Н. С. Вещева
Санкт-Петербургский государственный университет,
г. Санкт-Петербург, Россия
Гендерные стереотипы являются устойчивыми, общепринятыми, повторяющимися, сформировавшимися в культуре обобщенными убеждениями о месте и исполняемых ролях того или иного гендера в обществе, а также о личности людей той или иной гендерной идентичности [3]. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины. Как и любые другие социальные стереотипы, гендерные стереотипы определяют процесс восприятия окружающих людей и оказывают влияние на активное конструирование социальной реальности с использованием заложенной в них информации. Гендерные стереотипы прослеживаются в философских, психологических, культурологических текстах. Так, Аристотель в работе «О рождении животных» утверждал, что женское и мужское начала принципиально различны по своему предназначению: если первое отождествляется с телесным, с материей, то второе – с духовным, с формой [1]. Подобный взгляд встречается у Н. А. Бердяева, В. Ф. Эрна, В. И. Иванова [3]. Мужское начало у многих авторов трактуется как зачинающее, женское – восприемлющее; первое – инициативно, второе – рецептивно; первое – деятельное, второе – страдательное; первое – динамическое, второе – статическое. В анализе гендерных стереотипов важную роль играет выделение бинарных оппозиций, традиционно приписываемых мужчине – женщине: логичность – интуитивность; абстрактность – конкретность; сознательность – бессознательность; власть – подчинение; порядок – хаос; независимость, индивидуальность – близость, коллективность; импульсивность, активность – статичность, пассивность; непостоянство, неверность, радикализм – постоянство, верность, консерватизм [2, 4].
Изучением гендерных стереотипов занимались такие зарубежные психологи, как Е. Maccoby (1974); М. Jacklin, М. Senter (1976); K. Deaux (1985); F. Parsons, R. Bayles (1988); D. Mayers (1997). Приводимые ими описания гендерных стереотипов классифицируются следующим образом.
1. Стереотипы маскулинности/феминности, предписывающие людям определенные мнения о соматических, психических и поведенческих качествах, характерных для мужчин и женщин.
2. Стереотипы семейных и профессиональных ролей, связанных с гендером.
3. Стереотипы, связанные с содержанием деятельности мужчин и женщин [5].
Можно выделить несколько базовых функций гендерных стереотипов [4].
1. Гендерные стереотипы поддерживают существующую в обществе гендерную иерархию.
2. Гендерные стереотипы используются людьми в познавательном процессе. Они могут служить образами-схемами, управляющими процессом восприятия информации и ее обработки в сознании человека.
3. Гендерные стереотипы выступают регуляторами поведения людей на бессознательном уровне.
По мнению современных отечественных исследователей, подчинение гендерным стереотипам может осуществляться по трем вариантам: уступчивость, интернализация, идентификация [1, 2, 3]. Уступчивость – вариант, при котором человек не приемлет нормы, но во избежание наказания приводит свои гендерные репрезентации в соответствие с ними. Интернализация – процесс, при котором человек полностью соглашается с нормами. Идентификация – простое повторение нормативных образцов из желания быть похожим на члена референтной группы.
Гендерные представления являются частным случаем социальных представлений, которые формируются у каждого человека в процессе гендерной социализации [1]. Они лежат в основе гендерно-окрашенного поведения индивидов, «гендерного дисплея» личности, суждений о природе пола и межполовых различий, соотношении ролей и статусов мужчин и женщин в обществе.
При определенных условиях гендерные представления могут принимать характер гендерных стереотипов, хотя эти понятия не идентичны друг другу.
Проведя сравнительный анализ понятий «гендерные представления» и «гендерные стереотипы», можно отметить их основные различия.
· Гендерные стереотипы – это схематизированные, упрощенные и обобщенные образы того, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Представления же являются более сложным феноменом, отражающим личностный опыт человека.
· Гендерные стереотипы обычно упрощенно-дихотомичны, основываются на противопоставлении, в то время как гендерные представления более индивидуализированы и могут содержать пересекающиеся понятия.
· Гендерные стереотипы достаточно устойчивы и способны к медленным изменениям в течение длительного периода времени – десятков лет. Гендерные представления, по нашему мнению, являются более гибкими и могут меняться быстрее.
· Степень и темп трансформации стереотипов зависит от многих факторов, преимущественно социального характера. К ним относятся, прежде всего, политико-экономический строй государства и его политический режим, социально-экономическое положение группы и ее индивидов (уровень образования, материальное обеспечение, социальный статус, возраст, брачный статус), национально-культурные особенности общества и социально-культурные трансформации, происходящие в обществе. Гендерные представления, являясь так называемым «личностным конструктом», больше зависят от индивидуального жизненного опыта.
Важно подчеркнуть, что в некоторых случаях гендерные представления могут включать в себя существующие в обществе стереотипы, но, тем не менее, являются более широким понятием. Таким образом, важно констатировать тот факт, что не все гендерные представления и не всегда являются стереотипными, но могут ими стать при отсутствии способности человека критически мыслить и анализировать окружающую действительность. Сходной чертой стереотипов и представлений является их формирование под воздействием существующей гендерной культуры и общества.
Список использованной литературы
1. Бендас, Т. В. Гендерная психология / Т. В. Бендас. – СПб., 2008.
2. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. – СПб., 2002.
3. Клецина, И. С. Гендерная психология / И. С. Клецина. – СПб., 2009.
4. Кон, И. С. Введение в сексологию / И. С. Кон. – М., 1988.
5. Cross, S. E. Models of Self: self-construals and gender / S. E. Cross, L., Madison // Psychological Bulletin. – 1997. – Vol. 122. – P. 5–37.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.