О. И. Колесная
Пензенская государственная технологическая академия,
г. Пенза, Россия
Организованная преступность является социальным явлением, которое отражает процессы, осуществляющиеся в различных сферах общественной жизни. Ее всплеск характерен для периодов сложных и драматичных преобразований в системе экономических отношений и социальной структуре, усиления социальной напряженности.
Генезис организованной преступности уходит своими корнями в дореволюционную Россию, где были распространены взяточничество и мздоимство, злоупотребление служебным положением, нарушение закона должностными лицами. Уже к концу XVII – началу XVIII в. сложилась (пока стихийно) своеобразная корпорация бродяг. В XIX в. эти нищие, промышлявшие мелким воровством и попрошайничеством являли собой довольно многочисленную группу преступников. Именно они и стали основателями существующей доныне категории «воров в законе». К началу XX в. хорошо отлаженной организацией преступного промысла отличались банды конокрадов, мошенников, картёжных шулеров, фальшивомонетчиков.
В начале XX века в России возникают сформировавшиеся центры преступности. Прежде всего, это крупные города: Санкт-Петербург, Москва, Киев, Одесса, Ростов. В годы утверждения советской власти воровская элита была частично уничтожена, частично эмигрировала. Преступники более низкой квалификации стали шире практиковать (особенно в условиях войн и послевоенной разрухи) мародерство, грабежи, разбои. Основной формой организованной преступности становится банда. Правоохранительные органы предпринимали особенно эффективные меры по борьбе с бандитизмом и «ворами в законе» в конце 1930-х и во второй половине 1940-х гг.
Однако на рубеже 1960–1970 гг. прогремели дела, свидетельствовавшие о наличии хорошо отлаженной и четко функционирующей организованной преступности (первая бандитская группировка, вооруженная автоматическим оружием «Тяп-ляп» (Казань), первые «рэкетиры» (группировка Монгола), фальсификация спиртных напитков и др.). В ходе ряда уголовных дел были выявлены разветвленные и хорошо организованные цепочки преступных связей, уходящие в самые высокие эшелоны власти.
Общая преступность особо интенсивно росла в конце 1980 – начале 1990 гг. Групповая преступность увеличилась более чем в 3 раза за период 1993–1999 гг. Особенно интенсивно росла корыстная преступность. Если вся преступность с середины 1950 гг. увеличилась в 7– 8 раз, то корыстная – в 12–15. При этом снижалась раскрываемость корыстно-хозяйственных и корыстно-должностных преступлений, что вело к укреплению бюрократической организованной преступности.
Коррупция и активное включение в организованную преступность коррумпированных чиновников широко распространяются в условиях экономической и политической нестабильности. В общей структуре коррумпированных лиц в 2004 г. отмечалась наибольшая доля работников министерств, комитетов и властных структур на местах (свыше 40%). Инвестиции из государственного бюджета зачастую идут в коммерческие организации, действующие под прикрытием преступных сообществ. В отдельных регионах преступные элементы фактически подчинили себе легальные органы власти. Нередко осуществляются попытки повлиять на ход расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами.
В годы перестройки ранее «теневые», преступные предприниматели формировали легальный бизнес и неизбежно вели в него за собой и своих кураторов из мира криминала. Новые формы экономических обусловили возникновение крупных преступных сообществ, контролирующих отдельные сферы экономики, промышленного производства, бытового обслуживания в различных регионах страны. Особую угрозу представляют контрабанда стратегического сырья и фондируемых материалов, незаконная торговля оружием, банковская преступность, в том числе отмывание средств криминального происхождения. Экспансия организованной преступности в экономику приобрела угрожающие масштабы. Значительным полем деятельности для организованной преступности является кредитно-банковская система. Распространяются такие преступления, как хищения денежных средств, наносящие государству огромный ущерб, ложное банкротство и т. п. Широко используется преступниками получение комиссионных при распределении вне аукционов централизованных банковских кредитов. Преступные группировки и находящиеся под их контролем организации и фирмы не ослабляют внимания и к операциям с ценными бумагами.
Этнические сообщества имеют большое влияние в крупных городах России, особенно в Москве. Самыми активными этническими группировками России являются грузинская, чеченская, азербайджанская, татарская, армянская, курдская, цыганская. Далеко не все эти сообщества равнозначны в своих интересах, структуре, методах действий, сфере интересов, но есть у них и общие черты. Во многих городах России имеются диаспоры упомянутых национальностей. Преступники или лица, склонные к совершению преступлений, принадлежа к одной этнической группе и находясь в условиях, где они являются национальным меньшинством, быстро объединяются в преступные сообщества. Важное значение при этом имеют общность языка и традиций, ментальность, присущие тем или иным этническим группам.
В Центральной России наряду с этническими группами, на долю которых приходится около 60 % всех организованных формирований, активно действует и множество местных преступных сообществ. Да и этнические группы далеко не однородны: они включают от 10 до 70% местных жителей. Существование этнических групп преступников – показатель социальной неустроенности многих граждан на своей родине, безработицы, полулегального положения в местах временного проживания и т. п. Так, в Санкт-Петербурге существуют несколько десятков этнических группировок выходцев из кавказского региона. В связи с усилением милицейского режима по контролю над приезжими и, особенно, над «лицами кавказской национальности», для представителей этих группировок стали характерными преступления в отношении своих земляков. В городе распространены похищения бизнесменов, выкуп передается на родине похищенного при посредничестве «воров в законе».
Современная Россия стала полигоном международной организованной преступности. В ней появились чисто этнические организованные преступные группировки из граждан Вьетнама, Китая, Афганистана и других стран. Это во многом обусловлено пребыванием на территории РФ большого числа иностранцев, находящихся на нелегальном положении.
В зарубежных странах, к сожалению, различий между украинскими, грузинскими, азербайджанскими преступными группами не делают и говорят о русской мафии, принимая за основу русский этнос. Это вредит России в развитии международных отношений.
В силу неразрывной взаимосвязи организованной преступности с комплексом социально-экономических проблем противодействие ей предполагает сложное переплетение как общесоциальных (социально-экономических, политических, правовых), так и специально-криминологических мер. Общесоциальные меры направлены на социально-экономическое развитие общества и предупреждение тем самым преступности в целом. К ним относится преодоление кризисных явлений в экономике, политике, общественных отношениях и социальной сфере, в т. ч. снижение уровня социальной напряженности.
Библиографический список
1. Долгова А. И. Организованная преступность, её развитие и борьба с ней. – М., 2001.
2. Гуров А. И. Организованная преступность в России. – М., 2003.
3. Гуров А. И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. – М., 1990.
4. Иншаков С. М. Криминология: Вопросы и ответы. – М., 2000.
5. Косталевский Я. История организованной преступности в России. – М., 2004.
6. Лунеев В. В. Преступность 20 века. Мировые, региональные и российские тенденции. – М., 2003.
Попов В. И. Актуальные проблемы борьбы с наиболее опасными проявлениями организованной преступности. – М., 2004.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.