О. Л. Раковская
Колледж городской инфраструктуры, экономики и права,
г. Москва, Россия
Чтобы активные методы обучения шире зарекомендовали себя в практической деятельности, учебные программы должны комбинировать лекции и семинары с участием студентов: кейс-методы, ситуационные и деловые игры, подготовку к защите учебных проектов. Содержание программ необходимо нацелить на обучение методике получения знаний с использованием всех доступных в педагогическом арсенале средств. Необходимо включать студентов в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования, реальной проектной деятельности. В основу учебного процесса должно быть положено овладение способами приобретения знаний, а не просто их усвоение.
Проектная деятельность творчески активных студентов возможна при соблюдении следующих педагогических условий:
§ высокий уровень информационной грамотности участников образовательного процесса;
§ создание творческой образовательной среды;
§ наличие необходимых технических средств, материально-технического обеспечения учебной творческой деятельности, за счет которых произойдет расширение фонда знаний;
§ оптимальное сочетание разных видов творческих развивающих заданий с целью индивидуализации и дифференциации обучения студентов и, как следствие, развитие их творческой активности;
§ системное взаимодействие участников образовательного процесса с применением компьютерных технологий обеспечит необходимые организационные изменения в учебном процессе и структурировании содержательной части учебного проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);
§ актуализация результатов обучения (практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов, применение приобретенных в процессе проектной деятельности знаний, умений и навыков).
Информационная грамотность участников образовательного процесса является необходимой как для более совершенного управления процессом обучения, так и для более полноценного включения их в проектную инновационную деятельность.
Материально-техническое обеспечение учебной творческой деятельности является одним из основных условий организации работы над студенческими проектами, поскольку многообразие техники позволяет строить учебную деятельность в разнообразных формах.
Тематика проектных заданий должна быть достаточно широкой, чтобы охватить круг вопросов, связанный с задачами подготовки будущего специалиста, и учесть индивидуальные особенности и интересы студентов. Она может быть связана с содержанием учебного процесса по изучаемой гуманитарной дисциплине или в смежных областях обучения с использованием знаний по данному гуманитарному предмету.
В учебном процессе, ориентированном на творчество в рамках учебного проекта, активную роль играет разнообразие творческих заданий как по содержанию и по формам, так и по степени сложности. Оптимальное сочетание творческих и обычных учебных заданий при изучении гуманитарных дисциплин содержит богатые развивающие возможности, обеспечивает работу преподавателя в зоне ближайшего развития каждого из студентов.
Одним из методов выработки творческих идей является предложение личности списка всевозможных категорий, качеств, вопросов и путей решения, какие только можно придумать относительно существующей задачи. Такие списки называются контрольными списками творческих идей. Заставляя людей изменять готовый у них ответ, можно добиться повышения гибкости мышления.
Творческие способности выступают и как предпосылки усвоения знаний, умений и навыков, и как результат и критерий уровня обученности студентов. Проявляются они в решении творческих задач, но оптимальным условием, обеспечивающим их интенсивное развитие, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей ряду требований. Творческие задачи должны:
§ строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе, способствовать развитию психических свойств личности, лежащих в основе развития памяти, внимания, мышления, воображения, т. е. развитию творческой активности;
§ подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, к эвристическим, проблемным, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;
§ вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглости, гибкости ума; оригинальности; любознательности; умения выдвигать и разрабатывать гипотезы.
При традиционных формах обучения студент, приобретая и усваивая в учебном процессе некоторую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы решения задач, упражнений и т. п. Однако он не принимает участие в творческом поиске путей решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает опыта такового поиска. Выдвижение новой гипотезы в связи с новой проблемой требует особых видов деятельности, решающим образом зависящих от способностей исследователя. Эти способности формируются в проектной деятельности самих студентов. Для решения ряда проблем приходится рассматривать традиционные пути под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения.
Учебные проекты в процессе изучения гуманитарных дисциплин в своей сути предполагают обязательность взаимного обмена, взаимной критики и взаимопонимания автора будущего проекта и мира культуры. Проектирование новых возможностей в области гуманитарных дисциплин происходит «на основе критического мышления и творческого воображения» (К. Поппер) [1].
Участники работы над учебными проектами в первую очередь обращают внимание на то, что в процессе творческой деятельности целенаправленно изменяются какие-либо объекты, процессы или явления. Самое важное, что любой студент имеет возможность сравнить и оценить то, что было до начала проекта, и то, что получилось в его результате. В основе учебного проекта лежит проблема, для решения которой студенту (и преподавателю) необходимо пересмотреть старые цели и средства своей деятельности.
Например, на уроке литературы преподаватель предлагает студентам написать малое эпическое произведение на свободную тему. Незадолго до того, как студент получил задание, был изучен курс теории литературы, и задание предполагает не только творческий и нестандартный подход, но и применение полученных знаний. В процессе творческой работы должно возникнуть собственное эпическое произведение, соответствующее всем теоретико-литературным канонам, но главная задача в том, чтобы его с интересом прочел потенциальный читатель. Так намечается проект, который впоследствии перерастет в более крупный – издательский, который, в свою очередь, приведет к новым неожиданным открытиям и результатам [2].
Подлинный учебный проект начинается с организации педагогом ситуации, в которой у студента появляется вопрос, который возникает в сознании и не оставляет его в покое, заставляя самоопределяться в проблемном поле его возможного решения.
Системное взаимодействие участников образовательного процесса с применением компьютерных технологий может быть построено на базе практико-ориентированных разделов образовательной программы в соответствии с целями, принципами и условиями подготовки специалиста.
Необходима систематизация этапов проектной деятельности с обязательным учетом того, что творческая активность по сути своей не может быть заключена ни в какие структурные рамки. В частности, надо учесть особенности организации работы студентов, способствующие формированию интеллекта и развитию творческой активности.
Например, для формирования и развития творческого потенциала в проектной деятельности требуется специально организованная нерегламентированная среда с демократическими отношениями. При этом создание и развитие образовательной творческой среды должно основываться на принципах научности; проблемности; интеграции знаний; конструктивного и совместного взаимодействия преподавателя и студентов; единства учебной и научно-исследовательской работы.
Библиографический список
1. Popper, K.-X. Objective Knowledge: An Evolutionary Approach, Clarendon Press. – Oxford, 1972. (Рус. пер.: Поппер К.-Р. Объективное знание. Эволюционный подход. – М.: УРСС, 2002.)
Раковская О. Л. Развитие творчества студентов колледжа // Образовательная политика. – 2008. – № 4. – С. 43–49.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.