Х. Э. Гасанова
Азербайджанский институт учителей,
Мингечевирский филиал,
Азербайджан
Анализ исторического прошлого показывает, что развитие восточной нравственности имело ряд характерных особенностей: общинные отношения требовали создания особой харизмы вокруг отдельных личностей; обожествление царей, героев, богов необходимо было для подражания, людям нужна была вера в героическое в любой ее форме, отсюда – создание сказаний, летописей о правителях, т.е. написание их истории, воплощение их деяний в художественных творениях (поэмах, стихотворениях, музыкальных произведениях); власть передавалась по наследству, отсюда – борьба за престол между родственными ветвями, а также родами и племенами (династиями). Кроме того, важную роль играли нравы на основе обычаев и традиций, складывавшихся в быту, в повседневной жизни. Все это осмысливалось, обобщалось, вкладывалось в государственную идеологию, в сознание людей.
В истории духовной культуры человечества важное место занимает идейное наследие средневековых восточных мыслителей. Их философское наследие, в том числе и касающееся проблем этики, явилось важным вкладом в развитие мировой научной мысли в целом, в том числе в историю мировой философии – в частности. Такие видные представители средневекового философского перипатетизма, как Аль Фараби, Ибн Сина, Бахманьяр аль-Азербайджани, Насиреддин Туси и т. д., выступая поборниками рационалистического миропонимания, сыграли важную роль в подготовке европейской философской и естественнонаучной мысли Нового Времени, в том числе и связанных с представлениями об этических ценностях.
Особое внимание привлекают основополагающие принципы этики, нравственного воспитания, мысли о назначении, цели и предмете этики одного из ярких азербайджанских философов, мыслителя, обладавшего энциклопедическими познаниями – Насиреддина Туси (1201–1274 гг.). Он оставил после себя научное наследие, занимающее ныне важное место в истории общественно-политической и философской мысли азербайджанского народа. Великий ученый XIII века Н. Туси проводил глубокие исследования в различных областях науки: философии, астрономии, математики, эстетики, права, медицины, педагогики, психологии, оставив богатое научное наследие последующим поколениям.
В мировоззрении Насиреддина Туси большого внимания заслуживают его этические мысли, изложенные в книге «Ахлаги-Насири». Известна история написания книги о нравственности: Туси предложили перевести популярную тогда книгу Ибн Мисгявеха «Ат-тахара», поскольку она считалась лучшей из книг по этике, написанной на арабском языке, т. е. обладала глубоким содержанием и привлекательным стилем. К тому времени Туси уже переехал в провинцию Кухистан Ирана, где и получил заказ на написание книги от представителей религиозного направления исмаилизма. Название книга получила по имени лидера этого направления Насира «Эхлаги-Насири» (т. е. Этика Насира) [1].
Туси, к тому времени успевший разработать многие проблемы этики, философии, логики, получил хорошую возможность выразить свои уже созревшие взгляды по политике, философии, этике и т.д. Чтобы не вызвать недовольство религиозного лидера, заказавшего ему этот перевод, Туси предложил не просто перевести эту книгу, но и добавить туда разделы о строительстве городов и жилищ, дать комментированный обзор всех нравственных качеств, раскрытых автором книги, причем сделать это доступным большинству читателей языком, оригинальным и совершенным. Туси добился поставленной задачи: книга по нравственности, написанная им, служила учебником по этике во многих медресе и моллаханах на Ближнем и Среднем Востоке. При написании книги Туси учел все доступные ему в то время источники, в том числе произведения Платона, Аристотеля, Ибн Сины, Газали, Бируни, использовал идеи книг «Калила и Димна», «Ардашир Бабекан», «Заветы Ануширвана» и др. В сборник были включены идеи народного фольклора, дастанов, таких произведений, как «Сиясетнаме» («Учение о политике», автор – Низамульмульк), и др. [там же. С. 13]. Данная книга в какой-то мере служила основой идеологической концепции исмаилитов, имевших притязания на власть в данном регионе [2. С. 42–43].
Являясь выразителем философско-нравственных идей своего времени, человек широко образованный и просвещенный, Н. Туси, исходя из достижений естественных и социальных наук того периода, дал классификацию не только нравственных, но и научных категорий, изложил собственный подход в понимании общественного устройства, взаимоотношений людей в различных формах жизнедеятельности. Книга, написанная Туси, носит энциклопедический характер как с точки зрения охвата нравственно-этических проблем, так и связи их с мировоззрением человека, его обыденного сознания, научного мышления, сформировавшихся в общественном сознании стереотипов поведения. Здесь затрагиваются проблемы этики и поведения человека в обществе, его отношение к мирозданию, смыслу жизни, жизненному укладу, общественному строю, и т. д.
Исследователи так определяют содержание, т. е. основные компоненты ценностных ориентаций, а также те направления, в рамках которых они подвергаются трансформации: условно они делятся на ценности общечеловеческого бытия и привходящие ценности. В первую группу входят ценности человеческой жизни (здоровье, среда обитания, неповторимость собственного «Я», гуманитарные ценности). Во вторую группу входят ценности коллективного существования, основанные на общении и различных формах человеческой деятельности (политические, экономические, правовые, национально-этнические, общинные, родовые, стереотипы массового сознания, ценность различных профессиональных групп и сообществ, например научных и т.д.) [3].
Туси внимательно изучает конкретные проявления человеческой личности, связанные с его социальной средой – семейными, политическими, экономическими, духовно-нравственными, этническими и другими отношениями. Книга привлекает внимание также подробным анализом соотношения природно-биологических качеств человека, животного мира в целом, и теми социальными свойствами, которые предопределены нравственностью, социальным укладом жизни. Следует отметить, что внимание к такой постановке проблемы исходит еще от времен Аристотеля, его последователей, внимательно изучавших связь и преемственность в развитии биосферы, всего живого на Земле.
Кроме того, в указанном произведении проводится психологический анализ человеческих качеств, отражающихся на нравственно-психологических отношениях в социальных группах, в частности, характер, темперамент, воля, и другие качества человеческой личности.
Список использованной литературы:
1. Туси, Нясиряддин. Яхлаги–Насири / Нясиряддин Туси. – Б., 1980.(на азерб. языке).
2. Азярбайъан тарихиндян йцз шяхсиййят. – Б., 2006 (на азерб. языке).
Аббасова, К. Я. Философская основа ценностных ориентаций в условиях постсоветского развития / К. Я. Аббасова // Дцнйайа бахыш. – Баку – № 6. – С. 28–39.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.