В нашей работе наряду с гуманистическим и феноменологическим направлениями в развитии рефлексивной культуры используются аналитическая психология (К. Юнг), гештальт-терапия (Ф. Перлз), арт-терапия (А. Хилл), нейролингвистическое программирование (Дж. Гриндер), психология телесности (В. Райх, А. Лоуэн, В. П. Зинченко, Т. С. Леви, В. Ю. Баскаков и др.). В ходе опытно-экспериментальной работы разработан комплекс процедур трансформации образа «Я». На наш взгляд, существенным преимуществом комплекса является его вариативность и возможность встраивания в академический образовательный процесс. Результаты проводимой работы позволяют говорить о перспективности предложенного способа развития рефлексивной культуры будущего педагога в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Библиографический список
1. Сергеева Н.Ю. Арт-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущего педагога: автореф. … докт. пед. наук. – Чебоксары, 2010. – 43 с.
Сластенин В.А. Рефлексивная культура и профессионализм учителя. // Педагогическое образование и наука. – № 3. – 2005. – С. 37–42.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.