А. Н. Ямсков
Институт этнологии и антропологии РАН,
г. Москва, Россия
Основные экологически значимые архетипы культуры, порождающие неосознаваемые повторяющиеся формы поведения людей по отношению к природной среде и ресурсам, можно представить следующим образом [2].
I. Архетипы, порождающие основные экологические проблемы в рамках традиционных доаграрных и аграрных хозяйственных укладов и продолжающие сохранять свое существенное значение в современных индустриальных и постиндустриальных обществах:
· Отсутствие ограничений на рост потребления природных ресурсов (в традиционных обществах – из-за отсутствия сознательных ограничений демографического роста и, следовательно, возрастания совокупных потребностей по мере увеличения общей численности населения; в современных обществах – из-за отсутствия сознательных ограничений роста индивидуального потребления, в основном промышленных товаров и услуг);
· Ориентация на минимизацию трудозатрат, в том числе в сфере природопользования (то есть преимущественная ориентация на наиболее экстенсивные формы использования доступных природных ресурсов из всех, имеющихся в данный момент и достаточных для обеспечения основных потребностей общества).
II. Архетип, порождающий экологические проблемы на стадии перехода от доаграрных и аграрных хозяйственных укладов, то есть от традиционных обществ, к современному индустриальному и постиндустриальному обществу, когда наблюдается сосуществование еще сохраняющейся коллективной собственности на какой-либо природный либо иной ресурс и уже возникающего включения части населения в рыночные отношения и товарное производство, основанное на использовании данного ресурса:
· Отсутствие сознательных ограничений, препятствующих истощению некоего природного ресурса, если этот ресурс находится в коллективном пользовании или владении и при условии, что в процессе его эксплуатации позитивные результаты (“выгоду”) получают конкретные индивидуумы-пользователи, а нарастающие, по мере начинающегося истощения ресурса, негативные последствия (“ущерб”) равномерно распространяются на всех членов данного коллектива, включая и тех, кто данным ресурсом не пользуется вообще либо пользуется в размерах, не вызывающих его истощения (феномен “трагедии общинных ресурсов” по Г. Хардину [3]).
III. Архетипы, порождающие основные экологические проблемы преимущественно в современных экономически высокоразвитых индустриальных и постиндустриальных обществах:
· Отсутствие сознательных ограничений на химическое загрязнение и трансформацию физических свойств окружающей среды, то есть отсутствие осознания важности и небезграничности возможностей окружающей среды поглощать и утилизировать (обезвреживать) отходы жизнедеятельности общества. Это проявляется в явно запаздывающем развитии экологически обоснованных, или “экофильных”, новых форм мировоззрения, морали, права, экономических механизмов, индустриальных и иных технологий, которые призваны служить средствами предотвращения уже начавшейся и зашедшей достаточно далеко деградации окружающей среды;
· Феномен "культуры вейстинга", или нерационального (явно избыточного с точки зрения биологически обусловленных потребностей человека) использования природных и иных ресурсов в целях завоевания социального престижа [1. С. 233–234]. Это порождает нарастающий эколого-экономический иррационализм современного "общества потребления" и тем самым выступает как главная движущая сила процессов истощения используемых природных ресурсов, химического загрязнения или негативной трансформации физических свойств окружающей среды;
· Отсутствие сознательных ограничений на риск (“рискованное поведение”), то есть на такие действия человека, конечные результаты которых принципиально непредсказуемы, ибо могут быть для него как позитивными, так и негативными. В современном обществе это провоцирует рост частоты и увеличение масштабов техногенных аварий, чаще всего вызываемых неоправдавшимся риском, допущенным на стадиях разработки или эксплуатации новых и всё более усложняющихся технологий. Соответственно, с течением времени неуклонно нарастают экологический, медико-демографический, социальный и экономический ущербы от последствий подобных аварий в промышленности и на транспорте.
Список использованной литературы:
1. Арутюнов, С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / С. А. Арутюнов. – М.: Наука, 1989. – 247 с.
2. Ямсков, А. Н. Экологически значимые культурные архетипы поведения человека // Этноэкологические аспекты духовной культуры /ред.: В. И. Козлов, А. Н. Ямсков, Н. И. Григулевич. – М.: ИЭА РАН, 2005. – С. 266–296.
3. Hardin, G. The Tragedy of the Commons / G. Hardin // Science, 1968. – vol. 162. – No 3859. Рp. 1243–1248.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.