Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Архетипические образы в творчестве молодых поэтов г. Пензы

K-1-03-10
Международная научно-практическая конференция
Архетипы и архетипическое в культуре и социальных отношениях
05.03-06.03.2010

Архетипические образы в творчестве молодых поэтов г. Пензы

Л. И. Терёхина

Пензенский государственный педагогический

университет им. В. Г. Белинского,

г. Пенза, Россия

 

Поэт является существом, сознательно или бессознательно, но наиболее верно отражающим свойства времени, в котором он живёт, обозначающие потребности среды его обитания, окружающего социума.

История знает времена Героев, Великих Злодеев, время «достоевщины» и время «тимуровцев». Так что же за время здесь и сейчас? Какими нитями связаны нынешняя жизнь и психика людей с прошлым, с давними представлениями предков современного человека?

То, что эта связь существует, известно, доказывать этого не надо. Но какова она, как отразились древние представления о себе и Мире в образном строе наших современников, работающих в духовной сфере, имеющих дело со словом? Ведь даже якобы придуманные литературные персонажи основываются на архетипических образах, а любое подлинное поэтическое произведение отражает, в первую очередь, представления его автора, порой, правда, скрывающегося под «одёжкой» лирического героя. То есть он, лирический герой, и автор поэтического произведения – суть два лица ( а то и одно) – автора.

Чтобы выяснить частоту употребления архетипическихобразов в стихах молодых пензенских поэтов, мы произвольно выбрали сборники персональные сборники 13 авторов, поэтический альманах «Берега», где представлено творчество 30 поэтов, коллективный сборник «Рыцари вдохновения», в котором опубликованы стихи 6 авторов.

Поэт берётся за перо, чтобы заявить миру о себе, о своём мироощущении, о своих чувствах или мнении по тому или иному вопросу. Поэтому нет ничего удивительного в том, что наиболее часто обращается автор к архетипам, символизирующим Самость. Вот Я, Я – Весь, Я Такой – заявляет он.

В названных ниже источниках 144 раза употреблены архетипы семейного круга, олицетворяющие Самость: лес, сад, дерево, тайга – 37 раз. Природа предстаёт в их произведениях как Великая Мать (чёрная земля, Богоматерь, зелёное сукно планеты, нива, Осень, Владычица, Венера, Донна, Королева, царица) – 17 употреблений. Символ дороги (от городского переулка до жизненной стези и Млечного пути) – употреблён 28 раз. Часть архетипов этого круга можно отнести к группе, характеризующеё Ужасную Мать (Яга, Лабиринт, нагота земли и др.).

Часто обращаются молодые поэты и к архетипическому образу Бога (Господь, Аллах, Всевышний, Элогим, Мессия, боги) – 26 раз.

Затем по убывающей следуют: звезда (звёздный платок, венец, нимб) – 20 раз; душа – 17 раз; Солнце – 13; небо ( небосвод, небосклон, небеса) – 10; Луна – 8; Судьба – 7. По 1 – 3 раза употреблены архетипы Любовь, Мир, море, рай, крест и др.

Очень важным элементом в творчестве молодых оказался тандем Анима/Анимус, то есть момент самоидентификации, соответствия запросам противоположного пола – 73/75 случаев употребления. Наиболее часто встречаются в стихах архетипы душа – 16 раз; Муза – 13; странник (бродяга, пилигрим) – 11; корабль (галеон, парусник и т. д.) – 8; ангел – 6 раз. Очень много субъективированных символов, употреблявшихся в одно- двухразовом порядке (княгиня, русалки, жар-птица, сирена, инь, Мельпомена, Кассандра, Аннушка, Атлантида, Лебедь, принцесса, Сирин, Синяя птица, нимфа, лань, роза, Золотая рыбка, Ярославна, кошка, златовласка, златошвейка, небесная дочь, каравелла, шлюпка, баржа, леший, воин-праведник, скиталец, шаман, конь, ян, свет, откровение, Пегас, Арктур, Альтаир, Гомер, Герой, Белый голубь, плот, Белые кони, колумбы, Купидон, путешественник, клоун, гонец, Альбион, птенец и т. д.

Вряд ли может показаться странным массовое употребление символов круга Трикстера (чёрный колдун, волшебник) и Тени. Неспокойное, нестабильное время, когда все трещины «проходят через сердце поэта». И нынешнее бытие вызывает реальные и подсознательные страхи у молодого поколения. 70 раз обращались поэты к тёмным образам: тень – 12 раз; смерть, зеркало – по 5 раз; ад – 4; чёрт – 3 раза. Множество архетипов этого круга употреблено единожды (Стикс, мессир, танатовы крыла, ложь, алкоголь и др.).

В немалой степени переплетаются друг с другом два круга образов, представляющих архетипы Вечного Юноши и Мудрого Старца. Многие из них «текучи», то есть могут относиться как к первому, так и ко второму: Поэт, странник, бродяга, путник, Герой, Колумб и др. Другие чётко привязаны к своему кругу, например, ангел, Купидон, гонец, Есенин, птенец – к кругу Вечный Юноша, а прадед, Гомер, Августин, богомолец, Боян, Старик, Сизиф и др. – к кругу Мудрый Старец. Всего символов «юношеского» круга мы насчитали 31, а «старческого» 25.

7 архетипов символизируют Мудрую Старуху – странница, княгиня, королева, Феврония, царица, Правда, Простота; 2 – Ведьму: Маргарнита, Кассандра.

Наконец, наше отнюдь не геройское время востребовало всего 5 символов круга Герой. Это Пересвет, Богатырь, Илья, Сизиф и воин-праведник.

Статистика не являлась самоцелью этого краткого исследования. Нас больше интересовал мир архетипических символов, которые нашли место в поэтических произведениях наших молодых современников, и степень их востребованности, что и отражено в данной статье, исходя из объёма использованных нами источников.

Список использованной литературы:

1.    Васёва. Е. Светотени / Е. Васёва. – Пенза, 2003.

2.    Володин, Д. О клоунах / Д. Володин. – Пенза, 2009.

3.    Герасимова, М. Зеленоглазые сны / М. Герасимова. – Пенза, 2005.

4.    Герасимова, М. Луна и кофейныё зёрна / М. Герасимова. – Пенза, 2008.

5.    Дорошина, В. В поисках лада / В. Дорошина. – Пенза, 2005.

6.    Дорошина, В. Двери метафор / В. Дорошина. – Пенза, 2004.

7.    Коржавина, А. Танец с прошлым / А. Коржавина. – Пенза, 2008.

8.    Ледяев, К. Бумажный кораблик / К. Ледяев. – Пенза, 2008.

9.    Ледяев, К. Рыжий кот и поэзия / К. Ледяев. – Пенза, 2009.

10. Погорелая, Е. Дорога / Е. Погорелая. – Пенза, 2004.

11. Поэтический альманах «Берега». – Пенза, 2006.

12. Рыцари вдохновения / Кирилл Ледяев, Сергей Жидков, Виталий Фатеев, Юрий Сурков, Владимир Антипов, Надежда Бакланова. – Пенза, 2009.

13. Самохвалов, В. П. Психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий / В. П. Самохвалов. – Симферополь, 1999.

14. Серебряник, Ю. Круговорот / Ю. Серебряник. – Пенза, 2004.

15. Сурков, Ю. Лирическое наступление / Ю. Сурков. – Пенза, 2004.

Хабибуллин, В. Я видел, как растут деревья / В. Хабибуллин. – Пенза, 2010.

Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии