Н. А. Рыжкова
Ивановский государственный химико-технологический университет,
г. Иваново, Россия
Бернардино Сиенский – весьма популярный итальянский монах-проповедник эпохи Возрождения. Его речи затрагивали не только религиозную тематику. Он говорил со слушателями об экономике, политике, общественной и повседневной жизни. Много внимания известный оратор уделял женской тематике. Поэтому представляет большой интерес выявление из его речей архетипа женственности (поясним, что мы используем здесь этот термин в трактовке Юнга).
Анализ текстов проповедей позволяет вычленить следующие составляющие архетипа созидательной женственности в понимании Бернардино: 1) архетип внешнего вида женщины, 2) архетип богатого внутреннего мира, 3) архетип жены, 4) архетип матери.
Архетип внешнего вида подразумевал естественный характер женской внешности, не испорченный косметикой или парфюмерией [5. С. 186] (а ведь в Италии XV в. все это было необычайно популярно). Он также предусматривал умеренность и скромность в одежде, прическе и т.д. [5. С. 205–211]. Архетип богатого внутреннего мира отражал иерархию ценностных характеристик женщины (впрочем, этот момент ровно в той же степени относился и к мужчинам). Он предполагал преимущество внутренней красоты человека (его характера, его сердца, полного любви, радости, сострадания, терпения) над внешней привлекательностью [4. С. 90, 106]. Архетип жены отражал понимание семейной сферы как главного ареала деятельности женщины. Даже религиозное рвение вторично по сравнению с выполнением женских повседневных, но столь важных обязанностей [4. С. 93, 104–106]. Архетип матери раскрывал значимость женщины для рождения и воспитания полноценных детей [4. С. 456].
Архетип созидательной женственности проповедник противопоставляет архетипу разрушительной женственности, имевшему резко негативную смысловую окраску. Составляющими элементами этого «антиобраза» были: 1) архетип любовницы (женщины-хищницы, разрушающей семью или препятствующей ее созданию) [4. С. 117–118]; 2) архетип дурной жены (бесхозяйственной [4. С. 93], расточительной, излишне любящей роскошь в нарядах и украшениях [5. С. 203], портящей себя косметикой и парфюмерией безо всякой меры); 3) архетип плохой матери (легкомысленной, непопечительной о детях (особенно об их христианском воспитании)) [5. С. 256–259].
Анализ архетипических черт в проповеди Бернардино позволяет нам уяснить, какие пласты народного сознания оратор использовал как для поддержания контакта с аудиторией. Немаловажным является тот факт, что проповедник специально много общался с простым народом (ремесленниками, торговцами, крестьянами), чтобы лучше знать его взгляды и потребности. Хорошо знакомый с мировоззрением своих слушателей, Бернардино с успехом использовал архетипические элементы в их коллективном сознании, укрепляя свое взаимопонимание с аудиторией и влияние на нее.
Список использованной литературы:
1. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения: опыт исследования / Я. Буркхардт. – М., 1996.
2. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. В 4 т. – М., 1999.
3. Bernardino da Siena. Le prediche volgari di S. Bernardino da Siena, dette nella Piazza del Campo l’anno 1427. – Siena, 1880-1888. V.1.
4. Bernardino da Siena. Le prediche volgari di S. Bernardino da Siena, dette nella Piazza del Campo l’anno 1427. – Siena, 1880-1888. V.2.
5. Bernardino da Siena. Le prediche volgari di S. Bernardino da Siena, dette nella Piazza del Campo l’anno 1427. – Siena, 1880-1888. V.3.
6. Id. Dalle prediche volgari dette nella Piazza del Campo //Antologia della letteratura italiana. – V.1. Warszawa, 1968.
7. Bernardinus Senensis. Quaddragessimale de cristiana religione. – Basel, 1490.
8. Id. Sermones de Evangelio aeterno. – Basel, 1490–1495.
9. Gli uomini della penitenza. – Milano, 1977.
10. Guidi R.L. Il dibattito sull’uomo nel Quattrocento. – Roma, 1998.
11. Klapish-Zuber C. Women, family and ritual in Renessance Italy. – Chicago, L., 1985.
12. Mesini C. La sociologia di San Bernardino da Siena// San Bernardino da Siena. Saggie e ricerche pubblicati nel guinto centenario della morte (1444-1944). – Milano, 1945.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.