М. В. Вдовина
Институт переподготовки и повышения квалификации
руководящих кадров и специалистов
системы социальной защиты населения,
г. Москвы, Россия
Взаимодействие поколений представляет собой одну из разновидностей коммуникативного поведения в семье. Это взаимодействие может быть не только солидарным, но и конфликтным.
Субъектами межпоколенческого конфликта в семье являются близкие родственники разных поколений: а) дети, молодежь, люди среднего возраста, пожилые люди; б) современники, живущие в определенный период развития общества; в) носители определенных семейных ролей (дети, родители, прародители).
Сущностная структура межпоколенческого конфликта представлена рациональным, эмоциональным и волевым компонентами. Рациональный компонент состоит из фактов, событий, ситуаций и процессов в семейном и в общественном взаимодействии поколений. Эмоциональный компонент конфликта образуется динамичным синтезом ощущений, настроений и чувств субъектов, выраженных в переживании ими смысла этих фактов, событий, ситуаций, процессов и в формировании оценочно-ценностного отношения к ним. Это отношение переходит в конфликтное взаимодействие вследствие волевого устремления участников межпоколенческого общения.
Результаты проведенного нами в 2008 г. социологического опроса 1200 жителей Московского региона (выборка квотная по полу и возрасту) показали, что доли рациональной, эмоциональной и волевой составляющих конфликта различны. Соответственно, отличается и поведение субъектов: в то время, как 36 % опрошенных пытаются рационально понять интересы друг друга и проявляют волю к регулированию отношений, в 18 % семей субъекты противодействия наносят друг другу оскорбления, упреки и т. п. У 15 % респондентов конфликт протекает бурно, с массой негативных эмоций, взаимными претензиями и обидами. В 10 % семей каждый готов бороться до конца, доказывая свою правоту. 9 % опрошенных практикуют выжидательную тактику, переставая на время общаться, и т. д.
По данным авторских опросов, побудительными мотивами межпоколенческого конфликта чаще всего становятся различные ценностные ориентации (так утверждают 51 % респондентов), противоречия в нормах, правилах поведения (41 %), неодобрительное отношение старших к образу жизни молодых (30 %), стремление одного поколения к независимости от другого в денежных, жилищных вопросах, в принятии решений и т. п. (26 %), возрастные отличия (14 %) и др. Ценности, нормы людей разных поколений нередко не совпадают, поскольку формируются в отличающихся друг от друга социальных условиях, под влиянием разного коллективного и индивидуального опыта.
Поколенческие различия велики относительно таких ценностных ориентаций, как материальное благополучие (оно наиболее значимо для учащейся молодежи и неработающих пенсионеров, что объясняется большой нуждаемостью в деньгах). Существенные расхождения между поколениями, в основном, касаются семейных ценностей и норм. Старшее поколение реже, чем другие, считает, что необходимо уважать мнение более молодых; что отношения в семье зависят не от возраста, а от личных качеств; что межпоколенческие отношения в семье должны быть равноправными и т. п.
Типичными конфликтными ситуациями являются переходные и кризисные состояния в семье и обществе. События, влияющие на конфликт, часто являются единичными, неповторимыми. Тем не менее, их можно типологизировать на провоцирующие и сдерживающие конфронтацию, на прогнозируемые и неожиданные и т. д.
Межпоколенческий конфликт – явление не новое. Однако на разных этапах развития института семьи взаимодействие поколений и возможные способы его регулирования были и остаются различными.
Межпоколенческие коммуникации в патриархальной семье доиндустриального общества базировались на таких традиционных ценностях и нормах, как доминирование семейно-родственных интересов над индивидуальными; подчинение младших старшим; непререкаемый авторитет отца и основная роль матери в воспитании детей; строгая регламентация отношений в соответствии с этнорелигиозными и местными обычаями; избегание огласки конфликтов в семье и т. п. Семья служила опорой функционирования общества и единственной защитой для индивида.
Значительные изменения коммуникаций поколений в процессе трансформации российской семьи и ее традиционной культуры подтверждены статистическими, социологическими, этнографическими и другими данными. В современном обществе распространились малодетные и нуклеарные семьи. Доминируют эгалитарные отношения между поколениями – более автономные, равноправные, демократичные, чем в патриархальной семье. Индивидуальные интересы преобладают над интересами семьи и родственников. Супружество стало менее обязательным и стабильным, возросло число неполных семей. Далеко не все семьи, особенно городские, придерживаются народных обычаев и традиций. Общественное мнение все реже контролирует конфликты в семье. В то же время развиваются государственные и негосударственные организации, занимающиеся решением семейных проблем. Этим и другим изменениям способствуют динамичные перемены в обществе, которые подрывают традиционный семейный консерватизм.
Трансформации семьи, ослабление ее репродуктивной функции привели к снижению рождаемости, постарению населения, количественным диспропорциям между старшим, средним и младшим поколениями. В современной России наименьшую долю в населении (16 %) составляют дети в возрасте до 16 лет, а доля молодежи 16–29 лет почти равна доле пенсионеров по старости (около 20 %) [1]. Это усиливает демографическую нагрузку на трудоспособные поколения по содержанию нетрудоспособных и отражается прежде всего на взаимоотношениях в семье, так как именно этот институт традиционно выполняет функцию поддержания пожилых людей и детей.
Анализ теоретических и эмпирических данных показывает, что радикальным изменениям подверглась и социализационная функция семьи. Сократилась роль отца в семье. Прародители часто живут отдельно от внуков. В воспитании молодого поколения, наряду с семьей, участвуют другие институты (школа, СМИ и др.), роль которых неоднозначна. Первичная и вторичная социализация не всегда совпадают по своим ценностным приоритетам и нормативным требованиям, иногда противоречат друг другу, порождая различного рода конфликтные ситуации в общении родителей и детей.
В России в условиях переходного общества межпоколенческий конфликт присутствует в трансформирующемся институте семьи в неявном, не полностью сформированном виде – в виде глубоких социальных противоречий между поколениями, расширяющихся зон напряженности в их взаимодействии, обостряющихся контрастов между ними. Однако конфликт вполне сформирован и очевиден на семейно-групповом уровне, в виде возникающих конфликтных ситуаций в межличностных отношениях. Это обусловлено рядом социальных факторов, большинство из которых усиливает разногласия в семье. Можно выделить такие факторы, как рыночные трансформации в семье и обществе, культурные различия советских и постсоветских поколений, сложные демографические процессы, социально-экономические, политические, духовные проблемы.
За исторически небольшой отрезок времени российское общество претерпело радикальные изменения практически во всех сферах. Нынешние поколения россиян существенно отличаются друг от друга социальным опытом, судьбой. Как показал опрос молодежи, проведенный автором в 2007 г. среди 218 студентов московских вузов, советские ценности и нормы старшего поколения кажутся ей мало востребованными в новых рыночных условиях. Неприязнь вызывают ситуации навязывания родителями и прародителями этих норм и ценностей. Роль старших поколений в социализации молодых оказалась противоречивой, неясной. Возникшее из-за этого непочтение к людям старшего возраста около 30 % респондентов считает способствующим межпоколенческому конфликту в семье.
Среди опрошенных нами в 2008 г. семей часто встречаются мнения о том, что многопоколенная семья стала пережитком прошлого; молодые семьи должны жить отдельно от родителей и т. п., в противном случае возникает конфронтация в семье. Почти каждый пятый респондент полагает, что смена приоритетов с коллективных на индивидуальные и явное предпочтение в обществе всему новому способствуют нарушению взаимодействия поколений.
На межпоколенческие отношения в семье огромное влияние оказывают социальная политика, отношение к поколенческим проблемам государственных органов власти и негосударственных организаций. Каждый десятый респондент уверен, что политическая нестабильность и общее увеличение конфликтов в российском обществе способствуют конфликтам в семье. Анализ социальной практики позволяет утверждать, что в Российской Федерации пока не существует целенаправленной политики укрепления и развития коммуникации поколений в семье.
Традиционно семья является важнейшим институтом разрешения противоречий и предупреждения конфликтов между поколениями. Однако в современной России благополучное функционирование семьи затруднено различными кризисными явлениями (рост числа малообеспеченных, неполных, маргинальных и «девиантных» семей и т. п.), способствующими обострению конфликтов. Формируется новое поколение родителей, которое осуществляет социализацию своих детей, исходя из других норм и ценностей, чем у их предшественников; вертикальная социализация сменилась горизонтальной.
Также в результате упомянутых опросов выявлена высокая вероятность воспроизводства конфликтной модели поведения в семье из поколения в поколение.
Под влиянием совокупности макросоциальных факторов, способствующих межпоколенческим противоречиям, в семье как малой группе формируются конкретно-ситуационные причины конфликта. Обычно они накапливаются и действуют комплексно.
На микроуровне динамика межпоколенческого конфликта представляет собой процесс целенаправленных и повторяющихся (независимо от специфики конкретной семьи и конкретных поколений) действий людей для достижения определенного результата – разрешения противоречия и удовлетворения интересов сторон (или отдельных участников). Этот процесс состоит из следующих стадий: предконфликтного состояния, конфликтного взаимодействия, завершения конфликта.
На предконфликтной стадии выявляются основные противоречия, существующие в межпоколенческих отношениях, определяются субъекты возможного конфликта, складывается конфликтная ситуация в семье. Она включает в себя как объективные события и факты, так и субъективные оценки, переживания, мнения непосредственных участников.
Предконфликтная стадия характеризуется неустойчивостью; своевременное конструктивное воздействие на этой стадии способно предотвратить эскалацию конфликта. В результате исследования удалось установить, что почти в половине семей люди стараются разрешить конфликт на ранней стадии.
Если же происходит инцидент – открытое столкновение сторон, после которого наступает череда конфликтных действий, то это свидетельствует о стадии конфликтного взаимодействия. Практически у четверти исследованных автором семей конфликт обычно проходит все три стадии: начальную, кульминационную, завершающую. Настораживает выявленный высокий процент семей (17 %), в которых межпоколенческий конфликт повторяется неоднократно, нарастает, остается нерешенным до следующего обострения, т. е. завершающая стадия не наступает. Такой вариант динамики конфликтного взаимодействия наиболее часто отмечают у себя молодые семьи и семьи с подростками. Среднее поколение чаще других избегает и подавляет конфликт, а старшее поколение преклонных лет стремится к его своевременному предупреждению и разрешению.
Заключительный этап межпоколенческого конфликта в семье – его завершение – характеризуется прекращением конфликтного взаимодействия, ослаблением напряженности. Завершение конфликта может быть полным (разрешение противоречий) или частичным (приостановление конфликта). По эмпирическим данным, существуют и неразрешимые конфликтные ситуации (их отметили около 16 % респондентов) [2].
Динамика межпоколенческого конфликта зависит от семейного жизненного цикла. Установлено, что конфликтность чаще всего нарастает у семей с подростками; при образовании молодой семьи, проживающей с родителями; у семей с пожилыми людьми. На этих этапах обычно обостряются проблемы общения поколений. Без их благополучного решения невозможно предупреждение и конструктивное разрешение противоречий на дальнейших этапах.
Библиографический список
1. Возрастно-половой состав и состояние в браке. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.: в 14 т. – Т. 2. – М., 2004. – С. 15; Демографический ежегодник России. 2007: Стат. сб. / Росстат. – М., 2007. – С. 35.
Вдовина М. В. Функциональные изменения межпоколенческого конфликта в семье. – М., 2010. – С. 120–159.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.