С. П. Федотов, соискатель,
Орловский филиал РАНХиГС при Президенте РФ,
г. Орел, Россия
История взаимодействия РПЦ и Англиканской церкви берет свое начало в XVIII веке. Именно с этого момента начались первые контакты представителей православных и англикан. В частности, это относится к эпохе Петра I. В этот период Россия вступала на новый для себя путь развития и внешнеполитические стремления, а также внутренние изменения русского государства требовали налаживание контактов с другими странами. Особенно ярко начали реализовываться эти обстоятельства в жизнь в эпоху Петра I, когда молодой государь начал вести активную внешнюю политику, распространяя влияние сначала на восточное направление, а потом и на северо-запад. Итогом этих действий молодого государя стала начавшаяся в 1700 году Северная война, которая продлилась до 1721 года и завершилась победой Росси по Нитштадскому мирному договору. Следствием этого в 1721 года стало провозглашение Петра I императором.
Кроме этого, этот период истории России характеризуется нарастающим стремлением изменения государственной власти в сторону абсолютизма. Следствием этого стремления стало сокращение роли церковной организации в жизни государственного организма. Отразилось это стремление с введением Святейшего синода РПЦ в 1721 году. Результатом этого стало сокращение роли РПЦ в деятельности государственного организма [2, с. 39].
Все эти события имеют тесную связь с изменением структуры управления РПЦ. Петра I отличала повышенная целеустремленность и желание приобрести новые знания не только для себя, но и для страны привели молодого государя в Европу. Эта часть континента отличалась передовыми идеями, которые стали по душе царю Петру I. Этому знакомству Петра Алексеевича помогло Великое посольство, с которым он в 1699 году отправился путешествовать по Европе с целью получить новые знания как для военного дела, так и для государственного устройства. И это ему удалось в полной мере. В Голландии Петр I c большим трепетом заинтересовался строительством кораблей, которые так были необходимы государству для достижения внешнеполитических целей [1, с. 50]. Но нас более интересует поездка государя в Англию. Именно здесь Петр I познакомился с неизвестной ранее ему, да и всей стране в целом Англиканской церковью. Особенно его заинтересовало устройство церковного механизма в Англии. Оказалось, что он отличается от католического уклада. Вся суть заключалась в том, что Англиканская церковь еще с XVI века заняла свое особое место относительно Ватикана и стала развиваться своим особым путем. Стоит обратить внимание на устройство Англиканской церкви. Главой церкви выступал непосредственно король, а духовным лидером архиепископ Кентерберийский. Самое важное заключается в том, что по существу руководство церкви является прерогативой короля, что подчеркивает силу его власти над духовной стороной жизни англиканского общества. Вот этот факт и заинтересовал молодого царя Петра I [3, с. 53].
В этих условиях Петр I явную находчивость, проведя встречи с представителями англиканского епископата и королем Англии. На данных встречах были рассмотрены вопросы устройства церкви. Петр I поручил также английским богословам рассмотреть возможный вариант применения подобной практики в России.
Эта заинтересованность русского царя привлекла внимание части англиканского священства, которое получило наименование нонджуреров (неприсягнувших). Их история начинается с истории прихода к власти в Англии Вильгельма Оранского. 8 священнослужителей не присягнули новому королю. Именно эти иерархи Англикаснкой церкви и обратили внимание на православную церковь, которую считали близкой к англиканству [4. с. 35].
В 1714 году в Англию прибыла греческая миссия. Ее члены имели встречи с представителями Англиканской церкви, а также с королевой. Этим фактом заинтересовались нонджуреры. Они подготовили специальное обращение для Петра I. Оно было передано греческой миссии, которая на обратном пути доставила его Петру I, а также константинопольскому патриарху.
В документе шла речь о возможном сближении двух церквей. Петр I заинтересовался данным вопросом. И поручил иерархам РПЦ рассмотреть его. Затем началась переписка между представителями нонджуреров и РПЦ. А в 1721 году в России был учрежден правительствующий Синод, который решил вести переговоры с нонджурерами [5. с. 74]. На 1725 год была запланирована встреча с нонджурерами. Однако ей не суждено было произойти. Причиной этому стала кончина императора Петра I. При приемниках Петра I подобные контакты сошли на нет.
Однако стоит заметить, что нонджуреры привнесли, а точнее создали основу для будущих контактов РПЦ и Англиканской церкви в последующее время. На базе нонджуреров в будущем вырастет Оксфордское движение Англиканской церкви, которое также будет проявлять стремление к единению с РПЦ. Его видный деятель У. Пальмер неоднократно путешествовал по России и встречался с ведущими иерархами РПЦ.
Нонджурерам принадлежит разработка первых основных принципов по соединению с православными христианами. Именно они начали вести речь о догматике и символе веры и об их соотношениях в случае вступления в лоно РПЦ.
Однако однозначно стоит отметить, что движение нонджуреров, которое просуществовало в Англии вплоть до завершения XVIII века, явилась той основой, которая и по сей день является важной в построении диалога РПЦ и Англиканской церкви. Стоит заметить, что диалог РПЦ и Англиканской церкви не прекращается, а продолжается и по сей день. Это продемонстрировал последний визит патриарха РПЦ Кирилла в Англию, где он провел встречи с английской королевой Елизаветой и архиепископом Кентерберийским. Основной темой встречи стала проблема мирного урегулирования в сегодняшнем мире. Поэтому стоит отметить, что англикано-православный диалог это не только стремление к единству церквей, но и определённый рычаг, который влияет на положение во внешней политике.
Подводя итог рассмотренному материалу, стоит заметить, что история диалога РПЦ и Англиканской церкви берет свое начало в XVIII веке. И связан ее генезис непосредственно с движением нонджуреров, которые первыми начали налаживать контакты с РПЦ. Поэтому они по истине заслуживают повышенного внимания при исследовании диалога РПЦ и Англиканской церкви.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.