М. В. Гай
Средняя общеобразовательная школа № 54,
г. Москва, Россия
Принято считать, что литературные произведения интересны и поучительны в том случае, когда в них правдиво изображены люди с их поисками смысла жизни, истины, добра и справедливости, с их переживаниям и эмоциями. Перелистывая художественные произведения, порой поражаешься тому, что вопросы, на которые в повседневной жизни ответы найти так трудно, уже прочитываются в первых строчках [2, c. 153].
Ещё в семнадцатилетнем возрасте будущий писатель Леонид Андреев напишет в своем дневнике о том, что своими произведениями он разрушит мораль и установившиеся отношения, разрушит любовь и религию и закончит свою жизнь всеразрушением. Неслучайно главным героем его произведений становится ужаснувшийся абсурдности жизни и отчаявшийся человек, Он страдает от одиночества, чувствует себя игрушкой в руках рока. Миром правят силы зла, поэтому люди находятся в зависимости от непреложного. Попытки противостоять жестокой судьбе тщетны. Cвоими ранними рассказами Л. Н. Андреев продолжает традиции «шестидесятников с типичной для их прозы «правдой без всяких прикрас» (Н. Г. Чернышевский), стихией бытописания, скрупулезной, не всегда художественно мотивированной детализацией. Но в лучших из них – «Баргамот и Гараська» (1898), «Петька на даче» (1899), «Ангелочек» (1899), «Кусака» (1901) – отчетливо проступают и социальные приметы героев, и противоречия времени, и сочувственно-сострадательное отношение автора к проблеме «униженных и оскорбленных». Трудно представить себе, что в этих рассказах можно найти ответы на вопросы, которые задают себе родители уже двадцать первого века: почему так не справедлив мир и как сделать ребенка счастливым, как уберечь его от невзгод. Ведь рождение ребенка – это великое чудо и таинство, которое воспринимается женщиной и мужчиной как награда за смирение и покорность, веру и надежду на лучшее. Родители всегда хотят для своих детей лучшей, чем у них, жизни. К сожалению, не всегда выходит так. Любовь к детям – это не только внимание, забота и ласка, вложенная на генетическом уровне, это ещё и работа, и обязанность. Как объяснить ребенку, что папа его любит, несмотря на то, что пьёт каждый день, поколачивает маму, называя это «заботой», а она, превозмогая боль, защищает от такой любви. И от этого становится ещё страшнее, еще беспомощнее. «Всё сильнее дрожала и дергалась рука, и чуткое безмолвие ночи внезапно нарушилось всхлипывающим, жалким звуком сдерживаемого плача. Сашка сурово задвигал бровями и осторожно, чтобы не потревожить тяжелую, дрожащую руку, сковырнул с глаза слезинку. Так странно было видеть, как плачет большой и старый человек» («Ангелочек») [1, c. 42]. Ведь для Ивана Саввича, отца Сашки, ангелочек - это мечта о чистой любви и счастье со Свечниковской барышней, мечта, служащая для героя разрывом «круга железного предначертания», куда он попал под воздействием «рока», но и не без собственных усилий. Для Сашки в ангелочке сосредоточилась не только и не столько иллюзия счастья, сколько «бунт», несогласие «с нормой» жизни. В рассказе «Петька на даче» Петька, как и взрослые, воспринимает в качестве нормы жизни прозябание в парикмахерской. Дача для него – та же иллюзия, только временный разрыв кольца. Но, как и для Сашки ангелочек, она – не только мгновение, озарение, случай; она – реальность, естественность, желанное, противоречащее норме и закону [2, c. 155].
Не будем забывать, что образ ребенка как носителя «естественного» начала значим для писателя. И в Сашке, и в Петьке, и в других детях есть энергия чувства, ненависть, протест, жизнь. В Андрее Николаевиче («У окна»), Иване Саввиче, Хижнякове («В подвале») остались призраки, тени жизни. Одно «голое» сомнение в способности человека преодолеть внешние обстоятельства составило содержание притчи «Стена» (1901). Хотя вера Л. Н. Андреева в поступательное движение человечества, в прогресс и обнаруживает себя в рассказе, как и в других произведениях, но путь к нему, по его мнению, всегда трагичен и зачастую не прям. И больно, и горько осознавать, что взрослые лишают детей лучика надежды на прекрасное будущее, убивают в детях веру в гуманное отношение к ним. Ведь кто, как не ребенок, чувствует фальшь в отношении с ними. И пусть рассказ «Ангелочек» написан вполне канонически: (тема: ребенок из бедной семьи попадает на елку в богатый дом; мораль: надо помнить о несчастных детях) и напоминающий рассказ Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке», тем не менее, как бы опрокидывает общее представление о «рождественской литературе». И пусть вместо трогательной истории перед нами явный конфуз, напоминающий о несовместимости бедности и богатства, и это заставляет вспомнить о все той же «умненькой улыбочке недоверия к факту». И пусть рассказ «Ангелочек» написан как своего рода пародия на «рождественский рассказ» рассказ – прием, естественный для прозы начала XX века с ее критическим отношением к традиционным жанрам. Главное, если ребенок появился на этот свет, значит, жизнь продолжается, с надеждой на прекрасное будущее, покой и смирение гордыни людской.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.