А. И. Богданова
Сибирский федеральный университет,
г. Красноярск, Россия
Начало ХХI века ознаменовалось качественными изменениями исторических способов жизни, сменой мировоззренческой парадигмы в соответствии с достижениями науки и новым социокультурным пространством существования человечества. Современный мир не стал единым, монополярным и монокультурным, как спешили объявить глобалисты; он остался мозаичным, разным, различным. «…глобализирующее движение, как становится очевидно уже сейчас, – подчеркивает заместитель Генерального Секретаря ЮНЕСКО Р. Р. Сингх [16, с. 7], – приведет к обновлению и возрождению различных языков и культур. Многообразие, а не однородность будет стержнем динамичной глобальной системы, и именно это явиться одним из самых трудных испытаний человечества перед будущим. Там, где образование выступает фактором развития, оно играет ключевую роль». В связи с этим, главная задача отечественного образования – быть единым социокультурным механизмом процесса модернизации российского полиэтнического социума в консолидированную надэтническую целостность. Закон РФ «Об образовании» [7] провозгласил единство культурного и образовательного пространства страны при всемерном содействии развитию национальных культур и региональных культурных традиций (ст.2,п.2).
Открытие национальных границ и появление людей из других социокультурных слоев в нашем обществе уже определяет его статус как полиэтничного, многоязычного, поликультурного. В этой связи становится очевидным, что современная образовательная среда также становиться многообразной, адекватной культурному многообразию социума. Смена традиционной парадигмы развития отечественного образования на современную личностно-ориентированную, гуманизация и гуманитаризация образования призваны помочь осуществить в характере мышления человека столь необходимый для современного общества поворот от фрагментарного к целостному восприятию мира в широком культурном контексте (по В. С. Библеру, от «человека образованного» к «человеку культуры») [2]. При этом на первый план в образовании выходят «…идеи понимания чужой точки зрения, диалога, сотрудничества, совместного действия, творческого подхода к ситуации, уважения личности и ее прав, признание обусловленности жизни со стороны высших, трансцендентных начал» [14, с. 83].
Новая культурная эпоха ставит перед образованием новые задачи. По мнению ряда западных и отечественных авторов, учащиеся сегодня должны вырабатывать культурные и социальные компетенции в условиях доминирования полилога, дискуссий, выбора, самоопределения. Активные методы обучения требуют постоянного участия учащихся в общении, поиска ими самостоятельных решений и расширения социальных контактов [22].
Многие общественные и политические деятели считают, что переход ряда развитых стран от современного информационно-технологического этапа глобализации к новому – культурно-духовному – может состояться уже в следующем десятилетии. Признаками новой культурной эпохи становятся диалогичность и взаимодействие различных культур. В этой связи стратегия современного образования – формирование современной мультикультурной личности, человека, способного успешно интегрировать и взаимодействовать в поликультурной среде в рамках единого поликультурного пространства. Используя термин «мультикультурность» в образовании, ряд исследователей понимает под этим «принцип, способствующий сохранению и умножению всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов поведения и форм деятельности в образовательных системах; <…> помогающий становлению как культурной идентичности детей, так и пониманию ими культурного разнообразия современных сообществ, неизбежности культурных различий людей» [9, с. 87]. Реализация принципа мультикультурности средствами обучения наполняет новыми смыслами понятия «образовательной среды», «обучающей среды», «культурной среды», в которых происходит формирование личности обучаемого.
Выдающаяся роль среды в образовании человека осознается и осмысливается еще с времен античности. Обучение и воспитание через особое устройство и организацию окружения тех, кто, взаимодействуя с этим окружением, получает образование, рассматривается Б. М. Бим-Бадом [3, с. 28, 48] в качестве одного из наиболее эффективных принципов педагогики. Человек меняется в среде и посредством среды. «Самостоятельное взаимодействие человека со средой, в которую заранее заложена необходимость правильного мышления, – вот что дает прочное и глубокое образование. Обучающая и воспитывающая среда, – отмечает ученый, – это постоянно расширяющая сфера деятельности <…>человека. Она включает в себя все большее богатство его связей с природой и культурными объектами – вещами, созданными человеком для человека, социальной средой». Характер образовательной среды определяется целями образования, которые формируются в соответствии с внешними требованиями к современным образовательным институтам и учреждениям. Образовательная среда, в свою очередь, «выдвигает» набор требований к образовательному процессу – внутренние требования. Следовательно, любая образовательная среда должна постоянно изменяться в соответствии с внешними и внутренними требованиями [4, с. 23].
В словаре русского языка С. И. Ожегова понятие «среда» определяется как – окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества; окружающие социальные условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Различают географическую, окружающую, природную, культурную и др. среды.
В переводе с английского environment и французского environnement среда также представляется как окружение, окружающая обстановка; окружающая среда, внешние факторы.
Современными исследователями практической психологии и педагогики этот термин трактуется по-разному, общим является определение понятия «среда» как совокупности условий, воздействующих на развитие личности обучаемого. В концепции средоориентированного обучения С. Ф. Сергеева, «среда – действительность, в которой происходит созидательная деятельность человека.<…> В процессе деятельности в среде человек меняет ее для достижения своих личных и социальных целей. В свою очередь измененная им и/или другими субъектами внешняя часть среды оказывает обратное влияние на субъекта» [15].
Среда питает и развивает личность, но не непосредственно, а через свою особую организацию, проявляющуюся в культуре. По утверждению Флоренского (цит. по Зинченко В. П.). «Культура – это среда, растящая и питающая личность» [8, с. 38]. Вместе с тем существуют взгляды на культурную среду как «совокупность условий, обеспечивающих некоторый педагогический результат» [13], как « определенную морально-психологическую обстановку, подкрепленную комплексом мер организационного, методического, психологического характера»[12], или как «совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогическсих условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности» [10, с. 6–7]. С. Ф. Сергеев [15, с. 62] предлагает понятие «обучающей культурной среды» в рамках средоориетированного подхода к школьному обучению и отмечает, что каждый участник внутришкольных взаимодействий ведет себя как наблюдатель с его ограниченными возможностями по восприятию окружающих процессов и как действующий интерпретатор, влияющий на них, действуя в соответствии с собственным опытом. Каждое действие, будучи фактом опыта, в свою очередь порождает множество интерпретаций в других наблюдателях действующих также в пределах своего опыта. И как результат возникают их действия. Таким образом идет непрерывный поток взаимодействий, формирующий среду, которая включает общий опыт и культуру, связанные с совместной деятельностью участников педагогического процесса.
Ученый подчеркивает, что формируется культура, включающая не только стабильные элементы индивидуального опыта педагогов и культуру преподавания, но и более широкий контекст, отражающий обучающий контекст образовательного учреждения в целом. Вместе с тем, по мнению исследователя, школа как познающая система активна в своем взаимодействии с миром и служит для адаптации с окружающим миром, реализуя свою целевую функцию.
В. А. Ясвин [20, с. 14] определяет образовательную среду как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении, рассматривая при этом данное понятие как родовое для понятий «семейная среда», «школьная среда», «локальная среда». Под последней автор понимает функциональное и пространственное объединение субъектов образования, между которыми устанавливаются тесные разноплановые групповые контакты. Данное понимание образовательной среды включает возможности проявления активности личности, ее участия в создании и изменении самой образовательной среды, продуктом которой эта личность и является. По мнению В. А. Ясвина, интегративным критерием качества развивающей образовательной среды является способность этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного личностного саморазвития.
А. В. Могилев, А. Н. Шильман [11, с. 72–78] под образовательной средой понимают специально организованную совокупность образовательных (обучающих, воспитательных, развивающих) воздействий на индивида со стороны ближайшего окружения, учебных заведений и учреждений культуры, масс-медиа, предоставляемых ими услуг и сервисов, учебных и досуговых коллективов, образовательных и культурных мероприятий, учебных пособий, печатных изданий, средств обучения и коммуникации и т. п.
Подобное трактование понятия относится и к социальной сфере жизнедеятельности индивида, в которой среда определяется как окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. Так М. Я. Басов [1], рассматривая «развитие человека как активного деятеля в окружающей среде», определил среду как целостную систему воздействий на человека. Системный характер социальной среды определяется взаимосвязями и взаимоотношениями ее субъектов в процессе деятельности. Эти идеи получили свое развитие в культурно-исторической теории Л.С. Выготского [5]. Диалектическая взаимосвязь внешнего и внутреннего, уникальные отношения среды и ее субъекта нашли свое отражение в его идее «социальной ситуации развития». В. И. Слободчиков [17, с. 177–185] отмечает, что принципиальная новизна идеи Л. С. Выготского заключается в том, что в его понимании социальная среда, культура – это не условие или один из факторов развития, а источник психического развития личности. Образовательное учреждение всегда порождает среду, в которой происходит постоянное порождение и разрушение ее культурного слоя, поэтому задачей образовательной культурной среды является в том числе и защита психики обучаемого от влияния враждебных (суб) культур.
Ряд авторов различают понятия «среда» и «пространство» . Понятие «образовательное пространство» чаще всего определяется через понятия «педагогическая среда», «образовательная среда», «обучающая среда». По мнению И. Г. Шендрика [19], образовательное пространство, будучи формой единства людей, формируется в процессе их совместной образовательной деятельности, в ходе которой образовывающий субъект создает условия и возможности для образовывающегося субъекта, прямо или косвенно взаимодействуя с ним.
Образовательное пространство, которое является средой, освоенной человеком и приспособленной для решения определенных педагогических задач, возникает не само по себе, а формируется в результате специально организованной специфической человеческой деятельности. Человек создает свое пространство как понятную ему, наполненную смыслами эмпирико-рациональную реальность, в которой конкретные объекты для него обретают смысл и частью которой он является, свою культурную среду.
Хотя понятие «среда» и «образовательная среда» в современном психолого-педагогическом толковании имеют различные трактования, общим является представление об образовательной среде как о системе влияний, условий, возможностей формирования и развития личности обучаемого. При этом подчеркивается, что обучаемый включен в эту систему активным участником среды (С. Д. Дерябо, В. А. Козырев, В. А. Ясвин и др.).
Среда содержит в себе возможности для создания условий, способствующих образованию человека, т. е. обладает образовательным потенциалом. И. Г. Шендрик [19] определяет образовательную среду и как совокупность факторов, компонентов и параметров, планируемых на уровне системы институтов образования. Образовательная среда предстает как система культурных факторов, которая изобретается человеком, а образовательный процесс как процесс осмысления значения культурных фактов образовательной среды и превращения ее тем самым в образовательное пространство. «Образование есть не что иное, как процесс и результат освоения и созидания субъектом культурно приемлемых способов разрешения им проблем своего существования в некоторой среде, социуме, обществе, т. е. своего существования прежде всего как личности».
Образовательная среда, в которой оказывается современный человек, несет в себе определенные способы взаимодействия с окружающей его действительностью и самим собой, целенаправленно влияет на положение и поведение индивида в культурной среде. Вместе с тем, образовательная среда призвана осознать культурный императив современности и его сильное влияние на формирование мультикультурного сознания обучаемых таким образом, чтобы способствовать успешной интеграции личности в национальную и мировую культуру, сохраняя при этом культурное самоопределения индивида. Познать и принять смысл иной, другой культуры невозможно без понимания ее идеально-ценностной составляющей. Понимание по А. Л. Креберу возможно лишь на основании сопереживания, вживания. «Это не означает, что надо стать полноценным членом другой культуры, … но необходимо признать, что ценности надо почувствовать» [21, c. 373]. Поликультурная образовательная среда современного поликультурного общества способствует пониманию ценностей общечеловеческой, национальной и индивидуальной культуры разнокультурными индивидами внутри самой среды и способствует адаптации личности к культуре посредством образования. «Образование выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности» [12,c.121]. Образовательная среда формирует такую социокультурную ситуацию, которая позволяет человеку увидеть культуру в единстве многообразия и воспринять все то лучшее, что способны дать этническая, национальная и транснациональная культуры, способствуя, таким образом, становлению собственно этническоего и общенационального самосознания. По мнению Р. Хенви: «Свобода культурного самоопределения индивида расширяет его ментальные возможности, делая субъекта «гражданином мира», способным верно понять те культурные атрефакты, с которыми он сталкивается, но которые не принадлежат его культуре. Индивид уходит из-под диктата коллективного подсознания: границы культурных интерпретаций становятся подвижными, мир личности обретает полноту и глубину вновь осваиваемых смыслов; человек начинает лучше понимать другого человека, чья «инаковость» уже не настораживает, а оценивается как необходимое условие продуктивного диалога» [18]. Как подчеркивает Г. Д. Дмитриев в книге «Многокультурное образование» [6], в процессе развития ребенок выбирает ту или иную идентичность, однако он имеет право и на мультиидентичность, которая чаще всего культуросообразна интернациональной среде его становления и развития.
Многокультурная среда посредством образования формирует многокультурную личность, совершенно иную, более гармоничную форму существования современного человека; способствует становлению индивида, готового к активной созидательной деятельности в современном поликультурном и многонациональном обществе, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований. Саморазвивающаяся, самодостаточная личность, отвечающая за свои поступки, проявляющая себя субъектом, а не объектом социального бытия (Э. Фромм), сохраняющая при этом свою национальную идентичность, но при этом свободно реализующая себя в современном динамичном мире – вот социально-педагогический идеал личности поликультурного общества.
Библиографический список
1. Басов М. Я. Общие основы педологии. – СПб.: Алетея, 2007. – 776с.
2. Библер В. С. От наукочтения – к логике культуры. Два философских введения в ХХI век. – М., 1991.
3. Бим-Бад Б. М. Обучение и воспитание через непосредственную среду: теория и практика // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. – 2001. – № 3.
4. Войнова Н. А. Формирование ИКТ –компетентности учащихся начального профессионального образования в образовательной среде учебного заведения. Дисс.. на соиск. степени к.пед.наук. СФУ. – Красноярск., 2009. – 198с.
5. Выготский Л. С. Психология развития личности. – М.: Смысл, 2005. 1136с.
6. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. – М., 1999.
7. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.,1993.
8. Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. – М.: Тривола. 1995.
9. Крылова Н. Б. Культурология образования. – М.: Народное образование, 2000.
10. Кулюткин Ю. Н., Тарасов С. В..Образовательная среда и развитие личности. – Новые знания. – 2001. – № 1.
11. Могилев А. В. Шильман А. Н. О понятии «образовательное пространство» // Педагогическая информатика. – 2005. – № 2.
12. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.3-е изд. – М.: Школа-Пресс., 2000. – С. 121.
13. Рогонов П. Не знанием единым (о духовно-нравственной подготовке студентов). // Высшее образование в России. – 1996. – № 4.
14. Розов Н. С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. – Новосибирск: Наука,1992.
15. Сергеев С. Ф. Проектирование обучающих сред // Школьные технологии. – № 3. – 2006. – С. 58–65.
16. Сингх Р. Р. (Raja Roy Singh). Образование в условиях меняющегося мира // Перспективы: Вопросы образования. – Париж: ЮНЕСКО. –1993. – № 1.
17. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры. – М.: Новые ценности образования: Культурные модели школ, 1997.
18. Талалова Л. Н. Интеграционные процессы в образовании: контекст противоречий: монография. – М.: Изд-во РУДН, 2003. – 368 с.
19. Шендрик И. Г. Саморазвитие личности в контексте проектирования образования // Педагогика. – 2004. – № 4.
20. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365с.
21. Kroeber A.L. Anthropology Race. Language Culture Psychology/ Prehistory. – N.Y., 1948. – С.373.
Ramsey P.G. Teaching and Learning in a Diverse World / The 2dEd. – N.Y.: Teachers College, Columbia University, 2002. – 240p.p.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.