Ю. Ю. Атрощенко
Институт искусствоведения, этнографии и фольклора
им. К. Крапивы НАН Беларуси,
г. Минск, Республика Беларусь
Одним из актуальных направлений в исторической, философской, социологической, лингвистической и культурологической науке на сегодняшний день являются гендерные исследования. В центре внимания исследователей находятся культурные и социально-психологические параметры, которые обусловливают стереотипные представления о мужских и женских качествах, определяют отношения общества к мужчинам и женщинам, формируют механизмы построения иерархической системы на основе гендерных различий.
Когда для философско-социальных наук гендерная проблематика является одной из фундаментальных, потому и широко представлена в исследуемом пространстве, то для фольклористики это новый, слабо разработанный, но перспективный аспект осмысления фольклорных текстов.
В то время как лингвистические и литературоведческие гендерные исследования претендуют на автономное существование в виде гендерологических направлений филологической науки, фольклористические работы в данном русле являются единичными фактами. Исследовательница Л. К. Ибрагимова в своей работе «Отражение гендерных отношений в таджикских народных сказках» высказывает довольно спорную мысль, что в гуманитарном научном пространстве присутствует достаточно большое количество фольклористических гендерных исследований [2, 4]. К сожалению, при более внимательном анализе литературы выяснилось, что подобных работ в современной фольклористике не так уж и много. Надо отметить, что к гендерной тематике фольклористы обратились позже литературоведов и лингвистов и опирались на исследования своих коллег. Единичные работы возникли на границе фольклористики и педагогики («Читаем сказки «сквозь гендерные очки» Н. Л. Пушкарёвой [7]), фольклористики и языкознания («Гендерная специфика выражения предикативных отношений в тексте русской народной волшебной сказки» С. А. Коноваловой [4]), фольклористики и социологии («Сатира как репрессия: гендерные политики в бытовом фольклоре (На материале восточнославянских сказок)» В. А. Суковатой [9]), фольклористики и литературоведения («Гендерные стереотипы в дошкольной детской литературе: русские сказки» Е. Здравомысловой, Е. Герасимовой и Н. Троян [1]) и пр. Собственно фольклористических гендерных исследований значительно меньше, чем кажется на первый взгляд.
К тому же нужно отличать гендерные исследования в фольклористике от собственно фольклористических работ: при рассмотрении народного творчества в гендерном аспекте поднимается проблема феминности или маскулинности объекта анализа, в то время как в специализированных работах может рассматриваться только определенный образ. Так, работа Д. В. Сокаевой «Образ женщины-волчицы (ус-бирæгъ) осетинской несказочной прозы в контексте фольклора индоевропейских народов» представляет собою интересное и оригинальное исследование в русле классической фольклористики, однако не является гендерным, так как не рассматривает проблему взаимоотношений полов, соотношений женских и мужских представлений, зафиксированных в тексте, художественного решения женского вопроса [8]. Работа Е. Л. Мадлевской «Героиня-воительница в эпических жанрах русского фольклора» относится к гендерному дискурсу, потому что автор рассматривает образ былинной воительницы Настасьи в оппозиции с образом мужчины-богатыря. Исследовательница приходит к выводу: «В былине о Настасье и Дунае представлено противоречие, причиной которого явилось соединение «неправильных» брачных партнеров. Помимо того, в перспективе судьбы героини мотив противоборства соотноситься с определенным этапом ее жизни – эта борьба нацелена на поиски достойного брачного партнера» [5, 18].
Термин «гендер», как известно, означает совокупность норм поведения и позиций, что обычно ассоциируются с лицами мужского или женского пола в любом данном обществе. Гендерный подход основывается на идее о том, что важными являются не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое общество придает этим различиям.
В фольклористике под понятием «гендер» понимается модель отношений между полами, культурных ролей мужчин и женщин и их статусов в обществе, которые представлены в фольклорных произведениях. Как продукт социальных отношений и культурной традиции гендер не является собственно художественной категорией, однако путём анализа поэтики, языковых структур, особенностей функционирования фольклорного текста можно по-другому раскрыть его содержание, выявить гендерные стереотипы, зафиксированные в сознании носителей фольклора.
Фундаментом гендерной системы и гарантом сохранения культурных установок, опосредованных через отношения мужчины и женщины, является культурная традиция. На формирование гендерного сознания больше всего влияют устойчивые культурные стереотипы: они включают в себя гендерный генотип, в основе которого находится установка на индивидуальность.
Выделяются следующие виды гендерных стереотипов, которые присутствуют в разных жанрах фольклора:
1) домостроевские, патриархальные, глубинные стереотипы народной ментальности (сказки, обрядовая поэзия, заговоры);
2) гендерные стереотипы советской эпохи (городской романс, частушки);
3) европейские представления о женственности и мужественности (современный городской фольклор).
Методологическая база фольклористических гендерных работ опирается на системный подход к явлениям фольклора. Гендерный анализ фольклорных произведений включает в себя учет факторов, которые обусловливают отношения между представленными в тексте персонажами мужчины и женщины, влияние данных отношений на функционирование произведения, а также на процесс становления фольклорных жанров и видов.
Выделяются четыре комплекса, которые определяют проблематику фольклористических гендерных исследований:
1) изучение коммуникативного поведения женщин и мужчин (типичные стратегии и тактики). Так, Р. М. Ковалева при рассмотрении трех психотипов ухажера в белорусских народных песнях о любви определила ряд психологических деталей и символических характеристик персонажей, которые свидетельствуют, что народ видит и художественно тонко отличает типы ухажеров: «В одинаковых ситуациях ухажеры ведут себя соответственно своей психологической природе, причем почти всем им свойственна зависимость от гендерных стереотипов» [3. С. 207];
2) изучение моделирования полов в языковой структуре фольклорного произведения (анализ натуральной и грамматической категории рода). Этим комплексом проблем исследователи занимаются на стыке лингвистики и фольклористики;
3) изучение идеалов красоты в границах пространства фольклорных произведений. Данную проблему рассматривала С. В. Шамякина и сделала вывод, что «в большинстве волшебных сказок заложено представление о том, что мужчины более красивые, чем женщины» [10. С. 223].
4) изучение особенностей репрезентации образов в зависимости от гендерной позиции автора и гендерной основы функционирования жанра. Данная проблематика представлена в исследовании О. И. Полукошки «Социально-психологические основы образа свекрови-матери в белорусских семейно-бытовых песнях» [6].
Разработка гендерной проблематики в современной фольклористике связана с альтернативным анализом фольклорных произведений. Обозначенный подход дает возможность свободно интерпретировать текст, позволяет избежать односторонности во взгляде на фольклор, ведет к более глубокому постижению художественной реальности и созданию такой истории фольклора, которая будет учитывать специфику женского взгляда на мир и искусство.
Таким образом, фольклористические гендерные исследования учитывают представления о биологических, психологических, социальных различиях мужчины и женщины, модели их поведения, черты характера, место в данной культуре, социальные роли и общественные статусы, но рассматриваются они через призму гендерной позиции фольклорного автора и персонажей, гендерных параметров художественного мира произведений и гендерную коннотацию художественных средств.
Список использованной литературы
1. Здравомыслова, Е. Гендерные стереотипы в дошкольной детской литературе: русские сказки / Е. Здравомыслова, Е. Герасимова, Н. Троян // Феминистский журнал «Преображение». – 1998. – № 6. – С. 65–78.
2. Ибрагимова, Л. К. Отражение гендерных отношений в таджикских народных сказках / Л. К. Ибрагимова: автореф. дис. … канд. филолог. наук: 10.01.09. – Душанбе, 2004. – 22 с.
3. Кавалёва, Р. Тры псіхатыпы залётніка ў беларускіх песнях пра каханне і гендэр / Р. Кавалёва // Фалькларыстычныя даследаванні. Кантэкст. Тыпалогія. Сувязі / пад рэд. Р. М. Кавалёвай, В. В. Прыемка. – Мінск, 2004. – С. 193–207.
4. Коновалова, С. А. Гендерная специфика выражения предикативных отношений в тексте русской народной волшебной сказки / С. А. Коновалова: автореф. дис. … канд. филолог. наук: 10.02.19. – М., 2005. – 22 с.
5. Мадлевская, Е. Героиня-воительница в эпических жанрах русского фольклора / Е. Мадлевская: автореф. дис. канд. филолог. наук: 10.01.09 / – СПб., 2000. – 28 с.
6. Палукошка, В. Сацыяльна-псіхалагічныя асновы вобраза свекрыві-маці ў беларускіх сямейна-бытавых песнях / В. Палукошка // Фалькларыстычныя даследаванні. Кантэкст. Тыпалогія. Сувязі / пад рэд. Р. М. Кавалёвай, В. В. Прыемка. – Мінск, 2004. – С. 233–242.
7. Пушкарева Н. Л. Читаем сказки «сквозь гендерные очки» // Ребенок в современном мире. Открытое общество и детство / Пушкарева Н. Л.; отв. ред. К. В. Султанов. – СПб., 2000. – С. 164–178.
8. Сокаева Д. В. Образ женщины-волчицы (ус-бирæгъ) осетинской несказочной прозы в контексте фольклора индоевропейских народов // Известия СОИГСИ / Д. В. Сокаева; под ред. Ф. Х. Гутнова. – Владикавказ, 2007. – Вып. 1 (40). – С. 78–92.
9. Суковатая, В. А. Сатира как репрессия: гендерные политики в бытовом фольклоре (На материале восточнославянских сказок) / В. А. Суковатая // Общественные науки и современность / под ред. К. Э. Ступова. – М., 2000. – № 4. – С. 103–108.
10. Шамякина С. Сказочная категория красоты в свете данных современной науки // Фалькларыстычныя даследаванні. Кантэкст. Тыпалогія. Сувязі / С. Шамякина; пад рэд. Р. М. Кавалёвай, В. В. Прыемка. – Мінск, 2004. – С. 220–228.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.