Е. А. Фоминых
НОУВПО Гуманитарный университет,
г. Екатеринбург, Россия
Карл Густав Юнг посвятил большую часть своей жизни изучению архетипов коллективного бессознательного, «психоидная» природа которых располагается на грани психического и материального. Впоследствии, сотрудничая с Вольфгангом Паули, Юнг обнаружил, что понятия, созданные в рамках исследования бессознательного, удивительно похожи на теоретические построения в области физики элементарных частиц. По мнению Юнга, поля реальности, которые изучают физика и психология, в конечном счете представляют собой «единое психофизическое пространство всех явлений жизни» [3. С. 294–295].
Со своей стороны Паули сделал попытку применить открытия Юнга к исследованию роли психических факторов в истории развития научного знания. Он обнаружил, что архетипы действуют как «упорядочивающие операторы и формирующие факторы, и одновременно исполняют роль того самого искомого моста между чувственными восприятиями и идеями» [1. С. 137].
Особый интерес представляет явление, которое претендует на тот же уровень значимости, что и причинно-следственная связь – это «синхронистичность» или «смысловое совпадение». Термин был введен К. Г. Юнгом для обозначения знаменательных совпадений, необъяснимых с точки зрения причинно-следственных отношений, но имеющих одно и то же или сходное значение. Эти совпадения выходят за рамки вероятности. «Синхронистические события покоятся на одновременном существовании двух разных психических состояний» [2. С. 221]. Одно из этих состояний нормально, другое – вероятностно, при этом причинно они не связаны. Это имеет место в случаях предвидений. Другой вариант – совпадение психического состояния с одним или несколькими внешними событиями, которые выглядят как смысловые аналогии [2. С. 218]. При этом и возникающие образы, и внешние события имеют определенное символическое значение, о котором человек может и не знать. Это доказывает, что «смысловые совпадения» покоятся на архетипической основе. То же подтверждает значительная роль эмоционального фактора в подобных явлениях. При явлениях синхронистичности не имеют значения пространство и время, зато надежда на успех и энтузиазм людей оказывают положительное влияние на увеличение количества совпадений. Потому синхронистичность можно назвать психической обусловленностью пространства и времени [2. С. 212]. Аниэлла Яффе отмечает также возможность обнаружения этого явления в биологической эволюции [3. С. 288].
Безусловно, идея синхронистичности является достаточно смелой, однако она безусловно продуктивна, что подтверждает интерес к ней со стороны ученого естественника. Сотрудничество этих великих умов представляется крайне интересным и многообещающим. И, возможно, именно такая теория сможет послужить толчком к возникновению новой парадигмы научного знания.
Список использованной литературы:
1. Паули, В. Физические очерки: сб. статей / В. Паули. – М.: Наука, 1975.
2. Юнг, К. Г. Синхронистичность: сборник / К. Г. Юнг; пер. с англ. – М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997.
Юнг, К. Г. Человек и его символы / Юнг К. Г., фон Франц А.-Л., Хендерсон Дж., Якоби И., Яффе А.; под общ. редакцией С. Н. Сиренко. – М.: Серебряные нити, 2002.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.