Е. Н. Ревякина
Дальневосточный государственный аграрный университет,
г. Благовещенск, Россия
Предложен авторский взгляд на процесс личностного становления профессионала. В отличие от ранее разработанных представлений о профессиональном становлении личности как зависящем от возраста и стажа работы, автором показано, что профессионализм личности не является функцией от этих параметров, а определяется этапом профессионализации, на котором находится индивид. Вводится представление о специалистах, находящихся на различных уровнях освоения профессиональной деятельности, а также описываются критерии профессионализации.
Потребность в непрерывном совершенствовании системы подготовки квалифицированных кадров, неполная реализованность своего потенциала персоналом с большим стажем работы в различных сферах общественного производства со всей остротой ставят вопросы целостного становления личности в профессии, установления форм, в которых оно происходит. Без решения этих задач невозможно качественное обучение, прогнозирование последующей успешности профессиональной деятельности. Здесь человек находится в абсолютном движении становления.
Важными для понимания, что такое личностное становление профессионала являются работы С.Л. Рубинштейна. Он выделял два основных способа существования и соответственно два отношения человека к жизни. Первый способ – это жизнь, не выходящая за пределы связей, в которых живет человек, где всякое отношение – это отношение к отдельным явлениям, а не к жизни в целом. При таком отношении человек не является субъектом жизни, хотя и не выключается из неё, но не способен занять позицию вне её с целью её осмысления. Сама жизнь выступает здесь «почти как природный процесс»; человек поглощён ею, растворен в наличном бытии. Окружающая жизнь является как бы субъектом вместо человека. Здесь нравственность выступает как невинность, как неведение зла, как естественное, природное состояние человека, жизнь которого идёт как бы сама собой, это жизнь, не выходящая за пределы раз и навсегда установившихся связей, жизнь – автомат. Второй способ существования связан с появлением внутренней рефлексии, которая «приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за её приделы. Человек как бы занимает позицию вне её…» [8]. С появлением такой рефлексии связано ценностно-смысловое определение жизни. Именно с этим С. Л. Рубинштейн связывал возможность перехода к новому способу существования. В разрыве непосредственных связей и восстановлении их на новой основе заключается переход ко второму способу существования. С этого момента «начинается либо путь к душевной опустошенности, к нигилизму, к нравственному скептицизму, к цинизму, к моральному разложению, или другой путь – к построению нравственной человеческой жизни на новой сознательной основе» [8].
Выделяются три модуса человеческого существования: обладания, социальных достижений и служения. Указанные модусы являются этапами становления личности профессионала. Согласно закону трансформации этапов развития какого-либо явления в структурные уровни его организации, можно перейти к выводу, что эти модусы отражают также уровни профессионализма.
Кроме того, можно выделить три уровня осуществления деятельности.
На первом, исполнительском, уровне происходит копирование образцов её выполнения (зачастую не лучших), от специалиста здесь требуется способность к чисто репродуктивной деятельности, связанной с повторением некоторого образца. Деятельность представляется в данном случае как состоящая из отдельных действий цепочка исполнительских актов. Главное на этом уровне осуществления деятельности – формирование навыков, поведение ограничивается должностными инструкциями. Непосредственный характер отображения деятельности не позволяет выделить сущностные её характеристики, задает упрощенное её построение, что соответственно не может не сказаться на её качестве.
Можно выделить следующие способности работы специалистов, которым свойствен первый уровень, характеризуемый нормативно одобренным способом деятельности [10]. Другие люди для данных индивидов выступают лишь как средство достижения собственных целей, профессия чаще всего является лишь средством обеспечения материального благополучия.
На втором уровне планирования имеются уже некоторые представления о деятельности в целом, человек переходит к более крупным ее единицам. Для специалистов, осуществляющих деятельность на этом уровне, в ее структуре начинает проявляться иерархия, но она носит ещё нечеткий, случайных характер. Происходит попытка вырваться за пределы ситуативно необходимых для данной деятельности рамок. Здесь возможна частичная дезадаптация специалиста в силу того, что открывающиеся закономерности более глубокого представления о профессиональной деятельности вызывают к жизни новые требования, которые и сам человек предъявляет к профессии и профессия начинает предъявлять к человеку. Наблюдается некоторый эффект отторжения, так как специалист уже видит, что способы осуществления деятельности он зачастую ещё не может применить. В силу этого те специалисты, которые находят в ней новый смысл и могут изменить свое отношение к ней, преодолевают дезадаптацию; другие опускаются на первый уровень осуществления деятельности, что ведет к адаптации, но препятствует личному развитию профессионала.
На двух указанных уровнях выполнения деятельности личностные и профессиональные качества имеют как бы самостоятельную жизнь. На работе человек выглядит одним, вне работы он проявляет себя совершенно иначе. Специалисты сферы сервиса, для которых желание помочь людям, сделать их отдых приятным не является внутренней необходимостью, а отражает только внешнюю сторону их деятельности, в результате чего в течение всего рабочего времени им приходится сдерживать себя, по окончании работы начинают проявлять свои иные, зачастую агрессивные тенденции. Если для работников сферы сервиса характерна разрядка эмоционального напряжения либо вне дома, либо в семье, то у учителей преобладают способы разрядки на рабочем месте, в классе. Для таких специалистов с каждым днем положение все более усугубляется, что делает их практически профессионально непригодными, несмотря на большой опыт работы и высокий уровень развития умений и навыков.
На третьем уровне осуществления деятельности – на уровне проектирования – происходит переход к принципиальной деятельности как целостного образования. На этом уровне складывается системное представление о деятельности. Появляется радость творчества, чувство хозяина труда. Работа из обязанности превращается в потребность, происходит превращение труда в культуру, – это особый уровень осуществления деятельности. Жизнь оказывается как бы не имеющей временной протяженности – условно она свернута в точку и развертывается только в вертикальном направлении, которое и задает содержательное конструирование своего жизненного пути, определяет стратегию, тактику и конкретную реализацию всего ценностно-смыслового единства личности.
В целом данные представления о деятельности можно охарактеризовать как три возможных способа поведения человека: согласно сложившимся стереотипам, привычным способам действия, согласно отношениям с миром и согласно своему личностному выбору на основе свободы и ответственности.
Рассматривая выделенную триаду, необходимо отметить, что их соответствие друг другу не является жестко однозначным.
Возможны три варианта этого соотношения: 1) отношение соответствия; 2) отношение противоречия; 3) отношение полного несоответствия. Правда, третий вариант редко встречается.
Изменения модуса жизнедеятельности и, соответственно, отношения к окружающей действительности новых средств, что приводит к преобразованию формы регуляции деятельности, и далее – к преобразованию операциональной сферы. Рассогласование в данной триаде преодолевается как по восходящей, так и по нисходящей линии, т. е. оно будет либо способствовать повышению профессионализма, либо обусловливать его снижение.
Возможно подобное преобразование снизу, от уровня осуществления деятельности. Изменение операциональной сферы обусловливает поиск новых отношений, которые отражали бы возросшие возможности субъекта. Если такие отношения будут найдены и у субъекта хватит внутренних ресурсов для этого (повышение формы регуляции деятельности), то модус жизнедеятельности будет преобразован. В случае если таких внутренних ресурсов не будет найдено, то неизменная форма психологической регуляции деятельности «поведет» модус жизнедеятельности за собой, но не по восходящей, а по нисходящей линии.
Таким образом, снижение модуса жизнедеятельности может способствовать снижению уровня развитости других элементов триады, а повышение – их развитию. Повышение уровня осуществления деятельности может «тянуть» за собой развитие и регуляторных механизмов, и модуса жизнедеятельности, а снижение – обусловливать их деградацию.
Существует также 3 уровня профессионализма: непрофессионал (квазипрофессионал, профессиональный функционер), специалист, профессионал.
Рассмотрим кратко особенности различных уровней освоения профессиональной деятельности.
Непрофессионал. На этом уровне человек проявляет достаточно большую активность при осуществлении профессиональной деятельности, но она является беспорядочной, не приносящей эффекта, соответствующего затрачиваемыми усилиями. При этом наблюдается деформация личности в силу того, что выполняемая деятельность не выступает для человека целостным образованием, она состоит из цепочки отдельных операций, не связанных общей целью. Здесь можно наблюдать полное соответствие, высокую приспособленность индивида к нормам, условиям, обстоятельствам труда. Процесс труда выступает как неприятная обязанность, которая задаётся внешними по отношению к ней мотивами. На основе этого не происходит развития операциональной сферы, возможны только стагнация и последующий регресс. Таким образом, здесь человек подчинен должностным инструкциям, не пытается что-либо изменить ни в себе, ни в своей деятельности.
Специалист (частичный профессионал). На данном уровне у человека уже появляются некоторые представления о деятельности, но отсуствует собственная постановка цели, хотя предпринимается попытка в рамках заданной ему цели вырабатывать новые средства достижения её результата. Но в силу этой огромной устремленности к цели, которая забирает много энергии, она часто остаётся недостижимой. Здесь, правда, человек уже стремится самовыразиться, самореализоваться через профессию.
Преследуются цели самореализации любой ценой, даже в ущерб самой деятельности. При этом происходит идентификация с профессией, что позволяет соответствовать профессиональным ценностям, но препятствуют личному росту. Действия на этом уровне являются целенаправленными, но отсутствует охватывание целостной деятельности в контексте общей жизнедеятельности ещё не выработано; это является причиной невозможности взглянуть на свой профессиональный путь со стороны. Таким образом, данная деятельность является нормативной, и накладывает свои ограничения, обусловленные нормами профессии.
На этих двух уровнях профессионализма профессиональные и личностные качества живут отдельной жизнью: на работе человек бывает одним, вне работы он проявляет себя совершенно иначе. Это объясняется тем, что нет такого системообразующего фактора, который бы объединил эти качества в единую целостную систему – личность профессионала и обусловило бы целостность её деятельности.
Профессионал. Главной особенностью данного уровня профессионализма является то, что здесь происходит выход человека за пределы своего профессионального труда и освоения смежных областей деятельности. В этом случае субъект начинает обладать универсальными способностями, позволяющими ему выполнять одинаково успешно многие виды деятельности. Данный человек опережает свое время, он часто остаётся непонятым в силу того, что видит стратегические пути развития современного ему общества, а не только развитие и преобразование отдельных профессиональных сфер. Возможно, поэтому многие из профессионалов становятся общественными деятелями. В качестве примера можно привести имена некоторых русских ученых и писателей – В. И. Вернадский, в наше время – А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын. Деятельность этих профессионалов трудно обозначить данным понятием, так как зачястую результат, полученный в процессе её выполнения, оказывается превышающим первоначальный замысел.
То, что является главными чертами, определяющими исполнителей и специалистов, а именно: владение определенными знаниями, умениями и навыками, а так же обладание необходимыми личностными особенностями, здесь является лишь средством развития своих сущностных сил и реализации своей миссии, своего предназначения. Труд человека, находящегося на данном уровне профессионализма, уже нельзя рассматривать с точки зрения его продуктивности, прикладной значимости, так как такая деятельность жёстко детерминирована, а здесь предполагается свободный творческий труд не столько по достижению определенного полезного результата, сколько по содействию развития других членов со-бытийной общности, в которую он входит, ибо на данном уровне, чем меньше профессионал задумывается о достижении поставленной цели, тем легче достигает её.
Таким образом, можно констатировать, что деятельность профессионала нельзя в строгом смысле этого слова назвать ни деятельностью, ни трудом, так как она не отвечает ни выделенным Е. А. Климовым психологическим признакам труда, ни формулировке понятия «деятельность». И это касается не только тех профессий, в которых зона неопределённости в выборе целей, средств и результатов деятельности высока (например, профессии в системе «человек-человек»), но и тех профессий, которые являются жёстко регламентированными (например, профессии в системе «человек-техника»). Желание вырваться за рамки регламентированных форм её выполнения, очевидно, объясняет факт многочисленных рационализаторских предложений в различных видах станочного производства.
Итак, можно дать определение понятиям, отражающим уровень профессионализма.
Профессионал – это человек, осознавший свое жизненное предназначение, являющийся субъектом своего труда и владеющий деятельностью в целом, результаты труда которого превышают результат заложенный в цели, осознавший свою ответственность за последствия реализации деятельности и обладающий свободой в создании средств её выполнения.
Специалист – человек, обладающий знаниями, умениями, навыками и личностными особенностями, необходимыми для выполнения профессиональной деятельности, самостоятельно вырабатывающий средства достижения поставленной ему цели, результат которой соответствует замыслу (установленному нормативу).
Исполнитель – человек, обладающий знаниями, умениями, навыками, строго следующий нормативам выполнения деятельности, результат которой часто не соответствует поставленной цели, проявляющий достаточно высокую хаотическую активность, не способствующую эффективности данного профессионального труда.
Высокая практическая значимость указанной проблематики обусловливает её изучение представителями различных наук, в том числе и психологии. С точки зрения последней, трудности изучения процесса профессионализации осложняются тем, что учение о способностях, в том числе профессиональных, ориентировано на нормативную деятельность, которая предполагает определенный способ её выполнения [10]. Поэтому не выделяются уровни профессионализма, а учитываются только возраст и время работы по специальности.
Библиографический список
1. Борисова Е. М. Профессиональное самоопределение: Личностный аспект: Автореф. дис….докт. наук. – М., 1995.
2. Братусь Б. С. Аномалии развития личности (на материале нарушений психологического здоровья): Автореф. дис….докт. наук. – М.,1988.
3. Василюк Ф. Е. Психология переживания. – М: Издательство МГУ, 1984.
4. Зеер Э. Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога: Дис….докт. наук. – Л., 1988.
5. Климов Е. А. Психология профессионала. – М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
6. Кудрявцев Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания. – М.: Изд-во МЭИ, 1986.
7. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя: Автореф. дис….докт. наук. – М.,1995.
8. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Наркокомпрос, 1940.
9. Фонарев А. Р. Формы становления личности в процессе её професcионализации // Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов. Хрестоматия / под ред. Л. В. Винокурова. – СПб.: Питер, 2001.
Шадриков В. Д. Деятельность и способности. – М.: Изд. Корпорация «Логос», 1994.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.