М. А. Антипов
Пензенская государственная технологическая академия,
г. Пенза, Россия
Состояние неизлечимого заболевания как пограничная ситуация есть финальный этап жизни человека, стадия окончания его «здесь-бытия». Она завершает его жизненный путь, и трагизм ситуации неизлечимого больного состоит в обреченности на крах его тела. Крах тела как центра жизненного мира человека, влечет за собой нарушения идентичности – результата его «притязания на самостоятельное оформление собственной жизненной ситуации, принятия во внимание ситуации окружающего мира и умения терпеливо переносить то, что не зависит от него самого» [1, с. 95].
Но человек способен реконструировать свой жизненный мир, адаптироваться к новой жизненной ситуации, если крах тела не сопровождается крахом духа. Сохранение целостности духа перед лицом страданий и смерти позволяет человеку сохранять идентичность до последнего вздоха, то есть позволяет ему оставаться человеком и достойно встретить смерть. Так как человек социален, то сохранение целостности духа в ситуации неизлечимого заболевания во многом зависит от отношения к нему со стороны социума.
В жизненном мире неизлечимого больного значительно возрастает ценность подлинно человеческого общения. Но реальность часто не позволяет неизлечимому больному реализовать эту потребность, поскольку помогающие субъекты относятся к нему лишь как к телу, которое нуждается в исправлении. Неизлечимые больные часто оказываются не среди людей, а среди «живых автоматов»: родственники ничего им не говорят об их диагнозе, лишь улыбаются, сдерживая слезы, и пытаются неумело поддержать, сказать: «все будет хорошо»; медсестры на все вопросы отвечают «спросите у врача», врач в силу специфики медицинской подготовки не может почувствовать, в чем нуждается умирающий: в сообщении истинного диагноза или в обнадеживающей лжи.
Человек в такой ситуации оказывается невольно зрителем спектакля, роли в котором играют родственники и медицинский персонал, а режиссером является общество с его стереотипами о неприемлемости разговоров о смерти и заразности рака. Люди настолько быстро привыкают жить в соответствии со стереотипами, что не могут отделить истину ото лжи. Эти стереотипы относятся к бэконовским «идолам площади» [3, с. 17–19], возникающим из-за незнания людьми истинного значения слов. Так и слово «рак» порой незнакомо людям полностью, многие не имеют представления об этимологии этого заболевания, но все равно твердо уверены в «заразности» раковых больных.
Несмотря на то, что терминальные больные как никто другие нуждаются, в «диалоге», то есть в открытом истинном общении, в поддержке, в искреннем проявлении сочувствия, очень часто в больницах они испытывают лишь холодность и неприступность больничного персонала, пользуясь терминологией М. Фуко, «выверенную муштру» [7]. «Выверенная муштра» неизлечимых больных обеспечивается больничным режимом: подъем во столько-то, завтрак, медицинские процедуры, прием обезболивающих средств по расписанию, отдых и так далее, и так весь день, ночь, сутки; из суток складываются недели, а из недель месяцы, и заканчивается все то тем, что терминального больного выписывают домой, демонстрируя тем самым ему и его родственникам безнадежность его состояния.
Я бы назвал такой способ коммуникации с неизлечимым больным автоматическим, обесчеловеченным, «мертвым», а условия, порождаемые таким отношением общества к неизлечимым больным – социальной смертью. Социальная смерть означает лишение возможности находиться в обществе, изоляция, одиночество. Именно в ситуации социальной изоляции, на мой взгляд, человек сталкивается с рядом переживаний экзистенциального характера – переживания отчужденности, переживания заброшенности в мир, переживания холодности, враждебности и равнодушия общества по отношению к индивиду.
Условия современной общественной жизни зачастую ведут к наступлению социальной смерти неизлечимого больного до прихода смерти биологической. Причина этого состоит в том, что в социальных отношениях в современном обществе из-за сложившихся диспропорций в общественном развитии преобладает автоматизм, безжизненность, «некрофильная ориентация» [6]. Бурный материально-технологический прогресс не сопровождается должным духовным развитием человечества.
Гуманный способ коммуникации с неизлечимым больным, по моему мнению, состоит в проявлении естественности в общении с ним, эмпатии, разумной искренности, в отсутствии строгих режимных предписаний в стационарных учреждениях. Под разумной искренностью понимается принцип сообщения инкурабельному больному правды, если он в этом нуждается и готов к принятию этой информации.
Идея «человечной» коммуникации с неизлечимым больным нашла отражение в литературно-философском творчестве Л. Н. Толстого. Русский писатель в повести «Смерть Ивана Ильича» поднимает проблему гуманного отношения человека к человеку, аспект «лечения собой», являющийся неотъемлемой частью социальной помощи неизлечимым больным. Таким человеком, «лечащим собой» Ивана Ильича, был простой «буфетный мужик» Герасим, «раздобревший на городских харчах» [2, с. 37]. Он относится к умирающему естественно и просто, с присущей ему добротой и гуманностью, с искренностью и пониманием, без шаблонов и стереотипных форм поведения, выражения фальшивой надежды на исцеление и фальшивого сочувствия.
Л. Н. Толстой выражая в повести свою любовь и уважение к русскому народу, к простому русскому мужику, раскрывает присущие русскому народу, «миру», нравственные качества: милосердие, соучастие, сострадание, человечность. Гуманность укоренена в сознании нашего общества, но ее проявления носят не институализированный, а хаотичный, спорадический, индивидуальный характер, поскольку нашему обществу, в отличие от Запада, чужды рационализм, педантичность и организованность.
В Западной Европе осознание проблемы гуманизации отношения к неизлечимым больным произошло во второй половине ХХ века, благодаря Э. Кюблер-Росс. В 1969 году был опубликован научный труд «О смерти и умирании», написанный ей на факультете психопатологии Чикагского университета. В нем Кюблер-Росс озвучила идею, высказываемую философами на протяжении всего пути развития философского знания – идею о естественности смерти.
Кюблер-Росс в своей книге подчеркнула, что смерть – это не недоработка медицины, а естественный процесс, заключительная стадия роста человека. Проработав много лет с неизлечимо больными в медицинском центре университета Колорадо, она имела возможность наблюдать и описывать процесс умирания: от паники, отрицания и депрессии до примирения и принятия.
Она констатировала главную причину господства автоматизма в коммуникации врачей с неизлечимыми пациентами – некрофобия. Страх смерти у медицинских работников проявляется в том, что они обращают внимание, прежде всего, на медицинскую аппаратуру, а не на самого больного как личность со своими потребностями и интересами. Такой «механический» или автоматический подход к пациенту объясняется «стремлением оградить себя от смерти», ведь медицинское оборудование «не вызывает бурных чувств в отличие от искаженного страданиями лица другого человека», которое напоминает нам о том, «что у наших возможностей есть границы, а последней и самой главной из них остается наша собственная смерть» [4, с. 20–21].
Она призывала врачей к преодолению автоматизма и выражению естественности в отношениях с умирающими пациентами. Для этого, по ее мнению, врачам необходимо прежде всего признать бренность собственного существования, то есть то, что уже было давно признано в традиционных обществах. Это позволило бы медицинским работникам не убегать от смерти в своей повседневной профессиональной деятельности, избавиться от некрофобии. Признание естественности собственной смерти позволит медицинскому персоналу взглянуть в лицо умирающему пациенту, улыбнуться ему, поинтересоваться, в чем он нуждается, а не механически выполнять свои функции, взаимодействуя лишь с бездушными и бесчувственными машинами.
Таким образом, адаптироваться к факту скорого окончания существования в мире неизлечимым больным помогает прежде всего подлинное общение, коммуникация, подлинный контакт с людьми, будь то родственники или представители помогающих профессий: медики, психологи, социальные работники. Лишаясь этой возможности, человек перестает быть человеком в полном смысле этого слова. Религиозный экзистенциалист Мартин Бубер (1878–1965 гг.) писал о том, что «Нет Я самого по себе, есть только Я основного слова Я – Ты и Я основного слова Я – оно» [2, с. 16]. Человек раскрывается только в общении или, как писал Бубер, в диалоге с другими.
Библиографический список
1. Барышков В. П. Аксиология личностного бытия – М.: Логос, 2005 г. – 192 с.
2. Бубер М. Я и ты // Два образа веры – М.: Республика, 1995. – 464 с.
3. Бэкон Ф. Сочинения: в 2-х томах. – Т. I. – М.: Мысль (Философское наследие), 1971 г.- 590 с.
4. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. – Киев: София, 2001 г. – 320 с.
5. Толстой Л. Н. Смерть Ивана Ильича // Толстой Л. Н. Собрание сочинений: в 12 томах. – Том 11 – М.: Правда, 1987. – 553с.
6. Фромм Э. Иметь или быть. – М.: Прогресс, 1986 г. – 238 с.
7. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы – М.: Издательство «Ad Marginem», 1999. – 479 с.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.