А. И. Самушкин
ПФ НОУ ВПО «Академия МНЭПУ»,
г. Пенза, Россия
Социально-политические процессы, происходящие в России в последние 20 лет, способствуют поддержанию в обществе постоянного напряжения, пессимистических настроений, ожиданий еще большего ухудшения уровня жизни, другими словами, социальной напряженности. Социальная напряженность представляет собой эмоциональное состояние в группе или обществе в целом, вызванное давлением со стороны природной или социальной среды, продолжающееся, как правило, в течение более или менее длительного времени. Напряженность может быть вызвана не только стремлением достичь какой-либо цели, но и разного рода ошибками или некомпетентностью лидеров. Кроме того, обычное состояние людей может резко измениться из-за воздействия не подконтрольных человеку сил природы: изменения климата, истощения ресурсов, землетрясения и т. д.
Наиболее общие предпосылки напряженности – это устойчивая и длительное время неразрешаемая ситуация рассогласования между потребностями, интересами, социальными ожиданиями всей массы или значительной части населения и мерой их фактического удовлетворения, приводящая к накоплению недовольства, усилению агрессивности отдельных групп и категорий людей, нарастанию психической усталости и раздражительности большинства.
Социальная напряженность возникает, когда большинство людей ощущает невозможность удовлетворить свои социальные, экономические, политические, национальные, культурные или какие-либо иные жизненно важные потребности.
Исторически содержание социальной напряженности описывалось в социологической, социально-психологической и конфликтологической литературе в одном ряду с такими явлениями, как социальная дезинтеграция или отсутствие солидарности взаимодействующих личностей и групп, девиация, аномия, утрата социальной идентичности, депривация и фрустрация основных потребностей личности, группы, общности, классовая борьба, межнациональные столкновения и др. [3, с. 81].
Э. Дюргкейм использует термин «социальная напряженность» при анализе процесса дезинтеграции как разрыва социальных связей, утраты ценностных ориентиров, нарастания социальной аномии [1, с. 190].
Н. Смелзер определяет социальную напряженность как несоответствие между компонентами действий, и, следовательно, их неадекватное функционирование [6].
Питирим Сорокин связывает социальную напряженность с уровнем удовлетворения базовых потребностей людей и социальных групп [2, с. 272].
В настоящее время социальная напряженность изучается в рамках теории социального стресса [5, с. 82].
Социальная напряженность как явление, проявляющееся прежде всего на социально-психологическом и поведенческом уровнях, имеет следующие характерные черты:
1) распространение настроений неудовлетворенности существующей ситуацией в той или иной жизненно важной сфере общественной жизни,
2) под влиянием вышеназванных настроений утрачивается доверие к властям, появляется ощущение опасности, распространяются пессимистические оценки будущего, всевозможные слухи,
3) на поведенческом уровне социальная напряженность проявляется как в стихийных массовых действиях (в ажиотажном спросе, скупке товаров и продуктов питания с целью создания страховых запасов «на черный день» и т. д.), так и в различных конфликтах, митингах, демонстрациях, забастовках и иных формах гражданского неповиновения и протеста, а также в вынужденной и добровольной миграции в другие регионы и за границу.
Показатели социальной напряженности обязательно включают субъективнее признаки: мнения людей по отношению к тем или иным событиям, их оценки степени удовлетворения своих жизненно важных потребностей, доверие к правительству и руководству в целом, оценки соблюдения прав человека, состояния охраны общественного порядка и личной безопасности граждан, экологической ситуации, состояния межнациональных отношений, восприятия будущего и т. д. Обязательно должны учитываться и показатели состояния социальной сферы, условий жизни людей.
Выделяют 3 стадии социальной напряженности:
1) скрытое нарастание недовольства,
2) обострение напряженности, характеризующееся осознанием ненормальности существующего положения и наличия в обществе социальной напряженности большинством населения,
3) уменьшение социальной напряженности.
Социальная напряженность может протекать в скрытой, латентной форме. Например, у большинства россиян присутствует тревожное отношение к своему будущему, ожидание нищеты в старости, озабоченность невозможностью дать детям достойное образование, недовольство социальным расслоением в стране, болезненное восприятие своего социального статуса и т. д. Латентный уровень социальной напряженности в современном российском обществе довольно высок и есть тенденции к дальнейшему его повышению, что может повлечь за собой кризисное состояние общества [4].
Библиографический список
1. Дюркгейм Э. О. О разделении общественного труда. – Одесса, 1900.
2. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992 .
3. Степанов Е. И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические и технологические проблемы. – М., 1996.
4. Тепечин В. И. Социальная напряженность в контексте проблемы национальной безопасности России // http://b-i.narod.ru/sos.htm
5. Dohrenmend B. A. Stressful Life events and their context. – N.Y., 1992.
Smelser N. Theory of collective behavior. – L.A., 1962.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.