А. О. Ефремова
Алтайская государственная академия культуры и искусств,
г. Барнаул, Россия
Как и для любого социального института, для учреждений социально-культурной сферы характерны разнообразные конфликты.
В области социально-культурной сферы напряженность конфликта усиливается в связи с особой эмоциональностью его участников, и нередко эти столкновения оказывают определяющее влияние на качество деятельности учреждений культуры. Распри между сотрудниками могут годами «лихорадить» трудовые коллективы данной сферы и даже приводить к их распаду. Повышенная эмоциональность, связанная с ней конфликтность, по нашему мнению, отличает студентов вузов культуры и искусства уже на стадии обучения будущих специалистов социально-культурной сферы. Можно сказать, что в определенной степени социально-культурная сфера является своеобразным индикатором для изучения информационно-коммуникативной конфликтологии.
Для объяснения этого явления обратимся к потребностно-информационной теории П. В. Симонова и его известной формуле:
Эмоция = П x (Ни – Ии), где П – уровень потребности; Ни – необходимая для удовлетворения потребности информация; Ии – имеющаяся информация [1].
Здесь становится очевидным, что субъект испытывает отрицательные эмоции, когда располагает недостаточным количеством информации и положительными – когда информации оказывается в избытке [2].
Профессию работника социально-культурной сферы в силу высокой степени неопределённости индивидуально-уникального продукта труда отличает постоянный дефицит необходимой информации и потому повышенная эмоциональность.
Коммуникация же есть именно информационное взаимодействие субъектов, которое характеризуется суверенитетом участников взаимодействия, суверенитетом их ценностных ориентаций, интересов, представлений о предмете взаимодействия и отношения к нему [3].
А. В. Соколов пишет о том, что коммуникативные конфликты стали неизбежным спутником общественной жизни, представленным на всех уровнях социальной коммуникации – межличностном, групповом, массовом [3]. Под конфликтом В. Ф. Кузнецов понимает столкновение двух и более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия [4].
Коммуникативные конфликты возникают в процессе общения. К источникам таких конфликтов относятся следующие факторы: деструктивность стиля спора и, как следствие этого, негативные результаты спора; коммуникативные техники, ведущие к возникновению конфликта; «коммуникативные барьеры», мешающие взаимопониманию. Расхождения возникают из-за желания навязать своё видение и понимание ситуации. Коммуникативные барьеры возникают из-за неумения или нежелания почувствовать другого человека, проникнуться его потребностями, заботами или болью.
Это объективные причины конфликта. Зачастую к ним присоединяются эмоциональные, которые распознать гораздо сложнее.
Эмоции в содержательном плане – это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности, а также субъективное состояние, которое возникает в процессе взаимодействия с тем или иным явлением окружающей действительности.
В связи с повышенной эмоциональностью людей, работающих в социально-культурной сфере, в коммуникативных конфликтах на первое место выходит эмоциональная составляющая.
Эмоциональные источники конфликта в литературе представляют в следующем более дифференцированном виде:
§ эмоции, связанные с потребностью контролировать людей, влиять на них, добиваться желаемого социального статуса;
§ эмоции, связанные с потребностью получать одобрение со стороны других людей, переживать принадлежность к значимой для себя группе;
§ эмоции, связанные с потребностью справедливости, со стремлением к равенству и честности во взаимоотношениях;
§ эмоции, связанные с самоидентификацией – с потребностью в автономности, самореализации, позитивном «образе – Я», в утверждении собственных ценностей.
Эмоциональные источники напрямую связаны с нравственными установками каждой личности и именно от этих установок и зависит эмоциональная составляющая конфликта [2].
В сферах, где осуществляется коммуникация, в том числе в социально-культурной сфере, неизбежны конфликты, но их необходимо технологично разрешать. С учётом указанной специфики нашей сферы обратимся к существующим наработкам.
Для успешного разрешения конфликта необходимо:
§ во-первых, ещё до разгара дискуссии точно сформулировать суть конфликта;
§ во-вторых, конфликтующим сторонам общаться активно и открыто, не допускать прерывания диалога, т. к. это стратегия избежать, а не решить конфликтную ситуацию, и в дальнейшем такая стратегия заводит в тупик;
§ в-третьих, необходимо ввести запрет на ультиматумы, иначе общение не будет продуктивным;
§ в-четвёртых, просьбы и предложения необходимо изъяснять как можно конкретнее, т. к. чем конкретнее просьба, тем больше вероятность её выполнения;
§ в-пятых, нельзя при обсуждении переходить к обсуждению личностных особенностей какого-либо участника конфликта.
Разрешение коммуникативных конфликтов в любой отрасли, в том числе и в социально-культурной, требует специальной подготовки, как теоретической, так и практической. Поэтому начинать разрешение конфликтов необходимо под наблюдением опытного наставника, но не следует забывать, что ситуация неожиданно может принять стихийный характер (например, в связи с появлением новых участников или исполнением требований кого-то из участников).
Таким образом, при решении конфликтов в указанной области необходимо учитывать ее специфику, поскольку в ней споры чаще всего происходят на почве эмоциональности и невозможности реализации творческого потенциала какой-либо частью культработников.
В связи с этим необходимо по мере возможности создавать условия для самовыражения всех работников, чтобы в дальнейшем избежать подобных столкновений. Помимо этого, для выявления несхожести темпераментов и характеров необходимо проводить тренинги и разнообразное тестирование. Это позволит при работе в группах распределить людей так, чтобы не было недопонимания, что позволит в дальнейшем избежать конфликтных ситуаций [2].
Мы рассмотрели коммуникативные условия возникновения и разрешения только внутрикорпоративных конфликтов. Но работник социально-культурной сферы находится также в многочисленных контактах со своими целевыми аудиториями, которые в свою очередь находятся в многообразном потребностно-информационном поле. Коммуникативная система усложняется и требует дальнейшего изучения.
Библиографический список
1. Симонов П. В. Темперамент – характер – личность. – М., 1984.
2. Связи с общественностью как социальная инженерия / под ред. В. А. Ачкасова, Л. В. Володина. – СПб, 2005.
3. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. – СПб, 2002.
Кузнецов В. Ф. Связи с общественностью: теория и технологии. – М., 2007.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.