М. А. Бутаева
Дагестанский государственный университет,
г. Махачкала, Россия
Дагестан – крупнейшая из республик Северного Кавказа. Столетия Дагестан служил ареной противоборства трех империй – России, Турции и Ирана. Это противоборство осталось в прошлом.
Сегодня имеющая место нестабильность в республике во многом вновь вызвана противоборством трех влиятельных сил. Однако теперь это противоборство внутренних сил; противоборство «трех идей», разделивших дагестанское общество: национальной традиции, Ислама и современной постиндустриальной цивилизации. Это противоборство имеет место на разных уровнях общества и имеет разные грани и разные аспекты.
Одним из аспектов конфликта «трех сил» является «женский вопрос», включающий в себя отношение общества к женщине, место и роль женщины в обществе, ее взаимоотношения с мужчиной и внутри семьи и т.д. Каждая из «идей»-мировоззрений имеет свое представление о роли, о месте женщины в обществе.
К примеру, роли и месту женщины в обществе, различным аспектам взаимоотношений мужчины и женщины большое внимание уделялось традициях народов Дагестана, выраженным, прежде всего, в традиционных правоустановлениях – в адатах. Дагестан – наследник одной из древнейших цивилизаций мира. Предки современных дагестанцев упоминаются еще в летописях античных и древнеримских авторов.
Специфическая национальная культура, заложенная в неписанном, но соблюдаемом своде правил общежития (адатов), и сегодня оказывает существенное воздействие на современную жизнь дагестанского общества. В Дагестане этот свод правил незримо сопровождает человека всю жизнь – от рождения и до самой смерти. Адаты, «обычное право» – один из древнейших пластов дагестанской культуры – предъявляют к женщине особые требования, определяют ее систему ценностей и нормы поведения в обществе. Несмотря на глубинный, древний возраст адатов, они достаточно пластичны и переносятся в современные ситуации, ранее не известные традиционному обществу.
Особенно следует отметить, что народы Дагестана, хоть и имеют многовековой опыт совместного проживания, схожую культуру и, как предполагают историки, единых предков, все же – разные народы. К примеру, адаты, в отличие от норм ислама или морально-этических норм современного общества не поощряют межнациональные браки. И различия в адатах разных народов, касающиеся именно женщины весьма велики.
Вторым серьезным фактором, оказывающим влияние на всю жизнь дагестанского общества, в том числе на решение вопросов, касающихся женщины, является возрожденное влияние ислама, которое усиливается с конца 1980-х годов и потенциал которого все еще не исчерпан.
Наверное, невозможно отрицать, что сегодня ислам на Кавказе вновь испытывает настоящий подъем, сравнимый по силе разве что с бумом 1990-х годов. И если в 1990-е подъем выразился в количественных показателях (увеличение числа верующих, мечетей, медресе и т.д.), то теперь можно говорить о качественном росте, связанном с углублением чувств всех верующих, а главное – с приходом во взрослую жизнь искренней молодежи – движущей силы любых преобразований… Можно даже говорить и о радикализации ислама. Причем – не только так называемых ваххабитов. Радикализуются и взгляды части традиционно верующих.
Ислам требует от женщины соблюдения свода правил и принятия ценностей, которые в общем достаточно хорошо известны. Ислам приветствует традиционные семейные ценности, но трудно адаптируется к новым условиям динамичного современного общества. Попытки адаптации ислама к общественным реалиям если и имеют место, то все равно вызывают трудности и противоречия в мусульманской среде. Эти противоречия усиливаются тем, что ислам четко регламентирует социальную структуру общества, социальные роли и систему общественных коммуникаций, задавая параметры, которые в современных условиях в Дагестане почти не могут существовать в чистом виде. Наблюдается огромная разница между реальной структурой общества и идеалистической, предписываемой шариатом. Это порождает глубокие социальные противоречия, и потому исламские регионы Кавказа отличаются нестабильностью, а ощущение внутреннего мира в душах мусульман нарушено, и многие считают или смутно ощущают существующий миропорядок «несправедливым».
Но, безусловно, самое сильное воздействие на систему ценностей и жизнь женщины в социуме оказывает современное общество с присущей ему системой ценностей и норм поведения.
С раннего детства социализация девочки (девушки) в семье и школе предполагает формирование системы жизненных ценностей и приоритетов, которая включает в себя и создание семьи, и стремление к социальному успеху – к признанию и карьере. Но в отличие от традиционных норм адатов или шариата, в современном обществе женщина больше мотивируется на личный успех, карьеру, обретение средств и лишь в меньшей степени – на создание большой и крепкой семьи.
Нынешнее светское общество приносит материальное благополучие семьям. Но зато оно сильно дифференцировано по уровню доходов и качеству жизни. Приватизация завершилась в начале 1990-х, и теперь социальные страты стали менее прозрачными и порой все больше напоминают касты.
Идейная борьба «за души» сегодня характеризует состояние дагестанского общества. Противоборство этих «трех идей» порождает массу нюансов, огромное число конкретных ситуационных комбинаций, выраженных в конкретике различных судеб.
Иногда противоборство этих идейно-политических течений оказывается на виду в силу каких-либо громких эксцессов. Порой они обретают общественный резонанс, и по ним общество может судить о том, что происходят какие-то тектонические изменения в сознании больших групп населения.
К примеру, радикализация ислама породила борьбу с безнравственным поведением, которое прямо порождается современным образом жизни, но осуждается нормами ислама. Пороки, которых полно в светской жизни, от которых еще недавно верующие с отвращением отворачивались, но терпели, вдруг стали нестерпимо ненавистны обществу. Это заметно возросшей массой чрезвычайных происшествий. К примеру, в Ингушетии, которая в этом процессе, пожалуй, лидирует, в последние месяцы «неизвестные» похитили или избили десятки работников магазинов, продающих спиртное, игровых автоматов, саун. Уже сожжены десятки магазинов и игровых залов.
Но все же в основном это противоборство остается незаметным для глаза стороннего наблюдателя. На деле же «невидимый фронт» этого нового конфликта проходит где-то на уровне сотен тысяч семей и представляет собой пока незримые, кажущиеся пока банальными и бытовыми изменения в повседневном поведении людей.
Вместе с тем человеческое сознание достаточно пластично. Свод ценностей, морально-этических норм, норм поведения у человека претерпевает изменения в зависимости от места проживания или с течением времени. В подавляющем большинстве случаев трансгрессия мировоззренческих укладов воспринимается обществом достаточно спокойно.
Идейная борьба может причинять страдания конкретному человеку, оказавшемуся «на передовой», в противоборстве двух идей и сил.
Однако общество только выигрывает от противоборства различных сил, от их конкуренции за умы людей. В итоге такой конкуренции оказываются связаны деструктивные течения, а общество имеет возможность выбрать тот архетип поведения, который более соответствует стоящим перед ним стратегическим задачам.
Известным фактором является трансгрессия понимания роли женщины в современных исламских странах. Раньше в исламских странах отношение к женщинам часто было несправедливым. Но сегодня женщинам в исламском мире доступны и образование, и работа, и карьера. Даже среди исламских богословов много тех, кто выступает за предоставление больших прав и свобод женщине. Но это – в благополучных странах Запада или в Саудовской Аравии. А в беднейших странах типа Афганистана, Пакистана или Судана образование или карьера все еще недоступны женщинам.
Известный исламский ученый Абу Хамид аль-Газали говорил, что каждый благочестивый мусульманин должен увеличить численность – а значит силу – мусульманской уммы. Но лишь внутри богатого общества могут существовать условия для роста численности населения. Иначе уделом общества навсегда станут бедность, голод, болезни. Светское общество обеспечивает Кавказу материальное благополучие, а ислам – стабильность семьи и рост численности населения. Хрупкое равновесие идеологий приносит огромную пользу. Но это равновесие обеспечивается во взаимной постоянной конкурентной борьбе. И в ходе борьбы это равновесие может быть нарушено.
Другой пример – трансгрессия осознания свободы выбора женщиной собственного пути или строительства карьеры. Адаты, традиция в целом не запрещают этого. На Кавказе женщины и раньше были очень активны в социальном плане, пусть их активность и не всегда находилась на виду. Уже в XIX веке иностранцы отмечали высокий социальный статус дагестанских женщин. И этот статус лишь вырос в последующее столетие. К примеру, в отличие от Азербайджана или Таджикистана, где девушек отдают замуж едва не в 12 лет, в Дагестане девушки выходят замуж по достижении совершеннолетия, чаще всего – от их согласия зависит выбор жениха.
Доминирующее воздействие на сознание человека оказывают реальные условия жизни, то окружение, та среда, в которой приходится жить современной женщине. И женщина Дагестана очерчивает линию своей судьбы соответственно доминирующим или меняющимся «внешним» условиям. Современное общество, культура которого особенно остро ощущается в городах, отличается динамизмом, плохой прогнозируемостью. Женщине приходится жить и строить карьеру, семью в условиях, когда судьба ее, как и судьба окружающих, неопределенна. Возможно все – очень удачное замужество или, напротив, неудачный брак с разводом, очень успешная карьера или полное отсутствие перспектив для роста.
Таким образом, нестабильность и неустойчивость, динамизм социальных отношений порождают ощущение социального стресса, а конкуренция различных идейно-политических течений определяет сегодняшний статус женщины в Дагестане.
Список использованной литературы:
1. Гендер и Развитие. Информационный бюллетень. Бюро «Гендер и Развитие». – 1998. – № 2.
2. Дайджест теоретических материалов информационного листка «Посиделки» 1996–1998. – Санкт-Петербургский Центр Гендерных Проблем, 1999.
3. Женщины Дагестана. Анализ ситуации. Концепция и Стратегия действий до 2020 года. – Махачкала, 2000.
4. Материалы ООН о положении и роли женщин. Информационный бюллетень. Бюро «Гендер и Развитие». – Москва, 1997. – № 1.
5. Отчет о положении женщин. – Республика Дагестан, 1999.
Хегай, М. Социально-экономический статус женщины в современной семье / М. Хегай // Общественное мнение и социальная трансформация общества. – ИФиП АН РД, 1997.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.