Т. В. Белолипецкая, В. В. Белолипецкий
Пензенская государственная технологическая академия,
г. Пенза, Россия
В настоящее время стратегическое сотрудничество держав, таких крупных и столь близких друг к другу географически, каковыми являются Иран и Россия, играет значительную роль в сфере обеспечения национальной безопасности. Такое сотрудничество имеет целью ограничить влияние других крупных держав в регионе. Сближению двух государств и установлению между ними стратегического партнерства способствует и внешнеполитическая обстановка.
Исламская республика Иран в настоящий момент находится в окружение враждебных арабских государств. Причин этому несколько, рассмотрим некоторые из них.
Во-первых, это религиозный фактор. Иран представляет собой теократическое государство, большая часть населения которого исповедует шиизм, в то же время арабы, в большинстве своем, сунниты. Между суннитами и шиитами в сфере религиозных догматов и религиозной идеологии существуют непреодолимые противоречия, которые иногда проявляются в быту, часто в форме презрительного отношения, вооруженных столкновениях, примером чему служит вооруженная борьба в Ираке и в большой политике.
Во-вторых, Иран вызывает у лидеров арабских государств серьезные опасения по ряду факторов. И здесь необходимо отметить основополагающие:
§ Иран претендует на региональное лидерство и звание региональной сверхдержавы, и эти претензии будут усиливаться по мере усиления экономической и военной мощи Ирана.
§ Иран вызывает страх у арабских монархий, связанный с реальной или мнимой угрозой экспорта исламской революции.
§ Иран стремится использовать шиитское меньшинство в арабских странах Персидского залива для усиления влияния в регионе.
§ Иран не только претендует, но и реально является лидером в борьбе народов Ближнего Востока и ислама с враждебным ему западным миром, возглавляемым США, в то время как большинство монархий региона настроены лояльно или являются стратегическими союзниками США. Вследствие этого возрастает популярность Ирана в глазах населения арабских стран как борца против США и Израиля. На фоне усиливающейся популярности Ирана находящиеся у власти компрадорски ориентированные монархические режимы испытывают не только угрозу потерять доверие своих подданных, но и легитимность, как когда-то это произошло в самом Иране.
Помимо враждебного окружения Иран, с момента победы исламской революции, находится под постоянным прессингом так называемого «мирового сообщества», представленного западным миром и возглавляемого США, что выражается:
Во-первых, в экономических санкциях и экономической блокаде, постоянной угрозе военного вторжения, попытках проведения «бархатных», «оранжевых революций» и т. д.
Во-вторых, Ирак и Афганистан, подвергшиеся агрессии со стороны США, оккупированы армиями союзников и представляют собой удобный плацдарм для нанесения ударов по Ирану, или, по крайней мере, возможность их использования для проведения спецопераций против ИРИ.
В-третьих, США проводят политику по принципу «разделяй и властвуй». С этой целью разыгрывается курдская, суннитская и шиитская карты. На севере Ирака создана курдская автономия, а фактически – прообраз курдского государства.
Необходимо отметить, что у Ирана есть и союзники в регионе – это Турция, Сирия и Россия. Рассмотрим наиболее влиятельных – Россию и Турцию.
Турция, несмотря на то, что является членом НАТО, не заинтересована в создании курдского государства. И в случае падения Ирана мечта курдов о Великом Курдистане станет реальностью, а это означает не только потерю части территории – турецкого Курдистана, но дестабилизацию в целом положения в Турции.
Российская федерация также находится под прессингом все тех же сил и ставятся те же задачи. Рассмотрим кратко геополитическую ситуацию вокруг России.
Во-первых, ставится задача десуверенизации РФ и её дальнейшего расчленения, как это произошло некогда с СССР. С этой целью разыгрывается исламская карта, и прежде всего, на Северном Кавказе, поддерживается религиозный экстремизм, сепаратизм, взращивается «национальное самосознание», а по-простому, зашкаливающий национализм.
Во-вторых, создается «санитарный кордон» вокруг России:
§ На западной границе Российской Федерации он уже создан из числа стран Восточной Европы, входящих в состав НАТО и ряда бывших республик СССР.
§ На южных границах России он почти создан. Так, Турция является членом НАТО. Ирак и Афганистан – фактически потеряли свою независимость и являются оккупированными войсками США и их союзников. Пакистан, хотя и имеет свои интересы в регионе, но играет на стороне США против России.
§ Таким образом, «кольцо анаконды» вокруг России сжимается и только Иран не входит в сферу влияния США и являет собой преграду на её пути.
§ Все вышеперечисленные обстоятельства сближают Иран и Россию и создают условия для более тесного сотрудничества между двумя государствами, в том числе, и в военно-политической области.
§ Необходимо отметить и более чем дружеские шаги Ирана в отношении России:
§ Иран не поддерживал и не поддерживает сепаратистские и исламистские настроения и движения на Кавказе, хотя попытки выйти на Иран и заручиться его помощью и поддержкой у сепаратистов были. И здесь Иран играл как бы против себя. Отказ от помощи единоверцам – это очень не популярный шаг в исламском мире.
§ Россия формально придерживается нейтралитета в отношении конфликта Армении и Азербайджана, но фактически на стороне Армении. Иран в этом конфликте формально также нейтрален, но фактически поддерживает позицию России. А это тоже не популярный шаг в исламском мире, кроме того, в самом Иране проживает много этнических азербайджанцев, это уже не популярный шаг внутри страны.
Однако позиция России, а вернее её руководства, вызывает, мягко говоря, недоумение. Шаги российского руководства часто не последовательны и противоречивы. Россия то выступает за выгодное, и в первую очередь для неё самой, экономическое сотрудничество, то присоединяется к навязываемым ей санкциям, отказывается от взятых на себя обязательств по поставке Ирану военной техники и вооружения. Данная более чем странная и непонятная, наносящая вред отношениям России и Ирана, позиция российского руководства становится реальной преградой на пути установления стратегического сотрудничества. А это означает, что Россия теряет, причем по своей собственной инициативе, надежного и достаточно сильного в военно-политическом плане союзника в регионе Ближнего Востока и на южных границах.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.