О. В. Гневэк, доктор педагогических наук, профессор, директор,
Институт гуманитарного образования,
Магнитогорский государственный технический
университет им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск, Россия
Решение проблемы успешной социализации дошкольников и учащихся начальной и средней школы на современном этапе развития педагогической науки во многом связано с грамотным психолого-педагогическим сопровождением обучающихся разных возрастов в различных жизненных ситуациях. При этом сама дефиниция «психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка » (ППСР) не имеет однозначного толкования.
В «Методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» Министерства образования РФ ППС развития ребенка рассматривается «как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление» [8]. В цитируемом документе, появившемся задолго до подлинной модернизации российского образования (до введения ФЗ «Об образовании», введения новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и общего образования), не только был законодательно закреплен новый термин «психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка», но и определены основные пути реализации ППСР, обозначенные как индивидуализация и дифференциация процесса социализации. Немаловажным представляется и тот факт, что признается принципиальное различие задач психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования.
Разработчиками теории и практики ППСР стали такие известные ученые, как О. С. Газман, А. В. Мудрик, Е. И. Казакова, Л. М. Шипицына и др.
Под педагогической поддержкой О. С. Газман понимает процесс совместного определения с ребенком его собственных интересов путей преодоления проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах деятельности и жизнедеятельности [3, с. 11]. А. В. Мудрик характеризует сопровождение как особую сферу деятельности педагога, направленную на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития [9].
Л. М. Шипицына, вслед за Е. И. Казаковой, под ППСР подразумевает «сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. При анализе термина не менее важно и то, что субъектом или носителем проблемы развития ребенка является не только он сам, но и его родители и педагоги» [11]. М. Р. Битянова трактует ППСР как «систему профессиональной деятельности психолога, направленную на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия" [1].
Общим моментом в воззрениях исследователей является определение ППСР как взаимодействия, т. е. как субъект-субъектной деятельности педагогов, психологов и детей, реализующегося на принципах паритетности, взаимоуважения и взаимопонимания. Этой позиции близка точка зрения Е. А. Рыбаковой, считающей, что в условиях современного субъект-субъектного образования психолого-педагогическое сопровождение представляет собой «педагогический процесс целенаправленного взаимообмена и взаимообогащения смыслом творческой деятельности, опытом между значимым взрослым и ребенком дошкольного возраста, включающий в себя защиту, поддержку, содействие педагога воспитаннику и взаимодействие с ним в творческой деятельности, главным результатом которого становится порождение у ребёнка нового образа себя и своих возможностей» [12, с. 8].
Аналогичное понимание демонстрирует Г. Н. Кузнецова, полагающая, что психолого-педагогическое сопровождение детей представляет «целенаправленный процесс непрерывного и органического, социального контролируемого вхождения ребёнка в социум в специально обогащенной предметно-развивающей среде, моделирующей содержание образовательных ситуаций социального характера при участии значимого взрослого в субъект-субъектном взаимодействии» [4, с. 9]. Правда, в дефиниции Г. Н. Кузнецовой содержится очевидное противоречие, заключающееся в том, что субъект-субъектное взаимодействие не предполагает контроля за процессом вхождения ребенка в социум, а ориентировано, скорее, на управление данным процессом.
В процессе разработки моделей ППСР намечаются и явные расхождения в определении роли основных участников исследуемого процесса. Одни ученые полагают, что ППСР связано с профессиональной деятельностью исключительно или преимущественно педагогов-психологов (М. Р. Битянова), другие видят перспективы развития процесса в координированных усилиях всех служб образовательных организаций и специальных центров.
Появляются тенденции к смешению понятий «сопровождение» и «поддержка». Так, М. В. Бывшева под психолого-педагогическим сопровождением понимает деятельность педагога, реализующуюся в оказании заботы, поддержки, защиты, поддержании позиции ребёнка, способствующее осмыслению отношений индивида к объектам социального мира, жизненным событиям, референтным Другим, собственному Я, делая возможным его продуктивную социальную интеграцию в общество [2]. Очевидно, что под ППСР исследователь понимает разновидность профессионально выраженной со стороны педагога эмпатии, выступающей основным условием успешной социализации ребенка.
Одновременно появляются исследования, разводящие понятия «сопровождение» и «поддержка». Н. Н. Михайловой, С. М. Юсфиным, Е. А. Александровой сопровождение и поддержка характеризуются как разные формы педагогической деятельности, реализуемые на разных уровнях образования обучающихся [10]. Предлагается следующая логическая цепочка: забота – малышам, помощь – младшим, поддержка – подросткам, сопровождение – старшеклассникам. Другими словами, психолого-педагогическая поддержка постепенно должна перерастать в психолого-педагогическое сопровождение.
О. Е. Люблинская не формулирует в своем определении педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в развитии песенного творчества конкретных психолого-педагогических условий, но полагает, что ППСР представляет собой совокупность педагогических условий, реализация которых позволяет развивать песенное творчество ребёнка на основе его интересов в деятельности, музыкальных предпочтений, творческого потенциала [7]. Как о комплексе психолого-педагогических условий, создаваемых школьным психологом (без их конкретизации), пишет о ППСР В. И. Щеголь [13], О. С. Литовченко [6] и Т. Л. Лещинская [5] под ППСР понимают основные направления работы школьного психолога, представленные либо как содержание работы, либо как тот же, уже более конкретный комплекс условий.
Исследованиям, рассматривающим ППСР как процесс создания особых психолого-педагогических условий реализации сопровождения развития ребенка, присуща установка на определение содержания работы психолога и педагога, а ребенок по-прежнему, в лучших традициях «зуновского» подхода, рассматривается как объект воздействия. Другими словами, исчезает возможность индивидуализации и дифференциации процесса социализации конкретного ребенка, т. е. цели модернизации образования.
Введение новых ФГОСов позволило снизить риски возвращения к «зуновскому» подходу, но пока не прорисовались со всей ясностью возможности, предоставляемые новыми стандартами. Главными их достоинства являются не только обращение к системно-деятельностному подходу, но и ориентация образования всех уровней на формирование и развитие универсальных компетенций. Для дошкольного образования основополагающим стало развитие ключевых компетенций (деятельностной, социальной, коммуникативной, здоровьесберегающей, информационной), а для основной школы – развитие универсальных учебных действий (УУД). Несмотря на то, что в логике выделения основных видов УУД просматривается определенная неясность, все они выверены в плане ориентации на успешную социализацию детей любых возрастов. Введение ФГОСов позволяет рассматривать ППСР как процесс целенаправленного взаимодействия педагога, психолога и обучающегося, ориентированного на психологически комфортное присвоение ключевых компетенций и УУД.
Ключевые компетенции и УУД с точки зрения педагогической психологии представляют систему способов самонаучения и самоизменения личности, а с точки зрения социальной педагогики – координированную систему способов успешной социализации ребенка в процессе развития.
Специфику этого процесса, в отличие от массового образования, составляют продекларированные в исходном документе индивидуализация и дифференциация присвоения каждым конкретным ребенком ключевых компетенций и УУД. Дифференцировать ППСР можно только посредством создания индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка, с конкретным учетом его особых потребностей и возможностей.
Итак, ППСР – это вид комплексного профессионального взаимодействия педагогов и психологов с ребенком по созданию и реализации индивидуального образовательного маршрута, результатом освоения которого выступает развитие ключевых компетенций в процессе дошкольного образования и присвоение универсальных учебных действий в процессе общего образования.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.