О. Р. Ахунова
Уральский государственный педагогический университет,
г. Екатеринбург, Россия
В наше время выставки имеют самый большой удельный вес в комплексе маркетинговых активов. Именно выставки привлекают в компанию самый большой поток клиентов. Вообще выставка – это та самая стартовая площадка, на которой происходит первая и зачастую важная встреча клиента и поставщика. И главная задача экспонента – завлечь своей продукцией или услугами.
Каждая выставка, как зеркало, отражает в концентрированном виде рынок товаров и услуг, тенденции и перспективы развития отрасли.
Выставочная деятельность давно сформировалась как самостоятельная отрасль экономики, которая требует высококвалифицированных специалистов. Число выставочных учреждений увеличивается с каждым годом, таким образом, увеличивается спрос на специалистов по выставочному делу.
Структура образования в России, так же, как и за рубежом, основана на дуальной системе обучения. Общая основа закладывается в виде высшего образования по специализации маркетинг или менеджмент мероприятий на базе классических университетов, в дополнение к которой выставочники имеют возможность получить квалификацию в одной или более специализации выставочного менеджмента – проектный менеджмент, организационно-техническое обеспечение, маркетинг, реклама выставок и т. п. [1].
Одна из проблем, которая существовала лет 10 тому назад, – это отсутствие преподавателей, глубоко знающих теорию менеджмента и маркетинга и имеющих большой практический опыт в выставочном бизнесе.
В 2004/2005 учебном по инициативе Института современных коммуникационных систем и технологий Международной академии бизнеса и управления Учебно-методическим объединением по рекламе УМО МГИМО (У) МИД РФ в рамках подготовки специалистов по рекламе выделена новая специализация «Выставочное дело и реклама». Набор осуществляется по очной и очно-заочной (вечерней) форме обучения на базе среднего образования и по очно-заочной форме обучения на базе высшего образования – второе высшее образование. Дополнительно к изучаемым актуальным предметам по рекламе, паблик рилейшнз, интегрированным маркетинговым коммуникациям, риторике, имиджелогии, репутационным технологиям, психологии, социологии рекламной деятельности, рекламному дизайну студенты проходят теоретический и практический курс по следующим дисциплинам специализации: «История выставочного дела», «Основы выставочной деятельности», «Правовое обеспечение и государственное регулирование выставочной деятельности», «Выставочный менеджмент», «Технология разработки и реализации выставочного продукта», «Выставочный маркетинг», «Коммуникационный консалтинг (выставочной деятельности)», «Выставочный дизайн и сервисное обслуживание», «Оценка эффективности выставочного проекта». Подготовка специалистов на основе Генерального соглашения ведется совместно со специалистами Всероссийского выставочного центра и Экспоцентра [4, с. 26].
Итак, остается ещё одна проблема, которая не решена на сегодняшний день в выставочном образовании.
Создание любого выставочно-ярмарочного мероприятия обязательно предусматривает создание экспозиции, то есть специальной организации предметно-пространственной среды для многопланового показа. И главная задача экспозиции – обеспечить визуальный контакт человека-зрителя с объектами показа [3, с. 34].
Экспозицию создают застройщики. Главная проблема застройщиков – дизайнеры. Воспитать креативный коллектив и правильно сформулировать перед ним задачу удаётся далеко не всем. Те, кто справился с этим, скрывают имена своих творческих сотрудников, таким образом защищая их от переманивания конкурентами. Часто удачливые экспозиционеры сами становятся владельцами компаний-застройщиков и формируют бизнес под свои возможности. Профессиональные экспозиционеры работают очень изолированно и не участвуют в привычных для дизайнеров мероприятиях. Вычислить авторство того или иного экспозиционного решения крайне сложно.
Кадровый дефицит объясним. В России нет утвержденной Министерством образования официальной специализации дизайнера-экспозиционера. И, следовательно, учебные заведения не имеют права на подготовку узких специалистов. Основной источник пополнения профессиональных рядов – наиболее близкие универсальные специальности: архитектура, проектирование интерьеров, реклама. В Москве их готовят многочисленные факультеты дизайна непрофильных институтов, Строгановская Академия, МАРХИ, в Санкт-Петербурге – Мухинская Академия. К студентам этих вузов выставочники присматриваются, начиная с первого курса. Специфика профессии выставочного дизайнера в том, что, помимо креативных способностей, он должен обладать суммой знаний о современных технологиях формирования экспозиций. А преподавателей, способных преподнести их в полном объёме, в России практически нет [2, с. 35–36].
Весь наш мир организован с учётом практик экспонирования – публичной и локальной демонстрации объектов или событий. Демонстрационные залы, торговые витрины, рекламные акции, шоу, публичные праздники, зрелища, презентации, представительские офисы – всё это создаётся с помощью сходных методов и единых технологий.
С этой точки зрения выставочная деятельность долго ещё будет востребована обществом, таким образом, образование в этой сфере просто необходимо.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.