А. С. Берберян, С. А. Седракян
Российско-Армянский (Славянский) университет,
г. Ереван, Армения
Семья как социальный институт – очень тонкий, специфический объект социального воздействия. Влияние на семью в наименьшей степени может быть прогнозируемым и моделируемым, поскольку семья – закрытая социальная структура. Все изменения, в ней происходящие, обусловлены социально, но направляются исключительно волей и сознанием входящих в нее индивидов. Именно семья способна полноценно и естественно выполнять основные функции физического и духовного воспроизводства общества, т. е. репродуктивную и воспитательную функции.
Удивительный парадокс заключается в том, что будучи одним из наиболее устойчивых общественных институтов, семья умеет приспосабливаться к изменяющимся общественным отношениям. Невозможно представить себе человеческое общество без семьи. Исчезни она – и само существование человечества окажется под угрозой. Недаром известный австрийский психолог А. Адлер писал: «Семья – общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества»[8].
Ключевой предпосылкой гармонии супружества и прочности семьи является этико-психологическая готовность вступающих в брак. Она включает очень многие факторы, которые взаимодействуют между собой. Юношу или девушку нельзя считать подготовленными к браку, если у них не сформирован идеал современной семьи, если они не имеют ясного представления о том, зачем вступают в брак, чего ждут от семьи, какие семейные отношения хотят построить, какие обязанности на них налагает супружество, родительство. На отношения между супругами, на характер семейной жизни определенное влияние оказывают мотивы вступления в брак. Осознание их – показатель этико-психологической готовности к семейной жизни.
Для нормального существования семьи необходимы четкая определенность и непротиворечивость прав и обязанностей супругов. Великий немецкий философ А. Шопенгауэр предупреждал: «Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности» [10]. Другой же не менее великий немецкий философ Г. Гегель рассуждал о следующем важнейшем условии счастливого брака – направленности человека на свою вторую «половину», призывая «отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «Я» и, однако, в этом исчезновении и забвении обрести самого себя и обладать самим собой» [9].
Опросы, проведенные среди российских студентов социологом и философом В. И. Зацепиным, показали, что те качества личности, которые считаются значимыми для идеального партнера, в реальном общении юношей и девушек не имеют решающего значения. В исследованиях Зацепина выяснилось, что существует прямая связь между характером самооценки и уровнем оценки желаемого супруга (супруги). Оказалось, что те, кто высоко оценил степень развитости их у себя, хотел бы видеть эти качества и у своего будущего спутника жизни.
Интересные выводы можно сделать благодаря исследованиям, проведенным нами среди студентов РАУ на основании методики «Ролевые ожидания и притязания в браке», (разработанной психологом Волковой). Юношам и девушкам была предложена таблица, состоящая из 7 «шкал», каждая из которых должна была выявить наиболее привлекательную сторону брака. Методика позволяет определить представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнера. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей. Выяснилось, что большинство студентов предпочли эмоциональной, интимной, хозяйственно-бытовой сторонам брака его «личностную», т.е. установку на личностную идентификацию с брачным партнером: ожидание близости интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способов времяпрепровождения.
К наименее «вдохновляющим» выводам мы пришли, проведя исследование среди студентов РАУ на основе методики «Ценностные ориентации» Рокича. Наиболее важным для современных молодых людей оказалась активная деятельная жизнь, полная и эмоционально насыщенная, а также интересная работа, что обусловливается социально-психологическими, экономическими и политическими факторами, которые формируют структуру ценностей. Из 18 основных ценностей жизни незначительное количество студентов в ближайшем будущем отдали предпочтение «счастливой семейной жизни».
Согласно результатам опроса, проведенного Всероссийским Центром изучения общественного мнения.(ВЦИОМ), на вопрос о жизненных ценностях половина респондентов отвечают «жить в достатке», менее 40 % хотят иметь хорошую семью, а еще меньше – «воспитывать детей». Так, в 18-24 лет респондентам важнее иметь хороший достаток, а затем и хорошую семью, в 35–44 – воспитать хороших детей, в 45–59 лет к семейным ценностям добавляется стремление жить в согласии с самим собой. В соответствии с результатами исследования, проведенного НИИ семьи и воспитания Академии наук РФ, 62 % девушек связывают свое будущее с интересной работой и лишь 25 % – с замужеством [2,3].
Трансформация духовных ориентиров, рост числа гражданских браков и неполноценных семей приводит к обесцениванию Института семьи. Карьера более приоритетна, чем семья. Подрастающее поколение не вкладывает в понятие «счастье» семью, не включаются туда и дети. Их представление о счастье связывается прежде всего с самореализацией и карьерой. Человек всегда стремится к счастью, а значит, «наши дети» будут карабкаться по карьерной лестнице. Система устройства и идеологии страны не стимулируют Институт семьи (причины обесценивания семейных ценностей находятся еще в СССР), несмотря ни на принятие закона о «материнском капитале», ни ипотечное кредитование молодых супружеских пар. Нравственно-психологическая неподготовленность к браку большинства студентов означает, что юноши и девушки воспринимают создание семьи на данном этапе как помеху своим чувствам, своим будущим профессиональным интересам и карьере. Налицо один из парадоксов общественного сознания в брачно-семейной сфере: брак, семья, материнство, отцовство как в армянском, так и российском обществе все еще окружены ореолом святости, почитаются как самые важные социальные институты, и вместе с тем их основные нормы, правила, ценности попираются, игнорируются, девальвируются как на сознательном, так и бессознательном уровнях. Как россияне, так и армяне стремятся к цивилизованности, к «западности», к социокультурному уровню жизни, достигнутому развитыми странами – лидерами, тогда как социальный институт именно в этих странах терпит крах, превращается в институт социальной группы.
Очевидно, что движение к западным стандартам социальной жизни может привести к усвоению как позитивного, так и негативного опыта стран западной демократии. Вместе с тем в обществе в целом еще не произошло осознания того факта, что стабильность семьи невозможно стимулировать выплатами «материнских» пособий. Нацеленность на ограничение внебрачных рождений, содействие созданию полных семей и сокращению числа «осколочных» – такой должна быть программа – максимум российского и армянского государства в сфере поддержки молодой семьи.
Немалую роль могут и должны здесь сыграть психолого-педагогические структуры, в том числе психологические консультации, кабинеты психологической разгрузки и помощи семейным парам, специальные уроки этики и психологии семейной жизни в среднем звене системы образования.
Кризис семейных ценностей, аборты, разводы – угроза самому существованию брака как института – дошли до критической массы и никакие полумеры и косметические ремонты уже не способны исцелить ситуацию. По мнению специалистов, в «список» основ семейной жизни входит повышение ответственности молодежи перед брачной и семейной жизнью; увеличение социальной престижности отцовства и материнства; повышение психологической готовности юношей и девушек к браку; предоставления им необходимых знаний по детской психологии, психологии сексуальной жизни; основным проблемам взаимоотношений между супругами и т. д.
Исходными моментами готовности человека к браку и семье являются :
· деятельное понимание значимости, сущности семьи;
· воспитание и самовоспитание необходимых для жизни в браке качеств;
· формирование адекватных брачно-семейных представлений;
· усвоение определенной суммы знаний по психологии и социологии брака [1, 5].
Супружество требует сочетания самоуважения с уважением к другому супругу такие нравственные качества, как ответственность, верность, честность, сдержанность, доброта, чувство долга. Нам кажется важным указать еще на 3 условия, без выполнения которых нормальное супружество весьма проблематично:
1. Умение вступающих в брак спроектировать оптимальную и реалистическую модель своей будущей семьи, ее образа жизни и национально-культурных традиций, экономические возможности пути осуществления своих совместных планов на будущее.
2. Понимание основ морально-психологического климата семьи.
3. Осознание необходимости сочетать семейные и общественные обязанности.
Совместимость является одним из наиболее сложных феноменов социально-психологической науки в целом и психологии семьи в частности. В современной психологии семьи существуют два ведущих подхода к семейной совместимости: функционально-ролевой, ориентированный на согласованность представлений членов семейного союза о своих ролях и функциях в семье, и структурный, исследующий степень совпадения их психического склада.
По данным последних исследований, несоответствия согласованности ролевых ожиданий чаще всего оказываются причиной неуспеха супружества. Если же воспользоваться понятием «роль», то можно говорить о несовпадении ролевых ожиданий, ролевом конфликте или, более широко, о конфликте представлений. Если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другими ожидания и соответствующие им требования, семья считается заведомо мало совместимой и конфликтной. Психологи уже в течение многих лет занимаются проблемой структурной совместимости, скрупулезно исследуя психологические характеристики сложившихся пар. Основаниями для подобных исследований послужила гипотеза психолога Р. Винча о комплиметарности, по которой потребности в группе должны дополнять друг друга по качеству их личностных свойств. Важнейшие результаты этих исследований касаются традиционно выделяемых составляющих психологического склада: темперамента, характера и личности.
Максимально совместимыми парами являются две, причем каждая из них расположена в противоположных секторах: возбудимый холерик и спокойный флегматик, печальный меланхолик и жизнерадостный сангвиник. Совместимыми эти пары являются именно в силу того, что особенности темперамента одного дополняются особенностями темперамента другого. Тот же механизм можно достаточно отчетливо показать на примере другой подструктуры психологического склада человека – характера. Психолог Н. Обозов обнаружил, что чаще дружат люди, сходные по таким важным характеристикам личности, как общительность – замкнутость, доверчивость - подозрительность, зависимость от группы – самостоятельность, озабоченность – беспечность, тревожность – уверенность в себе, эмоциональная нестабильность – эмоциональная устойчивость.
Гипотеза Р. Винча, утверждающего обязательную «взаимодополнительность» людей в устойчивых союзах, по данным Н. Обозова, оказалась опровергнутой. Психологи, исследующие структурную совместимость, в конце концов пришли к выводу о том, что индивидуально-психологические и личностные особенности супругов вовсе не определяют всецело стабильность семьи и совместимость супругов. Главенствуют здесь все же представления о целях брачного союза, правах и обязанностях супругов.
Что же касается психологических особенностей брачных партнеров, то наиболее важными из них являются те их черты характера и личности, которые определяют их способность воспринимать и понимать других людей, предсказывать их поведение, внимательно и благожелательно к ним относиться: прежде всего направленность на другого – учет его интересов, желаний, вкусов и привычек и эмпатия – действенное сочувствие. Нельзя не отметить то, что у любой супружеской пары всегда имеются реальные возможности для повышения уровня взаимной совместимости за счет самовоспитания, сближения брачно-семейных представлений, высокой культуры взаимоотношений [2,6].
Хочется сказать о семье, как о норме и семейных ценностях как аксиоматических условиях нормальной жизни человека и общества. Именно сегодня востребован взгляд на семью как на школу любви и спасительный образ жизни.
Библиографический список
1. Гребенщиков И. В. Основы семейной жизни. – М., «Просвещение», 1991.
2. Карцева Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьей. – М, 2007.
1. 3. Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М., «Просвещение», 1988.
3. Крысько В. Г. Этническая психология. – М., «Acаdema», 2004.
4. Кон И. С. Психология ранней юности. – М., «Просвещение», 1989.
5. Турьян В. А. Семья и воспитание. – Ереван, 1988.
6. Этика и психология семейной жизни. – М., «Просвещение», 1984.
7. Adler A. The Individual Psychology of Alfred Adler, H. L. Ansbacher and R. R. Ansbacher (Eds.). – Harper Torchbooks, – New York, 1956.
8. Hegel G. Phenomenology of Spirit, tr. A. V. Miller, 1977.
Schopenhauer A. E. F. J. Payne. ed. The World as Will and Representation. II. – New York: Dover Publications., 1969. – p. 527.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.