Д. Г. Кукарников
Воронежский государственный университет,
г. Воронеж, Россия
Вопросы методологии, так или иначе связанные с вопросом о том, как следует изучать теорию общества, являются одними из наиболее фундаментальных и одновременно наиболее сложных вопросов, стоящих перед современной социальной философией. Выявление соотношения эмпирического и теоретического в социальном познании, осмысление проблемы социального детерминизма и социальных законов, определение базовых методов социального познания и способов взаимодействия социальной философии с гуманитарной и естественнонаучной сферами познания – вот далеко не полный перечень проблем, с которыми сталкивается исследователь в области социальной гносеологии.
Ситуация, сложившаяся в последние годы в отечественных социальных науках, позволяет говорить об отсутствии ярко выраженных приоритетов, направлений и школ. Это объясняется невозможностью становления традиции за то короткое время, в течение которого социально-философское знание имеет возможность свободно развиваться. Российские исследователи достаточно много внимания уделяют анализу и интерпретации тех социальных теорий, которые к настоящему времени уже заслужили признание в западной философии и социологии.
Между тем российская действительность обнаруживает реалии, не имеющие аналогий, и, соответственно, не вполне соразмерные тем контекстам, в которых работают зарубежные авторы. Кризисные события в отечественной истории наиболее явно обнаружили слабость социальных наук, их отставание и беспомощность. И если ещё несколько лет назад «новая» методология связывалась с преодолением существовавшего разрыва с западной философской традицией, то теперь всё большее число российских социальных философов приходят к осознанию того факта, что уникальная социальная ситуация требует столь же уникальной методологии её философского анализа.
Кроме того, следует иметь в виду и особый статус теоретического знания в структуре социально-философского познания. Исследования, направленные на изучение того или иного конкретного социального явления, как и в любых других науках, определяются нормами и методами теории. Однако именно в социальных науках теория выполняет совершенно особые функции. Это обусловлено тем, что исследователь, работающий с социальными явлениями, сам является частью той реальности, которую изучает. Общество одновременно обнаруживает себя и как субъект, и как объект познания; социальное познание проявляется и как самопознание. Общество, таким образом, выступает не только в качестве эмпирической реальности, но и как проект исследователя, представление учёного, который является неотъемлемой частью этого общества.
Поэтому социальное познание осуществляет не только и не столько когнитивную функцию, но само автоматически становится элементом социальной реальности. Происходит движение социального знания от уровня философской рефлексии к уровню обыденного здравого смысла, подлежащего рефлексии и далее к нерефлексируемой повседневности (Э. Гидденс). Поэтому исследование в области социальной теории всегда должно решать актуальную задачу – рассмотреть и раскрыть формы движения и опосредования знания, определяющего ценностные и мотивационные установки повседневности.
Философская концептуализация задаёт основы и теоретические нормативы частных социальных наук, осуществляет рефлексивную работу по осмыслению их предмета и специфики, вырабатывает методологию и категориальную основу исследований. Все эти моменты включаются в исследовательскую программу для работы с социальными явлениями на уровне фактической, эмпирической данности социального.
Возможности философской концептуализации социальной реальности на сегодняшний день не являются достаточно разработанными. Социальные науки с момента своего возникновения больше интересовались проявлениями социального, а не его данностью и спецификой. Особый онтологический регион – социальное бытие – считался областью интереса социологии и относительно недавно начал осмысливаться в философских науках.
Начиная с середины XVIII века в философии постепенно формируется исследовательское пространство, чётко ориентированное на научное изучение социальных форм жизни. В поле внимания мыслителей всё чаще попадает деятельность больших сообществ людей, помещённых в глобально-исторический контекст, актуализируются проблемы, связанные с пониманием сущности государства и власти, начинают оформляться первые теории исторического процесса.
Однако в этот период социальная реальность ещё не является объектом философской рефлексии. В учениях Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А. Кондорсе, А. Тюрго, Б. Мандевиля, А. Шефтсбери осмысливается эмпирический факт – проявление социального – в таких данностях, как государство, власть, страна и т. д. Новоевропейская (в первую очередь Просвещенческая) традиция просто обнаруживают социальное как иноприродное индивидуальному, но не онтологизируют его.
До-онтологическая история социально-философских учений фиксируется соответствующим категориально-понятийным инструментарием. Экспликация социальной проблематики осуществляется преимущественно в терминах политики и государства. Иногда (к примеру, в работах Д. Локка, Б. Мандевиля, А. Шефтсбери) используется понятие «общество», но оно не выполняет категориальных функций и по смыслу контекстуально корреспондирует с общеполитической лексикой социально-философских учений эпохи Нового времени.
Социально-философские учения XVII–XVIII веков в целом можно рассмотреть как фундаментальную концепцию, основу которой представляет принцип трансценденции социального. Концептуализация этой программы осуществляется в контексте общенаучной парадигмы под влиянием эталонов классической науки. Описание общества и анализ его функций осуществлялись по аналогии с объяснительными принципами наук, уже добившихся значительных успехов в познании природы, – прежде всего физики. Все современные исследователи отмечают явные параллели методологий, применяемых для описания общества и природы: взаимодействие людей аналогично взаимодействию атомов, «естественное право» индивида на самосохранение подобно закону инерции в механике, отношения между людьми или группами людей понимаются по принципу броуновского движения и т. д.
Таким образом, государство или гражданское общество в концепциях XVII–XVIII веков уподобляется искусственно созданному механизму, каждая деталь которого выполняет строго заданную функцию. Люди-тела входят в состав другого тела огромной машины-государства, которому добровольно делегируются функции обеспечения условий для самосохранения индивидов и недопущения «войны всех против всех», а человек приобретает гражданское лицо и статус «детали» государственной машины.
Рефлексивная история социальных наук начинается в середине XIX века и связана с работами О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса. В этих учениях постулируется особый, специфический статус социальной реальности и необходимость рассмотрения социальной проблематики в отдельном исследовательском контексте. Начало нового периода в истории развития социально-философской мысли заметно и через те изменения, которые затронули язык. В систему категорий включается понятие «общество».
Онтология социального как особое пространство исследования возникает на рубеже XIX–XX веков, когда новая наука социология поднимает проблему специфики своего предмета. В русле самоопределения предметной области осуществляются попытки рефлексии относительно того, «как возможно общество» и возникают социальные теории, сейчас считающиеся классическими. Это концепции М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля.
Построение моделей общества, начиная с этого времени, осуществляется на основе различных концептуальных позиций практически всеми философами и социологами. До появления феноменологической философии большой вклад в разработку социальной теории внесли такие мыслители, как Т. Парсонс, В. Парето, Р. Парк, П. Сорокин, Ф. Гиддингс, Л. Гумплович.
Современные способы концептуализации социальной реальности основываются на философских принципах, сложившихся в социологических и социально-философских теориях второй половины XX века. Проблемы специфики социального, сущности общества, возможностей создания структурных моделей ставятся и решаются в работах крупнейших социологов и философов указанного периода: Р. Арона, П. Бергера, Г. Лукмана, Р. Мертона, П. Бурдье, Ю. Хабермаса, Э. Гидденса, П. Штомпки, А. Гоулднера, К. Мангейма, Л. Гольдмана, Н. Лумана, А. Шюца, Г. Гарфинкеля, П. Уинча.
Сегодня важнейшими гносеологическими задачами социально-философского исследования являются: экспликация и классификация предельных оснований, конституирующих социальную реальность, а также основных способов её концептуализации в современной парадигме философствования; сопоставление и анализ указанных способов с целью выявления наиболее адекватных современной социальной реальности; выявление основных структурных моментов логики эволюции социально-философской проблематики в онтологическом контексте как логики философской концептуализации социальной реальности; прояснение эвристических возможностей концептуализации реальности для анализа современных социальных процессов.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.