Н. В. Гончаренко Кандидат филологических наук,
старший преподаватель
Волгоградский государственный медицинский университет,
г. Волгоград, Россия
Повышение и постоянное поддержание интереса к изучаемому языку является одним из ведущих элементов обучения иностранному языку. Задача преподавателя – сделать этот процесс интересным, творческим, увлекательным, по возможности, облегчить языковые трудности, сделать изучение иностранного языка более доступным для учащихся разных уровней языковой подготовки, создать ситуацию успеха.
Для реализации этих целей и задач применяются такие технологии, как лингвистические игры, использование которых на занятиях по русскому языку как иностранному объясняется необходимостью повторения и закрепления изучаемого материала в ходе игры, самостоятельного отбора и творческой переработки информации, а также тем, что динамичность и разнообразие учебного процесса с использованием этого приёма помогают интенсифицировать занятия, способствуют развитию речемыслительных механизмов, формированию коммуникативной компетенции [2–4].
Отметим, что лингвистические игры – это игры, тренирующие и закрепляющие владение изучаемыми фонетическими явлениями, лексическими единицами и лексико-грамматическими конструкциями. Условно разделим их на фонетические, орфографические, лексические и лексико-грамматические игры. Фонетические игры способствуют отработке фонетических явлений, развитию слухо-произносительных навыков. Орфографические игры помогут закрепить навыки написания слов. Лексические игры направлены на усвоение лексических единиц. Лексико-грамматические игры целесообразно использовать при работе с грамматическими моделями и речевыми образцами.
Использование лингвистических игр возможно на разных этапах изучения русского языка как иностранного: от начального до продвинутого, а также при изучении различного языкового материала: страноведения, тем социокультурной тематики, научного стиля речи [1–4]. Специфика нашей работы ориентирует данные методики на студентов 1–2 курсов медико-биологического профиля, обучающихся на отделении с частичным преподаванием на языке-посреднике, позволяя использовать их на разных этапах занятия: от вводного и повторительного до этапа закрепления изученного материала.
На начальном этапе при изучении фонетики и новой лексики возможны такие варианты лингвистических (фонетических, орфографических, лексических) игр:
1. Придумай/назови/напиши как можно больше слов на букву «Л» или «Г» (разные варианты букв): работаем по цепочке и делим студентов на 2 команды – кто быстрее назовёт.
2. Преподаватель называет слово, например, стол, затем студенты говорят слово, оканчивающееся на последнюю букву.
Закрепить изученный материал позволит использование лексико-грамматических игр: «Угадай слово/фрукт/овощ/предмет», «Угадай человека», «Опиши предмет», «Опиши внешность», «Найди ошибку» и др. Даётся задание описать предмет, не называя его, используя изучаемые конструкции, например, при изучении прилагательных: это круглый предмет. Он красный и т. д. Это сладкий и вкусный фрукт. Он жёлтый и т. д. Можно использовать раздаточный материал: на карточках пишутся задания/предложения. При изучении новых глаголов и, например, винительного падежа интерес представляет игра «Угадай глагол/действие»: один студент показывает движения, все остальные угадывают глагол/действия и вслух проговаривают полученное предложение (Я читаю книгу. Он чистит зубы и т. д.). Универсальной при изучении различных частей речи может стать игра «В слова» (проводится по типу детской игры «В города»: ведущий называет слово/термин, необходимо продолжить игру словом/термином, начинающимся на букву, которой заканчивается предыдущее слово/термин).
Оригинальным способом повышения мотивации к изучению языка являются кроссворды. С помощью кроссвордов на занятиях по русскому языку как иностранному можно добиваться разных целей, таких как, например, проверка и закрепление имеющихся знаний, домашнего задания, введение нового материала, повышение интереса. Возможны варианты заданий: 1. Составить/решить кроссворд по изученной лексике/терминологии. 2. Написать на доске или на карточках длинное слово и предложить составить максимальное количество коротких слов, либо написать по вертикали одно слово, а по горизонтали подбирать подходящие по буквам слова. Можно выполнять в виде командного соревнования между членами группы (в мини-группах).
Повысить эффективность усвоения материала при изучении лексики на начальном этапе поможет применение информационных компьютерных технологий, таких как мультимедийные приложения для компьютерного планшета или смартфона. Например, интерактивное приложение для iPhone «Карточки» не только предоставляет новые технические возможности для изучения лексического материала по темам «Фрукты», «Овощи», «Профессии», «Транспорт», «Учебные предметы», «Мебель», «Одежда» и т. д., но и способствует развитию слухо-произносительных навыков и навыков аудирования. Голосовое сопровождение яркого визуального ряда приложения способствует запоминанию новых лексических единиц. Интерактивная игра «Найди картинку», включённая в контент приложения, может выполнять функции тестирования и проверки усвоения лексического материала.
Применение игровых технологий на занятиях по РКИ при изучении основ научного стиля речи может оказать незаменимую помощь как преподавателю, так и студенту. Известно, что изучение научного стиля не отличается высокой степенью увлекательности и вызывает определённые трудности у иностранных студентов в силу насыщенности терминологией, сложными грамматическими структурами, отсутствия экспрессивности. Так, например, облегчить усвоение новой анатомической терминологии («Строение тела человека», «Покров тела», «Скелет головы, туловища и конечностей», «Мышечная система» и т. д.) помогут такие игры, как «Кто последний?» (Назовите все органы из текста, не глядя в книгу. Выигрывает тот, кто назовёт последнее слово); «Угадай-ка!» (Ведущий загадывает слово /орган («Угадайте, о каком слове я сейчас думаю?»), а остальные задают ему вопросы, на которые можно ответить только «Да» или «Нет». Тот, кто угадает слово/орган, становится ведущим, загадывает следующее слово; «Расшифруй слово/термин» (При помощи чисел, соответствующих порядковым номерам букв алфавита, зашифровывается термин: 5 10 1 22 18 1 4 14 1 (диафрагма), 17 10 27 6 3 16 5 (пищевод), 12 10 26 6 25 15 10 12 (кишечник), 19 6 13 6 9 7 15 12 1 (селезёнка)). Подобные игровые задания можно давать в качестве разминки, или в перерывах между работой для снятия напряжения, смены деятельности, снижения информационной перегрузки, или в качестве домашнего задания.
В заключение отметим, что лингвистические игры могут использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство формирования различных сторон личности иностранного учащегося. Их применение в учебном процессе способствует лучшему восприятию материала, стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает познавательный интерес к предмету, актуализует креативные способности личности, тем самым повышая интерес иностранной аудитории к русскому языку.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.