В. Г. Нагиева
Бакинский государственный университет,
г. Баку, Азербайджан
В процессе проведенного нами исследования была предпринята попытка проследить особенности идентификации студентов на основе рассмотрения их представлений о своем будущем в контексте этнической обусловленности их ментальности. В эксперименте участвовало 100 человек испытуемых, репрезентативную выборку составили 50 юношей и 50 девушек соответствующей национальной принадлежности поровну, в возрасте от 19 до 21 года, студентов ВУЗов Украины (г. Донецк) и Азербайджана (г. Баку).
Для сбора экспериментальных данных мы использовали следующие методики:
§ методика «Ценность-Доступность» Е. Б. Фанталовой (модификация по ментальным ценностям);
§ метод контекст-анализа национального украинского и азербайджанского фольклора (сказки, пословицы, поговорки);
§ методика изучения представлений о себе В. Стефансона Q-сортировка (1958 г.) (модификация на основе семантического пространства этнических ментальных стереотипов сознания);
§ графическая методика представлений о себе «Я в настоящем, прошедшем и в будущем»;
§ методика Личностный дифференциал (адаптация НИИ им. В. М. Бехтерева 1976 г.)
Современное азербайджанское общество претерпевает серьезные содержательные трансформации своей гендерной ментальности, что частично проиллюстрировал проведенный эксперимент: 65 % испытуемых студенток азербайджанок высказалось в отношении необходимости преодоления собственной социальной пассивности, продемонстрировало несогласие с ограничением своих социальных функций только рамками семьи, желанием иметь больше социальных прав и свобод, получить хорошее образование и состояться как профессионал в избранной сфере деятельности.
Процесс трансформации национальной ментальности и стремление молодежи избавиться от доминирующего воздействия в своем сознании этноментальных стереотипов носит острый характер, так как методика Q-сортировки показала, что чем выше процент представленности этноментальных стереотипов сознания в образе «Я-реальное» и чем меньше представленность в образе «Я идеальное», тем меньше числовые значения коэффициента самопринятия самих испытуемых (0,23≤Инд сам. ≤0,43, где Инд сам. – значение коэффициента индекса самопринятия).
В отношении степени влияния национального менталитета на содержание обыденного сознания испытуемых и степени их самопринятия удалось отследить закономерность, согласно которой чем меньше самосознание субъекта опосредовано национальным менталитетом и чем в большей степени ментальные структуры сознания согласуются с системой современных социальных требований, выдвигаемых по отношению к успешной субъектной социализации, тем в большей степени человек склонен позитивно относится к присутствию в своем сознании ментально опосредованных структур и тем выше его индекс самопринятия, то есть тем в меньшей степени субъект ориентирован на внутреннюю «самопеределку» своего менталитета.
Наиболее благополучную картину с позиций психического и социального здоровья субъекта представляет случай, когда гендерные, духовно-религиозные и социально-поведенческие компоненты менталитета не противоречат требованиям современного индустриального общества, что более рельефно иллюстрируется испытуемыми азербайджанцами юношами, которые продемонстрировали в большинстве экспериментальных случаев 3-х компонентное единство гендерной ментальной роли, высокого индекса самопринятия и высокого насыщения самосознания конструктами национальной ментальности.
Поскольку к главным исследовательским задачам проведенной работы относилась задача изучения особенностей влияния национальной ментальности на содержание системы перспективных представлений молодежи о своем будущем, то с целью выделения наиболее значимых этноментально обусловленных переменных, формирующих систему перспективных жизненных представлений, мы воспользовались процедурой простейшего факторного анализа.
Так, используя факторный анализ (методом главных компонент), удалось выделить из общего количества экспериментальных переменных, описывающих систему представлений молодежи о своем потребностном будущем, два фактора, в структуре которых представлены следующие переменные:
1-й фактор – «ментальных влияний», который следует понимать как фактор влияния духовно-религиозных законов общества и нации на самосознанаия субъекта как его представителя. Это означает, что перспективная направленность системы перспективных жизненных представлений, ее содержательная согласованность и степень самопринятия человеком себя самого как показатель позитивного самоотношения к себе в перспективе, будут зависеть от традиционных этноментальных представлений о его гендерной и социальной роли в будущем.
Исследование показало, что чем в большей степени этноментальные структуры сознания будут находиться в содержательном противоречии с требованиями современного социального окружения, тем менее целостной и более противоречивой будет сама система представлений человека о своем потребностном будущем..
2-й фактор – «жизненной активности» субъекта. Этот фактор включает в себя по максимальным факторным нагрузкам такие переменные, как зависимость и принятие борьбы. Можно обобщить, что чем выше жизненная активность человека в сочетании с совпадением ментальных структур его сознания и социального ожидания по отношению к будущему, тем в большей степени человек будет самоидентичен по отношению к самому себе, тем более высоким будет его индивидуальный коэффициент самопринятия.
В качестве третьей группы факторов, которые весьма опосредованно влияют на содержание, направленность и целостность модели потребностного будущего, мы выделили группу таких переменных, как сила стремления личности к профессиональной самоактуализации, счастливой семейной жизни, стремление человека занимать активную жизненную позицию. Эту группу переменных мы назвали косвенный фактор «социальных статусных претензий».
Таким образом, в нашей работе мы попытались проследить особенности профессиональной и личностной идентификации студентов на основе рассмотрения их представлений о своем прошлом, настоящем и будущем в контексте этнической обусловленности их социальной, бытовой и гендерной ментальностей.
Исследование показало, что независимо от этноментальной принадлежности перспективный «образ-Я» характеризуется меньшей включенностью ментальных конструктов, что свидетельствует о «размывании» традиционных, исторически ментально сложившихся, религиозно-духовных основ жизни как у украинцев, так и у современных азербайджанцев. Свыше 75 % испытуемых из всей репрезентативной выборки эксперимента продемонстрировали резкое снижение представленности менталитета в своем самопредставлении в случае идеального «образа Я».
Изложенное означает, что молодежь стремится к замене традиционных ментальных социальных и житейских ориентаций на современные ценности индустриального и урбанизированного общества. Особенно ярко это проявляется у девушек азербайджанок и подкрепляется нарастающим социальным движением в Азербайджане женщин за свои права и свободы. При этом женская ментальность в рамках мусульманского общества в современный исторический период претерпевает более динамичные содержательные подвижки в сторону женской эмансипации, усиления женской социальной мобильности, повышения профессионального статуса женщины в обществе по сравнению с менее жестко детерминированной пассивной социальной и узко семейной гендерной ролью женщины в рамках христианской ментальности.
Библиографический список
1. Баронин А. С. Этническая психология. – Киев: Тандем, 2000.
2. Юнг К. Аналитическая психология. – М., 1995.
3. Гнатенко П. И. Национальный характер. – Днепропетровск, 1922.
4. Гнатенко П. И., Л. О. Кострюкова Национальная психология: анализ проблем и противоречий. – К., 1990.
5. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., 2000.
6. Головаха Е. И., Кроник А. А. К исследованию мотивации жизненного пути личности: техника «каузометрии». // Мотивация личности. – М. 1982.
7. Душков В. А. Актуальные проблемы этнической психологии // Психологический журнал. – 1981. – Т. 2. – № 5.
8. Кули-заде З. Гендер в Азербайджане. – Баку: Азернешр, 2001.
9. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. – М., 1984.
10. Пермяков Г. Л. Пословицы и поговорки народов Востока (Систематизированное собрание изречений 200-т народов) / под ред. Е. М. Мелетинского. – М.: Лабиринт, 2001.
11. Хотинец В. Ю. Зависимость развития интегральной индивидуальности от особенностей этнического самосознания // Психологический журнал. – 1999. – Т. 20. – № 1. – С. 114–119.
12. Хотинец В. Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека // Вопросы психологии. – № 5. – 2001. – С. 60–73.
13. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. – СПб: Алетейя, 2000.
14. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. – СПБ., 1996.
15. Шукюров Ш. М. О доминанте женского начала в культуре ислама. – СПБ., 2001.
Шукюров Ш. М. Образ человека в искусстве ислама. – М.: ЕДИТОРИАЛ УРСС, 2001.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.