Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Сексуальная активность молодежи как фактор гендерной социализации личности

К-3-5-10
Международная научно-практическая конференция
Теория и практика гендерных исследований в мировой науке
05.05-06.05.2010

Сексуальная активность молодежи как фактор гендерной социализации личности

Л. Б. Шнейдер, Е. И. Чекмарёва

Московский городской психолого-педагогический университет,

г. Москва, Россия

 

Сегодня можно говорить о повышении сексуальной активности молодежи, что сопровождается снижением возраста первого сексуального опыта, увеличением числа сексуальных партнеров за определенный период времени, распространение добрачных связей, огромного количества сексуальных порталов и т. п. Всё это сказывается и на общей сексуальной культуре молодежи. Бесспорно, сексуальная активность и тем более её влияние на гендерную социализацию должны изучаться, так как это темы, касающиеся всех и каждого. От успешности усвоения гендерных норм, существующих в данной культуре и обществе в определенный период времени, зависит сексуальная активность, психическое здоровье личности.

Гендерная или половая идентичность – это сложная интегративная личностная структура, благодаря которой происходит осознание человеком принадлежности к определенному полу и выстраивание им в соответствии с этим своего поведения.

Сексуальная активность –  это вид деятельности, направленный на получение эротического, сексуального наслаждения; а также и на улучшение социально-психологического состояния, обозначаемого как «счастье», повышение качества жизни человека.

Нами была разработана диагностическая программа эмпирического исследования, основу которой составили: методика изучения гендерной идентичности (Л. Б. Шнейдер), методика оценки сексуального профиля (по О. Ф. Потемкиной), методика «Диагностика полимотивационных тенденций в «Я-концепции» личности» (С. М. Петрова).

Цель исследования: выявить зависимость влияния различных аспектов сексуальной активности молодежи на процесс их гендерной социализации.

Мы предположили, что граница показателей сексуальной активности между юношами и девушками в современной России как фактор половой социализации размывается. А также, что  в условиях современного российского общества гендерная идентичность юношей и девушек будет десинхронизирована. Базовые феминные качества у девушек и мускулинные у мужчин; мотивационная потребность в коммуникации будут сохранять лидирующие позиции в гендерной социализации личности.

Объем выборки: 40 человек (20 девушек и 20 юношей в возрасте 19–25 лет).

По результатам, полученным с помощью методики изучения гендерной идентичности, можно сделать вывод, что как девушки (средний показатель выраженности гендерной идентичности – 1,47), так и юноши (средний показатель – 1,05) находятся в состоянии диффузной  гендерной идентичности. Наиболее выраженной и у юношей, и у девушек является состояние преждевременной и диффузной идентичности, наивысший средний показатель выявлен по состоянию моратория.    

В исследуемой выборке прослеживается отсутствие каких-либо показателей относительно достигнутой позитивной и псевдопозитивной гендерной идентичности у представителей обоих полов. Также выявлен небольшой и примерно одинаковый процент юношей и девушек по показателю «мораторий» (13,3 %). А вот распределение результатов по шкалам «преждевременная идентичность» и «диффузная идентичность» сильно разнятся. Наблюдается большое число юношей с показателями преждевременной гендерной идентичности (66,7 %), в то время как по девушкам этот показатель составляет всего 6,7 %. Преждевременная идентичность характеризуется тем, что молодые люди, хотя  и не переживали кризис гендерной идентичности, но уже обрели определенный набор ценностей, убеждений, целей относительно своей половой принадлежности. Преждевременная идентичность отличается от достигнутой тем, что сформировалась она рано, и не на основе самостоятельного поиска и самокатегоризации, а главным образом посредством стереотипных идентификаций со значимыми людьми.

Среди девушек наблюдается большое число тех, кто отнесен по результатам исследования, к диффузному уровню гендерной идентичности (80 % девушек против 20 % у мужчин). Диффузная идентичность указывает на непрочность установок, ценностей, убеждений в гендрных вопросах и на пассивную позицию человека в формировании их. При отсутствии четкого осознания своей гендерной идентичности люди могут переживать ряд негативных состояний (пессимизм, апатию, тоску, ненаправленную злобу, отчуждение, тревогу, чувство беспомощности и безнадежности). Возможно, это связано с образом жизни в стиле «унисекс», образовательными и профессиональными требованиями (не сильно отличающимися от тех, которые предъявляются мужской части населения), предъявляемыми к девушкам в современном обществе.

Исходя из результатов, полученных по методике «Диагностика полимотивационных тенденций в «Я-концепции» личности», рассмотрим основные мотивационные направления молодежи. Сначала исключим те мотивационные сферы, которые для современной молодежи являются малозначимыми. К ним отнесем следующие тенденции:  эгоцентрические мотивации (по 7 % девушек и юношей); мотивации избегания неприятностей (7 % у девушек и 13 % у юношей); мотивация индивидуализации (также 7 % у девушек и 13 % у юношей); пугнистическая мотивация, т. е. нацеленность на борьбу с жизненными сложностями (20 % у девушек и 13 % у юношей);  мотивация на превосходства во всех сферах (7 % у девушек и 13 % у юношей), на достижения и самоопределения (20 % у девушек и 27 % у юношей); оптимистическая мотивация (27 % у девушек и 20 % у юношей) и гедонистическая мотивация (13 % у девушек и 27 % у юношей). Данные мотивационные тенденции, несомненно, присутствуют в жизни молодежи, но, исходя из результатов исследования, они не являются значимыми.

Общим является направленность мотивационной сферы современной молодежи (по 53 % у юношей и девушек) на потребность в общении, в дружбе (взаимодействие, коммуникация); позитивное отношение к окружающим людям (по 47 % соответственно).

Доминантные линии мужской мотивационной сферы являются – познавательные и нравственные мотивации (60 % и 53 % юношей соответственно) и чуть слабее – материальная (47 % юношей), альтруистическая (также 47 %), нормативная и трудовая (по 33 %) мотивации. Доминантная линия женской мотивационной сферы проявляется в направленности на труд, ориентацию на выполнение поставленной задачи через преодоление трудностей (53 % девушек); и чуть менее (по 33 % соответственно) выражены альтруистическая, нравственная, познавательная и материальная мотивация.

Однако в приведенных количественных показателях не указана полярность выборов мотивационных сфер (положительная или отрицательная тенденция). Для более глубокого анализа попробуем учесть  доминантные мотивационные сферы, степень выраженности потребности. Это позволяет выявить более подробную картину мотивационных тенденций изучаемой молодежи.

С учетом положительной выраженности констатируем  абсолютное (100 %) преобладание у обоих полов значимости  материальной стороны жизни как ориентации на благополучие; потребности в общении, взаимодействии, коммуникации; позитивном отношении к людям. Показатели познавательной мотивации преобладают в женской части выборки (на это указывают 75 % девушек),  в мужской  – эта тенденция обнаружена лишь у 67 % испытуемых, 33 % юношей демонстрируют потребность в осуществлении легких познавательных усилий. Альтруистическая мотивация приоритетна у юношей (100 %), а у девушек  (также 100 %) наблюдается обратная тенденция: результаты указывают на ориентацию на себя, даже порой в ущерб другим. Нравственная мотивация практически в одинаковой степени (37,5 % у юношей и 40 % у девушек) показывает положительную направленность. Стоит отметить, что по данной шкале преобладает обратная тенденция (62,5 % у юношей и 60 % у девушек), что отражает ориентацию индивида не на соблюдение нравственных норм, а, наоборот, характеризует отсутствие у него желания жить по правде, по совести, по справедливости. Трудовая мотивация достаточно велика у всей выборки (у 60% юношей и 75 % девушек). Но и обратная тенденция также имеет место быть (40 % и 25 %  соответственно).

Далее, опираясь на результаты, полученные с помощью методики оценки сексуального профиля, проанализируем особенности сексуальной активности и поведения, характерные для каждого из полов. Рассмотрим особенности сексуальности юношей: у большинства из них высокие показатели наблюдаются по шкалам смелости и решительности, нежности, ответственности и ревности. А такие качества, как корысть, щепетильность, жертвенность, фемининность и нежелательность служебных контактов для большинства юношей имеют низкий либо средний показатель.

Перейдем к описанию женских особенностей поведения: высокий уровень показателей выраженности поведения большинство девушек (60% и более) имеют по таким шкалам как: экспрессивность, избирательность, смелость, решительность, ответственность. Показатель по шкале корысти у большинства девушек (как и юношей) низкий. Но в отличие от юношей у большинства девушек выявился и низкий показатель по шкале гиперсексуальности и ревности. По остальным шкалам у девушек – средние результаты.

Чтобы лучше разобраться в многообразии сексуальной активности и поведения молодежи, подробно рассмотрим те качества, которые наиболее ярко выражены у наших испытуемых. Потребность быть любимым, а не любить самому больше выражена у девушек (60 %), в то время как 60 % юношей предпочитают в первую очередь любить самому, а уж потом быть любимым. Также у девушек прослеживается большая удовлетворенность сексуальной жизнью, чем у юношей (60 % против 27 % у юношей). А вот на проблему длительных перерывов в сексуальных отношениях указывают 87 % юношей и только 20 % девушек. Относительно смены пола, притворного высказывания чувств и переживания сильных страданий от неразделённой любви  юноши и девушки высказывались одинаково отрицательно; такие особенности сексуального поведения им наименее свойственны. При расставании с сексуальным партнером юноши (80 %) переживают разлуку сильнее, чем девушки (47 %). В то же время для большинства девушек верность является наивысшей ценностью (87 %), юноши по этому пункту разделились практически пополам (для 53 % из них верность наивысшая ценность, а для 47 %  – нет). Также следует отметить, что признание гетеросексуальных контактов как нормы свойственно больше юношам (73 %), чем девушкам (53 %). А вот способность получать удовольствие от секса присутствует у большей части опрошенных как юношей (73 %), так и девушек (87 %).

Таким образом, исходя из полученных результатов, у большинства юношей наблюдается преждевременная гендерная идентичность, а у девушек – диффузная. Диффузная гендерная идентичность у девушек, скорее всего, является результатом влияния современной культуры, направленной на равенство полов и стирание резких границ между ними. 

Относительно доминантных линий мотивационной направленности, определяющих поведенческие проявления среди юношей, – познавательные и нравственные мотивационные тенденции, среди девушек – ориентация на выполнение поставленной задачи через преодоление трудностей. Но при этом сохраняются стереотипные мотивационные направления у девушек (альтруистическая, нравственная), и у юношей (трудовая). Позитивное настроение, доброжелательность к окружающим, потребность в коммуникации, общении являются общими и доминантными для обоих полов. Среди юношей наблюдается большое соответствие качеств и манер поведения гендерным стандартам (смелость, решительность, ответственность и ревность, нещепетильность, нежелание идти на жертвы, низкий показатель фемининности). Маркеры сексуального поведения девушек демонстрируют в одинаковой степени показатели, типичные как для женщин (экспрессивность, избирательность), так и для мужчин (смелость, решительность). Получение удовольствия от секса (активная сексуальная жизнь), отсутствие желания сменить пол, и терпимое отношение к гомосексуальным связям является общим в картине сексуального профиля обоих полов. Большинство девушек продолжает считать верность наивысшей ценностью, в чем расходится с юношами того же возраста. Тем не менее, по результатам исследования сильно и долго переживают расставания значительно большее число юношей, чем девушек.

Итак, проведенное исследование подтвердило изначальную гипотезу о том, что граница показателей сексуальной активности между молодыми людьми и девушками в современной России как фактора половой социализации размывается. Девушки приобретают всё больше мускулинных свойств, частично сохраняя при этом фемининные. Предположения о диссосансе преждевременной гендерной идентичности у мужчин на фоне диффузной женской и о сохранности доминантной мотивационной  потребности в общении (у обоих полов) подтвердились.

Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии