М. А. Антипов
Пензенская государственная технологическая академия,
г. Пенза, Россия
Так называемая готика – это чрезвычайно сложное культурное явление современности, главным императивом которого изначально было ненасильственное противостояние властным структурам, воплощенным в государстве и его организациях. Готические музыкальные группы пытаются предстать, с одной стороны, как утонченные, таинственные, мрачные и загадочные объединения молодежной субкультуры, с другой – как люди с прекрасным внутренним содержанием и состоянием, для которых характерны созерцание прекрасного, возвышенного, но окрашенного мрачным пафосом скорби, а также отрешенность и недоверчивость к обществу.
Чтобы проанализировать понятие готической субкультуры, нужно выяснить, какие ценности, убеждения, аттитюды и жизненные стили присущи современным готам. Готическое мировоззрение характеризуется пристрастием к «темному» восприятию мира, в котором важнейшее место занимает особое отношение к смерти. Сложно описать все составляющие такого комплексного понятия, как готическое мировоззрение, но в целом это особый романтично-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость), восприятии реальности (эстетизация смерти, мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношениях с обществом (неприятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него).
Готика является феноменально эклектичной и сложной эстетической формой – за несколько десятилетий она обрастала всё новыми и новыми ассоциациями с какими-то художественными течениями прошлого, и в итоге превратилась в многогранное и сложное явление, заимствующее символы и идеи у эпохи нового времени, обращаясь к средневековью, и даже к древнеегипетской цивилизации.
Готический стиль идёт наперекор общественным ценностям – к свободе самовыражения и уничтожению всяческих табу. Вероятно, первоначально отголоски «вампирского» стиля из старых ужастиков, имели аллегорическое значение – выбеленное лицо, чёрные тени – как анти-жизнь. Анти-жизнь или смерть в общественном понимании, но на самом деле – просто иная жизнь, которую не поймёт обыватель. Уход от повседневности во всём – через обращение к прошедшим эпохам и образам, через облачение в странную одежду – разумно сопровождается модификациями тела – в готической среде особо распространён пирсинг. Это ответ на общественно признанный стиль. В контексте общества, стремящегося на обложках глянцевых журналов к «натуральной» и «природной» красоте, готика – это анти-натуральная красота, анти-мода и в частных случаях – анти-красота.
По моему мнению, готика – это субкультурная форма подчёркнуто-творческого нонконформизма под влиянием эстетизации смерти. Возникновение и развитие готической субкультуры в нашем обществе можно объяснить тем, что современный российский социум характеризуется преобладанием готических (в смысле диких, патриархальных) тенденций. Так, по мнению Д. Р. Хапаевой, основной готической чертой нашего социума является то, что «структурообразующим элементом социальной ткани нашего общества становится зона, опыт концентрационной вселенной, опыт концентрационного лагеря» [2, c. 91]. Но готика – это не только дикость и варварство, готика – это, скорее, специфическая эскапистская форма социального бунта, не подразумевающего преобразования и тем более деструкции существующих норм общепринятой культуры и общественных стереотипов. Современная готика – это форма протеста против гламура, являющегося, по мнению, Д. В. Иванова, «рациональностью сегодняшнего капитализма», то есть основой современного общества [1, с. 9]. Эстетизируя смерть и идя тем самым наперекор общественным стереотипам, согласно которым смерть – это нечто отвратительное, пугающее и вызывающее у обывателя панический страх, современные готы демонстрируют неприятие современного общества потребления, общества в котором «бал правит» гламур. Гламуризация общества проявляется в том, что мерилом ценности и красоты любого явления или даже человека стала не духовная сущность, не подлинная красота, а яркая, бросающаяся в глаза внешняя форма, оболочка. Примеров тому множество: современные поп-группы-однодневки, современные ведущие, популярные в молодежной среде, современный образцы моды.
Трактовать «тёмный» оттенок очень просто – во время становления и на начальных этапах он олицетворял противопоставление «новым романтикам», то есть тогдашнему «гламуру». Сейчас тёмные цвета тоже очень хорошо подходят к форме протеста общественным идеалам. Люди могут называть этот оттенок «ношением траура по убогому миру», придумывать что угодно, но суть остаётся при любом рассмотрении: тьма – это протест.
Следует отметить, что «тёмный» оттенок является не чем иным, как негативом, обратной стороной с точки зрения символики и архетипов истории европейского общества. Так, с культурологической точки зрения, «тьма» и её олицетворение приобретает большую завершённость и осмысленность в концепции европейской культуры. Выделяются архетипы негативные, доступные аналитической психологии в отрицательных мифопоэтических образах: «колдун», «демон», «черт». Эти отдельные архетипические образы относятся к архетипу Тени, происходящему из негатива картины мира – той его части, которая остается непознанной.
Здесь мы видим глубинное психологическое значение и смысл негативных форм поведения: протеста, нарушения запретов, деструктивной или самодеструктивной деятельности. Между тем образ врага – лишь один из вариантов архетипа антипода, экстраполирующего «темные» стороны личности. Символическая оппозиция жизни и смерти подчинена задаче структурирования социума, в результате чего общество делится на организованное коммуникативными нормами большинство и не соответствующее этим нормам меньшинство.
Поэтому «тёмный» образ как протест выбран не случайно. Именно поэтому люди носят определённую («странную» для обывателя) одежду, экспериментируют с макияжем, прослушивают нестандартную музыку, гуляют по «странным» для обывателя местам (развалины, кладбища), увлекаются прошедшими эпохами (средневековье, викторианская эпоха), увлекаются малопопулярными религиозными и оккультными практиками, и так далее.
Готические музыкальные композиции в сочетании с текстами, которые «создаются» молодыми людьми для себя, для познания своей индивидуальной сущности, ощущения эмоциональной боли и бессознательного протеста против действительности оживляют в памяти образцы готических соборов. Массивность, мрачность внешней и внутренней атрибутики готических храмов проявляется у современных готов в одежде – тотально черного цвета, в «готических ирокезах» насыщенного черного цвета, чего некоторые готы добиваются с помощью гуталина: «ирокез у истинного гота должен раздвоиться, растроиться, расчетвериться, вызывая ассоциацию с рогами дьявола, крыльями ворона или летучей мыши». Черный цвет для готов – защита (по их мнению) от «тотально серой однообразной жизни», своеобразный протест против общественной усредненности, стереотипов и представлений, прививаемых официальной культурой всему населению.
Субкультурная сердцевина готов усиливается еще и особой символической эмблематикой: шиповатые браслеты и ошейники, гробики, черепа, летучие мыши, восьмиконечные звезды как символы хаоса и др. Все эти украшения субкультуры готов имеют своей целью противостояние капиталистическому обществу потребления, транснациональным корпорациям, мировому терроризму, перекраиванию карты мира, постоянным «локальным войнам», экономической политике ведущих государств.
Таким образом, готика как феномен современной культуры является откликом молодежи на современные условия, сложившиеся в нашем обществе. Готы всем своим видом, идеологией и музыкой, отрицающими ценности традиционной культуры, главнейшей из которых является жизнь, протестуют против недостатков социума: проявлений обезличенности, гламуризации и дегуманизации социальных отношений, замены истинных ценностей квази-ценностями, подлинных качеств, должных и обеспечивать достижение высокого социального статуса и вызывать уважение, гламуром. Симпатия готов ко всему темному, эстетизация смерти – это формы бегства от гнетущей социальной системы с ее порядками, нивелирующими личность и отчуждающими ее от подлинных основ бытия.
Библиографический список
1. Иванов Д. В. Глэм-капитализм. – СПб., 2008.
2. Хапаева Д. Р. Цена забвения: российское готическое общество. – СПб., 2007.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.