А. О. Преображенская
Московский городской психолого-педагогический университет,
г. Москва, Россия
Нарративный подход – направление семейной терапии, базирующееся на идее о том, что человек конституирует свою жизнь через историю. Люди организуют свою жизнь посредством историй (нарративов): социальный и исторический контекст побуждают людей пересказывать определённые события, оставляя другие без внимания.
За недолгое время своего существования понятие «нарратив» проделало извилистый путь в самых различных областях гуманитарного знания. Изначально оно возникло в литературоведении (в философии и теории литературы) в 60-х годах XX века, а затем, оформившись в самостоятельное направление (нарратологию), продолжило свое продвижение в гуманитарные науки (философия, языкознание, история, политология, психология). В 80-х годах XX века понятие «нарратив» входит в психотерапию в трудах М. Уайта и Д. Эпстона и оформляется в отдельное направление семейной терапии – нарративную психотерапию.
Нарративы представляют собой формы получения знания, структурирования, восприятия мира и упорядочивания личного опыта. На уровне отдельного человека жизнь как целостный феномен конструируется с помощью автобиографического нарратива, в котором события жизни связываются в упорядоченную последовательность при помощи сюжета. В контексте семейной системы можно говорить о возникновении семейной истории, обусловливающей внутрисемейное функционирование. Люди приходят на психотерапию, когда доминирующие истории не позволяют им прожить свои предпочтительные нарративы. Нарративная терапия помогает обнаружить ограничивающее влияние культурных историй на жизнь и расширить собственную историю человека и семьи. Также в рамках нарративной психологии была сформулирована идея об уникальном или альтернативном эпизоде как опыте, не соответствующем логике проблемно-насыщенного самоописания людей. Выявляя уникальные эпизоды, нарративный терапевт помогает семье увидеть в прошлом более предпочтительный опыт, и распространить его на настоящее и будущее время.
Задача нарративного терапевта заключается в том, чтобы найти доступ к опыту и смыслам человека, которого он консультирует, независимо от того, в какой форме человек этот опыт выражает. Позиция психолога в этих условиях должна быть позицией «не-знания» – нарративный терапевт в процессе своей работы не занимает какой-то определённой позиции и пытается понять, какой смысл несут истории людей для них самих.
В настоящее время нарративная терапия осуществляется как с семьями, так и с индивидуальными клиентами. У терапевтов нет особых требований относительно состава, частоты и форм проведения психотерапевтической сессии [1]. Нарративный терапевт максимально гибок и лоялен к предпочтениям семьи, поэтому сессии могут проводится от нескольких раз в неделю до одного раза в месяц. Кроме того, может варьировать и форма работы: сессия может проходить в виде классического приёма у психотерапевта, а может проводиться в виде переписки или в формате малой группы, с привлечением к психотерапевтической работе значимых близких (родственников, друзей, знакомых).
Нарративная терапия доступна для людей, представляющих разные культуры, имеющих различную сексуальную ориентацию, принадлежащих к разным социальным слоям, субкультурам. Нарративный терапевт всегда говорит с семьёй на её языке. Одним из основных принципов нарративной терапии является прозрачность для клиента – терапевт всегда готов проинформировать клиента по поводу теории и практики подхода, объяснить свои действия [2].
Нарративная психотерапия зародилась в рамках постмодернизма. Её основой являются идеи социального конструктивизма и нарративная метафора. Согласно мнению Дж. Фридман и Дж. Коммбс, нарративная психотерапия базируется на следующих идеях постмодернизма:
1. Реальности социально конституируются.
2. Реальности конституируются через язык.
3. Реальности организуются и поддерживаются через нарратив.
4. Не существует абсолютных истин [3].
Культурные истории определяют форму индивидуальных жизненных нарративов. Люди осмысливают свою жизнь через истории – как через культурные, так и через личные. В любой культуре определённые нарративы со временем будут доминировать над остальными. Они будут определять предпочтительные и привычные формы убеждений и поведения внутри определённой культуры. Суть нарративной терапии в том, что в жизни гораздо больше событий, которые не удостаиваются истории. Это означает, что, когда жизненные нарративы несут болезненные смыслы или предлагают неблагоприятный выбор, они могут быть изменены путём выявления других, ранее не помещённых в историю событий или извлечения нового смысла из уже получивших свою историю событий.
Техникой нарративного подхода являются особым образом сконструированные вопросы. По своей сути они сводятся к деконструкции, экстренализации и развитию альтернативных историй.
Деконструктивное выслушивание необходимо для принятия и понимания историй людей без конкретизации и усиления беспомощных, патологических и болезненных аспектов этих историй. Практика деконструкции позволяет проследить, культурное и социальное влияние на появление проблемной темы в жизни семьи. Во время деконструктивного выслушивания нарративный терапевт остаётся максимально непредвзятым, нейтральным и свободным от культурных и индивидуальных стереотипов. Основная техника состоит в концентрации внимания на пробелах и двусмысленностях историй, рассказываемых семьёй. Это необходимо для того, чтобы показать, что общепринятый смысл данного текста – лишь один из большого числа возможных смыслов. Путём такого выслушивания открывается пространство для тех аспектов жизненных нарративов людей, которые ещё не обрели свою историю. В качестве примера можно привести следующий деконструктивный вопрос: «Откуда вы узнали о том, что подобное поведение является нежелательным для семьи?»
Экстернализированная беседа заключается в преобразовании языка, используемого человеком для описания проблемы так, чтобы проблема заняла по отношению к человеку внешнюю позицию. Например: «Откуда страх узнаёт, что он может воздействовать на Вас именно в этот момент?» Экстернализирующие беседы позволяют человеку занять метапозицию и увидеть ряд возможностей. Когда проблема занимает внешнюю позицию, человек, находя собственные предпочтения, может взять на себя ответственность за взаимодействие с ней.
Выделение из опыта и развитие альтернативных историй позволяет человеку по-новому увидеть себя и события своей жизни, найти новые смыслы. Альтернативная история – это предпочтительное развитие событий и включение в историю жизни событий, составляющих исключение из проблемных эпизодов. В некотором смысле альтернативная история является целью нарративной практики: описывая предпочитаемых ход событий, семья тем самым моделирует его и получает возможность воплотить его в своей жизни.
В нарративной психотерапии разработана особая технология, позволяющая наиболее эффективно развивать альтернативные истории.
1. Нахождение в опыте уникального эпизода.
2. Убедиться, что эпизод представляет предпочтительный опыт.
3. Обозначение смысла альтернативной истории.
4. Нахождение аспектов прошлого, связанных с уникальным эпизодом.
5. Обозначение смысла уникального эпизода в прошлом.
6. Связь прошлого эпизода с настоящим.
7. Распространение альтернативной истории на будущее.
Так же можно выделить типы вопросов, задаваемых нарративными терапевтами:
1. Деконструктивные вопросы;
2. Вопросы, находящие в опыте семьи уникальные эпизоды;
3. Вопросы, определяющие предпочтения семьи;
4. Вопросы, расширяющие альтернативную историю;
5. Вопросы, направленные на нахождение новых смыслов.
Таким образом, нарративный подход основан на постмодернистском мировоззрении, согласно которому не существует заранее заданного смысла, смыслов всегда множество и человек имеет право выбрать любой из них. В этом подходе постулируется, что человек размышляет о своей жизни в форме повествования, следовательно, он является автором своей жизни и волен выбирать для неё любую историю. Нарративный подход не директивен, и нарративный терапевт всегда следует за клиентом, постоянно задавая вопросы предпочтения и уточняя направление движения. Понимание жизни человека как истории в то же время позволяет видеть множество закономерностей и перспективу её развития, т. к. повествование и структура предложений имеет свои законы и логику. Нарративный терапевт является проводником клиента в мире его смыслов, он занимает метапозицию, позволяющую взаимодействовать с языком и его закономерностями.
Библиографический список
1. Будинайте Г. Л. Классическая системная семейная терапия и посткласссические направления: свобода выбора / МПЖ, 2001. – № 3.
2. Жорняк Е. Нарративная терапия: от дебатов к диалогу / МПЖ, 2001. – № 3.
Фридман Дж., Комбс Дж. Конструирование иных реальностей. – М., 2001.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.