Г. И. Лукьянов Доктор философских наук, профессор,
Волжский политехнический институт (филиал),
Волгоградский государственный технический университет,
г. Волжский, Волгоградская область, Россия
Современный этап общественного развития характеризуется наполнением нашей жизни огромной массой неведомых ранее проблем и противоречий. В сложных условиях оказались все основные сферы общества: политическая, экономическая, социальная, духовно-нравственная. В современном, многоликом и динамичном мире проблемы безопасности приобретают принципиально новые черты, теперь они выходят далеко за рамки предотвращения войн и вооруженных конфликтов. Однако наибольший дискомфорт сегодня испытывает человек, как мера всех вещей. Нынешняя жизнь характеризуется привлечением всего человечества в мировые процессы, чей ход ускоряется небывалым научно-техническим прогрессом, обострением экономических, социальных, культурных, сырьевых и других проблем, приобретающих глобальный характер. Результатом научно-технического и экономического развития в XX – начале XXI вв. явились эпохальные прорывы в биотехнологии, электронике, энергетике, химии. Однако человечество продемонстрировало негатовность правильно распорядиться открывшимися перед ним возможностями.
Оборотной стороной технических достижений стало увеличение количества аварий, катастроф, рисков, с каждым десятилетием представляющих все более серьезные угрозы для человека и среды его обитания (чернобыльская и фукусимская трагедии, авария в Бхопале и т. д.). Рост количества техногенных и естественных бедствий, деградация природной среды, появление глобального оружия массового уничтожения, обострение противоречий в политике, экономике, социальной и духовной сферах – эти и многие другие вопросы связаны, в первую очередь, с уровнем развития информационно-коммуникационных технологий и формированием на их базе единого общемирового информационного пространства, которые поставили на повестку дня вопрос о способах обеспечения безопасности сложных социальных и природных систем.
Обращение к теме безопасности человека обусловлено особенностями развития современного общества. С одной стороны, оно предоставляет человеку широкие возможности творчества и познания. Научно-технический прогресс повлиял на образ жизни современного человечества, создав условия для его деятельности, способствуя укреплению его исторического оптимизма. С другой стороны, современный мир является неустойчивым, в нём сохраняются непредсказуемость и неопределенность, не позволяющие человеку ощущать себя защищённым. Природные катаклизмы, глобальные проблемы, новые, неизвестные ранее и неожиданно возникающие болезни, социально-экономические кризисы – все это не дает современному человеку гарантий безопасности, не вносит в его жизнь достаточно уверенности в завтрашнем дне. В связи с этим социально-философское обращение к вопросу безопасности позволяет глубже осмыслить противоречия развития современной цивилизации.
Сегодня во всех сферах жизнедеятельности общества четко обозначился класс новых видов угроз и опасностей, связанных с применением новейших информационно-технологических средств, которые обладают множеством вариантов своего проявления: информационная война, манипулирование сознанием людей, искажение информации и т. д. Человек неумолимо становится другим и далее продолжает меняться, наблюдается изменения в его психологии, мировоззрении, в кругозоре, аналитических способностях, восприимчивости, душевных переживаниях. Как пишет Э. Тоффлер: «Ибо если посмотреть вокруг, мы повсюду обнаруживаем свидетельства психологического истощения. Как будто бомба взорвалась в нашей общей «психосфере». Мы фактически переживаем не просто разрушение техносферы, инфосферы или социосферы Второй волны, но также распад её психосферы» [1, с. 577].
Осмысление совокупности процессов относительно обеспечения их безопасности обретает большое значение. Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости адекватной философской рефлексии, выработки новой аксиологической парадигмы, соответствующей новой формуле бытия. В этой связи вполне закономерен поиск основополагающих ценностей, которые зададут ориентиры грядущего развития цивилизации, основанной на информационной технологии, заложат фундамент, поддерживающий внутренний мир человека, определяющий устойчивость общества в целом. Современное общество является средой, воспроизводящей неопределенность и угрозы, продуцирующей в связи с этим рисковость в сознании и поведении индивидов, социальных групп, общества в целом.
На современном этапе развития ни одна угроза не может быть безоговорочно отнесена к какой-либо изолированной группе области знания. Каждая из них в реальности актуализирует комплекс взаимосвязанных проблем политического, экономического, социального, духовного, экологического плана. Фактически, любая конкретная угроза при пристальном рассмотрении оказывается конгломератом опасностей, где биологию невозможно оторвать от этики, а экологию – от социологии. В этой ситуации, для разработки долгосрочных стратегий борьбы с угрозами частнонаучный подход необходимо дополнить общефилософским. Только в этом случае удастся не просто описать угрозу, но и выявить, высветить многообразные системные взаимовлияния и связи, которые существуют между разными угрозами. В этом процессе наилучшим обобщающим потенциалом обладает философия, способная дать целостную картину глобальных природных и цивилизационных угроз, наметить основные векторы их смягчения или ликвидации.
Угрозы тесно связаны с рисками «Феномен риска – это форма проявления человеческой субъективности в объективно обусловленных социальных ситуациях, фундаментальным признаком которых является ограниченность имеющихся ресурсов, что создает обстановку неопределенности и требует от социального субъекта выбора своего поведения в виде ответа на угрозы вызовы» [2, с.64]. Угроза объективна, а риск–то, что общество считает угрозой, осознанная мера ущерба. Осознанность, научная отрефлектированность риска дает возможность управлять им в целях достижения безопасного состояния социоприродной системы. Риски и угрозы являются основными параметрами, с помощью которых прогнозируются и решаются любые социальные проблемы, будь то государственное управление, связанное с постоянным реформированием социальных структур, или социально-экономические решения, принимаемые различными другими социальными субъектами.
Важно также иметь ввиду, что источники риска коренятся в самом процессе принятия решений. Принимая решение, субъект любого вида деятельности испытывает определенные сомнения, неуверенность в исходе своих начинаний, что вносит дополнительную неопределенность, а в какой-то мере и хаос в работу основных структурных образований общественного организма. Мы являемся свидетелями становления нового общества – «общества риска», которое во многих своих основоположениях выступает как преодоление раннего «классического» Модерна (не случайно поэтому, что автор термина «общества риска» У. Бек в подзаголовке своей книге указал на «другой модерн»). Фундаментальной ценностью в «обществе риска» становиться такая категория как безопасность. Безопасность в таком контексте, может выступать как позитивная ценностная установка, которая показывает возможный путь преодоления «общества риска», т. е. путь «другого модерна». Последовательная реализация этой ценности приведет к трансформации «общества риска» в «цивилизацию безопасности».
В Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля, «безопасность» определяется как отсутствие опасности, угрозы, как состояние защищенности, надежности. В «обществе риска» опасности и риски могут быть как актуальные, так и потенциальные, гипотетические. В этом смысле, безопасность должна охватывать не только налично «данное», уже существующее бытие и «ближнее будущее», но и «дальнее будущее», учитывать отдаленные последствия. В этом специфика понимания безопасности в рамках «общества риска». У. Бек отмечает, что если движущую силу классового общества можно выразить одной фразой: «Я хочу есть!», то движущая сила общества риска выражается фразой: «Я боюсь!». Место общности нужды занимает общность страха» [3, c. 62–63].
В содержательном плане безопасность – это явление производственное, что отражено самой этимологией данного термина (безопасность, то есть, отсутствие опасности). Понятие «безопасность» предполагает дихотомическое деление – опасность/безопасность. «Смысл безопасности, жизнь без опасностей… Только при наличии опасности какому-либо объекту оформляется и возникает феномен безопасности» [4, с. 82]. Таким образом, понять, описать и оценить безопасность можно только посредством выявления тех основных факторов и обстоятельств, которые ее подрывают (способны подорвать), т. е. обратившись к ее противоположности, которая выражается понятиями «вызов», «риск», «опасность» и «угроза».
С онтологической точки зрения безопасность является уровнем угроз для системы, допустимым с точки зрения имеющихся ресурсов и затрат на ее воспроизводство. Она приобретает различные формы на уровне бытия природы, личности, общества. Аксиологически понятие безопасности восходит к оценочному понятию нормы и зависит от господствующей в обществе системы ценностей. Гносеологически безопасность основана на предпосылочных формах знания, ключевое место в которых играет здравый смысл, к которому общество должно обращаться в ситуации научной неопределенности. Все три измерения безопасности тесно переплетены: её достижение предполагает познание наиболее общих системных законов общества и природы, адекватную и всестороннюю оценку рисков и стремление к достижению к приемлемому на настоящем этапе социального развития уровню угроз.
В эпоху глобализационной перестройки мира людей со всеми её трудностями и проблемами, без формирования современных социальных и рыночных институтов, новых систем управления, социальных интересов и ориентации человека трудно добиваться успешного принятия в стране актуально востребованных рациональных решений. Ситуация в мире меняется быстро и она сопряжена со многими сложностями, жизнь все более сводится лишь к технологиям, потребительскому отношению людей. В этот период ориентированное на предотвращение нежелательных последствий современности исследование проблем безопасности, становления личности человека призвано служить самому человеку и обществу.
Библиографический список
1. Тоффлер Э. Третья волна / пер. с англ. – М., 2004.
2. Лукьянов Г. И. Концептуальное обоснование риска в контексте социальной реальности // Философия и культура. – 2011. – № 11 (47).
3. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / пер. с нем. В. Сумьника и Н. Федоровой; послеслов. А. Филиппова. – М. : Прогресс-Традиция, 2000.
4. Кузнецов В. Н. Социология безопасности. – М. : Книга и бизнес, 2003.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.