А. Б. Есимова
Международный Казахско-Турецкий университет
им. Х.А. Ясави,
г. Шымкент, Республика Казахстан
В условиях демографического кризиса, наблюдаемого во многих странах, изучение проблемы рождаемости должно быть направлено не только на фиксирование современных тенденций, но и на теоретическое объяснение сложившейся демографической ситуации, что позволяет прогнозировать развитие рождаемости.
Одной из теорий, объясняющих тенденции рождаемости, является теория демографического транзита. Теория демографического транзита объясняет смену типов воспроизводства населения и формулирует причины снижения рождаемости. Согласно основателю теории Ф. Ноутстайну, в традиционных аграрных обществах рождаемость возмещала высокую смертность, и таким образом страховалось выживание населения. Модернизационные процессы привели к снижению смертности, а впоследствии – к понижению уровня рождаемости. Увеличение затрат на содержание детей, снижение их экономической ценности, а также повышение детской выживаемости привели к сокращению уровня рождаемости и к распространению контроля над ней [1].
Австралийский демограф Дж. Колдуэлл сформулировал содержание демографического транзита, основываясь на следующих тезисах: тип рождаемости экономически рационален во всех обществах и определяется типом семьи и природой экономических отношений в семье; аграрная экономика основана на большой семье, представляющей собой группу близких родственников, объединенную совместной экономической деятельностью и общими обязанностями; индустриальная экономика лишает семью функции основной экономической ячейки общества, семья становится нуклеарной; вместе с тем традиционная большая семья со свойственным ей типом рождаемости в принципе может адаптироваться к условиям индустриальной организации общественного производства [2]. Взяв за основу понятие «чистые потоки богатств», Дж. Колдуэлл различает общества с высоким и низким уровнем рождаемости. В первом случае «чистые потоки богатств» направлены от молодого поколения к старшему, во втором – в противоположном направлении. По его мнению, в обществах с высоким уровнем рождаемости произошло снижение рождаемости из-за роста затрат на содержание детей и сокращения их использования в семейном труде, что привело к тому, что нетто-потоки богатств в начале сократились, а затем изменили направление.
Дж. Колдуэлл отмечает, что в развивающихся странах снижение рождаемости происходит быстрее благодаря импорту идей «прозападной» идеологии и образовательной системе [3]. По мнению Дж. Колдуэлла, любая теория снижения рождаемости должна принять во внимание социально-экономические изменения в обществе. Необходимо также учитывать идеологию, отношения и механизмы контроля, которые влияют не только на рождаемость, но и на стратегию поведения, а также на характер межличностных отношений [4].
Демографические сдвиги в развитых странах в конце XX века получили название второго демографического перехода (Д. Ван де Каа, Р. Лестеге). Второй демографический переход – это новейший этап демографической модернизации, связанный с трансформационными процессами в жизненном цикле современного человека. Центральными признаками второго демографического перехода являются поздний возраст при вступлении в брак и позднее родительство. Задаваясь вопросом, насколько концепция постмодернизма применительна к анализу населения в демографическом аспекте, Ван де Каа отмечает, что используемый в контексте постмодернизма общемировой процесс изменения ценностей от современного до постсовременного может быть важным инструментом в объяснении демографических изменений, наблюдаемых почти во всех европейских обществах с середины 60-х годов ХХ в.
Исследователи Р. Лестеге и Д. Серкин, считая важным элементом второго демографического транзита разнообразие ценностных ориентаций и выбор жизненного курса, на основе эмпирического материла (European Values Surveys. 1981, 1990, 1999) пришли к выводу, что новые типы формирования семей через длительное отдельное проживание, добрачное сожительство и распространение статуса родителя в пределах сожительствующих союзов имеют устойчивую основу в Европе. Они отмечают, что перечисленные особенности второго демографического перехода первоначально появились в скандинавских странах в 60-х годах прошлого века, далее получили распространение в Западной Европе в 70-х и в 90-х годах – в Центральной Европе [5].
Демографические изменения динамичны. В 2006 году английский исследователь Д. Колеман (D. A. Coleman) выдвинул идею, что предпосылками для третьего демографического перехода являются постоянная низкая рождаемость и высокая иммиграция. Согласно его мнению, нехватка трудовых ресурсов привела к привлечению иностранной рабочей силы, что на фоне низкой рождаемости в европейских странах повлекло за собой замещение в населении [6]. Мигранты, имея более высокие репродуктивные установки и более молодую возрастную структуру, оказывают влияние на демографическую ситуацию в странах иммиграции.
Теория демографического транзита является одной из теорий, которая объясняет происходящие демографические изменения. У данной теории есть как сторонники, так и критики. Однако, несмотря на замечания к некоторым пунктам данной теории, нельзя отрицать ее значение в развитии теоретического обоснования рождаемости. В заключение следует подчеркнуть, что формирование новых теоретических обоснований развития рождаемости будет зависеть от эмпирической базы социолого-демографических исследований.
Библиографический список
1. Bongaarts J., Watkins S.C. Social interactions and contemporary fertility transitions // Population and Development Review. – Vol. 22. – N 4. – 1996. – Рp. 639–682.
2. Народонаселение. Энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.Г. Меликьян. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. – С. 110.
3. Caldwell J. C. A theory of fertility: from high plateau to destabilization / перевод с англ. к.э.н. Н. В. Зверевой // Population and Development Review. – Vol. 4. – 1978. – Рp. 553–577 // www.demographia.ru
4. Caldwell J.C. The Globalization of Fertility Behavior // Population and Development Review. – Vol. 27. – 2001. – Рp. 93–115.
5. Surkyn J., Lesthaeghe R. Value Orientations and the Second Demographic Transition (SDT) in Northern, Western and Southern Europe: An Update // Special collection 3, Article 3. – 2004.
Coleman D. Immigration and ethnic change in low-fertility countries: a third demographic transition. Population and Development Review, 32(3): 401–446 (September, 2006).
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.