Е. Н. Христич,
А. К. Берсирова Преподаватели
Адыгейский государственный университет,
г. Майкоп, Республика Адыгея, Россия
Основной идеей нашего исследования в 2015–2916 гг. было исследование психологических особенностей и факторов, способствующих возникновению раннего материнства у несовершеннолетних беременных.
Объектом исследования выступили подростки 14–17 лет на разных сроках беременности, первые роды, обратившиеся к подростковому гинекологу, или находящиеся в отделении патологии беременных ранних сроков. Мы исследовали 26 юных беременных женщин 14–17 лет. В полных семьях воспитываются 11 подростков, в неполных – 15 подростков. Все (100 %) юные беременные ожидают первого ребенка в возрасте до 17 лет, срок беременности до 20 недель. На момент опроса состоят в зарегистрированном браке 39 % опрошенных, вне брака – 61 % респондентов. Большинство юных беременных (70 %) с незаконченным средним образованием (учащиеся школ РА) и средне-специальным образованием у 30 % опрошенных. Планировали беременность 12 % (3 человека), 80 % (21 человек) опрошенных не планировали беременность, 8 % респондентов (2 человека) затруднились с ответом
Для изучения отношения юных женщин к беременности и их эмоционального реагирования в период ожидания первого ребенка были использованы методика «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП) О. А. Карабановой и анкета, позволяющая выявить степень ценности ребёнка для женщины, уровень знаний женщин о воспитании, развитии детей.
Каждая женщина вне зависимости от собственных пожеланий, непреодолимо связана со своей собственной матерью [6]. Родители, в большей степени мать, инвестируют и закладывают фундамент в формирование предстоящего родительского поведения своих собственных детей. В том случае, если реальная практика общения с членами семьи была позитивной, то это может явиться базой для развития субъектного отношения к своему ребенку [2]. Мы исследовали отношение юных беременных к своим собственным матерям.
Юные беременные считают, что требовательность (49 %), авторитарность (38 %), единоличное принятие решений (46 %) матерей превышают адекватную норму, что мешает совместному принятию (31 %) решений, основанном на желаемом со стороны несовершеннолетних сотрудничестве и в 65 % ухудшает их взаимодействие, повышает конфликтность. А также сводит на нет такие характеристики, как эмпатия (46 %), сотрудничество (31 %). Контроль со стороны матери устраивает 42 % респондентов, превышает норму в 23 % случаев и 35 % респондентов считают контроль недостаточным. Несмотря на контроль, авторитарность, требовательность испытуемые считают, что в 57 % случаев осведомленность матери об их жизни ниже нормы, 27 % оценивают этот показатель в пределах нормы и только 16 % респондентов считают, что матери знают о них достаточно много. Около половины (46 %) респондентов устраивает воспитательный потенциал, но часть из них (42 %) считают, что воспитательные приемы матерей отличаются непоследовательностью и непостоянством, родители не уверенны (37 %) в себе и это приводит к тому, что в данный период несовершеннолетние беременные не удовлетворены такими отношениями в 46 % ответов респондентов. Половина из них(50 %) считают, что мать оценивает их образ адекватно, вторая половина считают, что мать имеет неверное представление о них, неадекватно оценивают их возможности и способности. Нормальное поощрение автономности (в 42 %), контроля (42 %), последовательности (46 %) со стороны матери не только способствует контакту (35 %), но и доверию (27 %) со стороны юных беременных.
Таим образом, отсутствие доверия, излишний контроль и авторитарность со стороны матери ведет к тому, что подростки в сложный этап их жизни стремятся получить поддержку у значимых других, проявляют незрелое поведение, что способствует ранней беременности.
В своем исследовании мы обратились к анализу смыслового переживания материнства, которое, является основным психологическим новообразованием в сфере самосознания будущей матери. Специально разработанная анкета позволила выявить степень ценности ребёнка для женщины, уровень знаний женщин о воспитании, развитии детей.
Результаты анкетирования юных беременных женщин, готовящихся к рождению первого ребенка, подтверждают, что не все респонденты данной группы хотят иметь детей. 50 % респондентов хотят иметь двух детей, 24 % – одного ребёнка, 19 % – трёх детей, остальные 7 % не хотят иметь детей.
Далее мы изучили отношение респондентов к рождению ребёнка: 54 % испытуемых ответили, что рождение малыша – это счастливое событие. Смысл материнства 50 % респондентов формулируют следующим образом: «быть матерью значит быть самым счастливым, любимым и необходимым человеком на земле», «быть 24 часа в сутки сердцем и мыслями со своим ребёнком», «чувствовать и понимать малыша, любить его безгранично». 40 % ответов носили чисто формальный характер. Остальные 10 % опрошенных не смогли ответить на данные вопросы.
Анализируя их отношение к беременности и родам, выяснилось, что у 64 % опрошенных беременные женщины вызывают положительные эмоции. При этом без страха относятся к родам лишь 15 % респондентов.
Изучая уровень эмоционально-положительного образа ребёнка, отметим, что лишь для 42 % респондентов характерен положительный настрой на детей, так как в рождении ребёнка они видят счастье и радость. Столько же респондентов считают, что рождение ребёнка принесёт только трудности и заботы, заставит отказаться от намеченных планов.
Кроме того, лишь 42 % респондентов готовы уделять ежедневно малышу не менее трёх часов. 60 % не смогли составить свой распорядок дня. 64 % респондентов считают, что с малышом необходимо постоянно быть рядом не менее двух лет. То есть желание заботиться о ребёнке не достаточно высокое для респондентов данной группы.
Полученные нами данные указывают на то, что для половины опрошенных данной группы характерен низкий уровень потребностно-мотивационной готовности к материнству.
Особый интерес вызвали ответы тех юных беременных, которые считали материнство тяжелым препятствием в жизни, ребенок не вызывал теплых и нежных чувств, а ценностно-смысловая сфера не подверглась по их словам существенному изменению, что может отразиться не только на ней, но и на детско-родительских отношениях в целом.
Для респондентов также характерен недостаточный уровень психологической готовности к материнству. Для того, чтобы юные беременные женщины, готовящиеся к рождению первого ребенка, в полной мере справились с ролью матери необходима дополнительная психологическая работа по развитию готовности к материнству
Выводы:
1. Отношение к материнству определяется характером взаимоотношений с собственной матерью. Отсутствие постоянной заботящейся значимой фигуры, безусловного принятия, необходимость приспособления приводят к снижению активного отношения к жизни, в результате чего у несовершеннолетних будущих матерей не формируются собственные ценности, принципы и ориентиры, развивается конформность и зависимость от других.
2. Ценностно-смысловое переживание будущего материнства является незрелым, характерен недостаточный уровень психологической готовности к материнству.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.