Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Проявление архетипического в сказке

К-03.05.16
V международная научно-практическая конференция
Символическое и архетипическое в культуре и социальных отношениях
05.03-06.03.2016

Проявление архетипического в сказке

Л. В. Балабаева

аспирант, старший преподаватель,

Российская академия народного хозяйства

и государственной службы, Кировский филиал,

г. Киров, Россия

 

Все мы с раннего детства знаем и любим сказки. Наше как детское, так и зрелое отношение к сказке можно выразить известным пушкинским восклицанием: «Что за прелесть эти сказки!» Мы почти интуитивно чувствуем бесконечное ее обаяние, наслаждаемся ее красотой, восхищаемся глубиной и образностью ее языка, богатством заложенных в ней смыслов.

Однако, как писал знаменитый исследователь сказок В. Я. Пропп, для понимания сказки недостаточно ее поэтического восприятия. «Плодотворным оно окажется в соединении со строгими методами научного познания и исследования» [7, c. 3].

Научное изучение сказки очень богато и разнообразно. Начиная с европейского романтизма начала XIX в. формировались различные подходы и теории. Исследователей чрезвычайно занимали две основные проблемы: проблема происхождения сказок и проблема их сходства. Выдвигалась мифологическая теория с ориенталистским и компаративистским подходами внутри нее (Я. и В. Гримм, Ф. И. Буслаев, А. Кун, В. Шварц, М. Мюллер, А. Н. Афанасьев, А. А. Потебня и др.), антропологическая школа (Э. Тэйлор, Э. Лэнг, Дж. Фрэзер и др.), материалистическая теория (С. Я Лурье, В. Я Пропп, Н. Я. Марр и др.) и немало иных. В результате данных совокупных научных изысканий сформировалась богатейшая научная база «сказочных исследований».

Нас в данной статье интересует исследование архетипических аспектов сказки.

Что же такое архетип? Согласно традиционному обобщенному определению архетипы представляют собой «первичные формы, определяющие жизнь психического [8, с. 22]. Само понятие архетипа отражает представления о некой первичной форме, универсальном типообразующем начале. Представления об архетипах впервые выражались еще Платоном, который высказывал идею о существовании единых душевных начал: «В душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала, и их число одинаково» [5, с. 236]. Развивалась теория архетипов и в средневековой философии. Так Августин воспринимает архетип как базовый образ, создающий основу для человеческого познания. Схоласты видят в архетипе запечатленный в уме природный образ.

Весьма детальную разработку теория архетипов получила в психологии - в учении о бессознательном (З. Фрейд, К.-Г. Юнг и др.). В частности Юнг считал, что архетипы, являясь наиболее фундаментальными структурами психической сферы, отражают в себе весь опыт человечества: «Бессознательное, как совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством». [9, с. 131]. Архетипы у него предстают как универсальные, типические проявления.

Начиная с древнейших времен, вся мировая культура в самых разных ее проявлениях стремилась к воплощению архетипических образов. Соответственно, «архетипы как изначальные структуры сферы психического, имеют культурно-антропологический характер» [6, с. 4]. «Архетипическую психологию можно рассматривать как культурное движение», а сам термин «архетипический» принадлежит всей культуре, всем видам человеческой деятельности [8, с. 23].

Известный современный отечественный психолог и сказкотерапевт Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, создавшая оригинальную теорию архетипов, основные аспекты которой мы и намерены представить в настоящей статье, дает следующее определение рассматриваемому феномену. «Архетип – это базовая матрица, «первичный образец», фундаментальный механизм, который проявляет себя неизменным на протяжении многих веков. Меняются культурные декорации, поколения, цивилизации, а действия архетипов остаются неизменными» [4, с. 8].

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева является автором метода Комплексной Сказкотерапии©, который был разработан ею в Санкт-Петербурге. Международный Институт Комплексный Сказкотерапии (МИКС) [10], которым сейчас руководит Татьяна Дмитриевна, является правопреемником Санкт-Петербургского Института Сказкотерапии и хранителем авторского метода Комплексной Сказкотерапии©. Основная работа института заключается в развитии методологии Комплексной Сказкотерапии© и разработке целевых продуктов для разнообразных аудиторий.

Яркое выражение архетипов представлено в фольклоре. Здесь сказочные и мифологические персонажи предстают в качестве архетипических фигур. Юнг рассматривал мифологию как своего рода «проекцию коллективного бессознательного» [9, с. 126]. Сказки, мифы, легенды, притчи, песни, пословицы и т. п. – все это хранители архетипов. «Как сложноорганизованные феномены, архетипы сразу не поддаются логическому анализу, они «прячутся» за различные метафоры, чтобы наше несовершенное сознание не исказило их сути. Изучая историю, всемирную и нащу личную, мы можем обнаружить некие общие закономерности. И таким образом выделить некоторые архетипы» [4, с. 8–9].

Основной смысл мифологии составляет превращение из хаоса в космос. Космос – это «Порядок». А архетипы – это как раз то, что обеспечивает в мире порядок вещей. Это инструменты для преодоления и упорядочения хаоса. «Мифы и обряды обращены к индивидуальной психике человека главным образом в плане приспособления индивида к социуму, преобразования его психической энергии на определенным образом понятую общественную пользу. Преломляя принятые формы жизни, миф создает некую новую фантастическую «высшую» реальность, которая парадоксальным образом воспринимается носителями соответствующей мифологической традиции как первоисточник и идеальный прообраз (т. е. «архетип» в широком смысле слова) этих жизненных форм [1, с. 126].Специфической функцией мифа, таким образом, оказывается моделирование.

Итак, «архетип представляет собой некий общий механизм, явление, действие которого через модификации можно наблюдать в различные эпохи, а также в индивидуальной картине мира, в сценариях взаимоотношений между людьми» [4, с. 10]. «Архетипы – это активные системы, обеспечивающие поддержание Жизни» [4, с. 11].

Какова же взаимосвязь феномена архетипического со сказками? Сказка – это отнюдь не развлекательное чтение. Это особый информационный формат. Это шифр. «В сказках содержится богатейший материал для историков, этнографов, филологов, культурологов, физиков, биологов, врачей… Важнейшая информация о Жизни во всех ее проявлениях – биологическом, социальном, духовном – скрыта от варварского сознания в простых сказочных историях» [2, с. 13].

В рамках метода Комплексной Сказкотерапии© разработана очень интересная классификация архетипов и архетипических сюжетов сказок. За основу в ней принято сказочное число «семь». Автор метода активно занимается практическим его применением и в этой связи так пишет о своей классификации архетипов: «Семь – это удобно, красиво и не претендует на окончательность. Да, это лишь верхушка айсберга коллективного бессознательного. Но как она хороша!... Другое важное основание для выделения архетипических сюжетов – их «активность», проявленность в жизни наших современников» [4, с. 17].

Итак, в рамках указанного метода представлены: семь мужских архетипов, семь мужских архетипических сюжетов, три женских архетипа, семь женских архетипических сюжетов, семь архетипических сюжетов (уровней) отношений, семь циклов архетипа Матери. Также выделяется десять универсальных архетипов (пять созерцательных и пять драматических), комбинации которых, по мнению автора метода, и задают стержень основных сказочных сюжетов.

Каждый архетип имеет собственную «базовую» формулу, в которой зашифрованы определенные ценности и жизненный урок, необходимый человеку. Поэтому знание архетипов оказывает человеку большую помощь. Он знает закономерности развития жизненных событий, все ловушки, возможные испытания. Он предупрежден об искушениях и вооружен инструментами преодоления трудностей. Но главное – он понимает смысл текущих жизненных обстоятельств. Он освобождается от пустых душевных терзаний, причина которых кроется в ощущении бессмысленности происходящего [3, с. 8].

В нашей жизни действие архетипов разворачивается во времени, а это значит, что можно сказать и так: «Архетип может проявлять себя через последовательность событий». Это означает, что действие архетипа разворачивается в нашей жизни как некий сюжет. А точнее, архетипический сюжет.

Для приобретения духовного опыта, постижения жизненного урока человек должен пройти через определенную последовательность событий. Эта последовательность называется у Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой архетипическим сюжетом.

«Архетипический сюжет – это последовательность событий, грамотно проживая которую человек приобретает духовный опыт и силу» [3, с. 9].

Архетипические сюжеты имеют различную направленность. Одни рассказывают о закономерностях, испытаниях и достижениях в жизни женщины; другие раскрывают общие закономерности в самореализации мужчины; третьи отражают динамику развития отношений мужчины и женщины, описывают их отношения с наследниками (детьми). Есть и сюжеты, касающиеся базовых ценностей. Они именуются универсальными [3, с. 9].

Итак, каковы же эти сказочные архетипы и каково их базовое смысловое содержание? Формат статьи не позволит нам разобрать все, что были обозначены выше. В качестве примера возьмем мужские архетипы, поскольку сказочный мир преимущественно патриархален.

Как уже отмечалось, мужских архетипов семь. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева представляет их следующим образом.

1. Воин. Его базовая мотивация – быть первым. Основная задача – отстоять собственную позицию, защитить слабого, бороться за справедливость, расширять собственную территорию. Инициирующий урок – пережить поражение, научиться управлять собственным гневом, агрессией. Ключевые ценности – справедливость, ее защита, схватка. Эволюционная задача – научиться отличать справедливость людей от Божественной Справедливости; научиться управлять собственной силой. Ловушками для воина является опасность быть использованным другими людьми в их корыстных целях; аффективные состояния, в которых могут быть совершены трагические поступки, впоследствии приводящие к раскаянию. Примеры из сказок, фольклора – русские былинные богатыри, различные солдаты и др.

2. Монарх. Его базовая мотивация – быть главным. Основная задача – взять на себя ответственность за нечто важное, осознать, что от тебя, твоих решений зависят судьбы других людей. Инициирующий урок – пережить предательство, изоляцию, потерю влияния, контроля над ситуацией. Ключевые ценности – ответственность за других, власть как служение людям. Эволюционная задача – осознание общей связанности всех людей и ответственности за общее благ; забота о соблюдении среди людей высших ценностей; постижение человеческой индивидуальности; принятие мудрых, взвешенных решений. Ловушками здесь являются увлечение внешней стороной власти, ее благами, игнорируя ответственность, деспотизм, склонность к крайностям в принятии решений. Возможными сказочными героями здесь представляются всевозможные цари, короли, ханы и т. д.

3. Крестьянин. Его базовая мотивация – быть богатым, жить стабильно большой семьей. Основная задача – обеспечить материальную стабильность, лучшее качество жизни, создать достойный жизненный уклад, традиции. Инициирующий урок – пережить потерю (как в материальном, так и в личном смысле). Ключевые ценности – семья, земля, родина, материальный достаток, земное счастье. Эволюционная задача – научиться сосредотачиваться на том лучшем, что имеется в настоящий момент, научиться не привязываться к имуществу и богатству, быть внутренне свободным. Ловушкой для Крестьянина представляется культивирование в собственных мыслях и чувствах социальных тревог из-за возможных убытков, потерь; суета; «служение богатству», жадность, зависть к достатку других; оценка человека исключительно по его материальным достижениям. Варианты сказочных, мифологических героев – Иван-крестьянский сын в русских сказках, Кощей, ветхозаветные Авраам и Иов и др.

4. Купец (комбинатор). Его базовая мотивация – быть интересным, жить в состоянии приключения. Основная задача – легче относиться к непростым жизненным ситуациям, комбинируя варианты выходов из них, воспринимать жизнь как приключение. Инициирующий урок – научиться становиться серьезным, когда этого действительно требует ситуация, осознание того, что жизнь – это не игра. Ключевые ценности Купца – дорога, процесс, постоянное движение. Эволюционная задача – постижение ценности и уникальности каждого прожитого мгновения жизни; развитие чувствительности к мельчайшим изменениям в потоке жизни. Ловушкой для этого архетипа является скука из-за отсутствия в жизни ярких событий и приключений; стремление «плести интриги», манипулировать людьми, играть ими; опасность «игровой зависимости», что актуально в наши дни. Сказочные герои здесь – собственно купцы, Мужик, которого хочет обмануть хитрый барин, различные колдуны, Буратино и пр.

5. Философ. Базовая мотивация для него – постичь истину, создать свою теорию жизни, передать ее людям. Основная задача – разобраться в происходящем, в причинно-следственных связях явлений и событий. Инициирующий урок – пережить разочарование в собственной концепции мира, жизни; осознать несовершенство собственной теории и взглядов; признать заблуждения и ошибки. Ключевые ценности Философа – Тайна бытия, Тайна жизненных явлений и ситуаций. Эволюционная задача – постижение природы и жизни, всех ее явлений как Божественного Творения. Ловушками для него являются умножение бездуховных знаний, пустое "мудрствование" как тщеславная демонстрация собственных познаний, рассуждения «ни о чем». Сказочные герои – различные мудрецы, старцы, волшебники, Учителя, Болван.

6. Монах. Его базовая мотивация – служить высокой Идее, Богу. Основная задача – найти собственное Предназначение, идею, которой можно достойно служить, посвятить свою жизнь; обрести веру в Бога. Инициирующий урок – кризис веры, экзистенциальный кризис, кризис ценностей. Ключевые ценности – Сверхидея, Бог. Эволюционная задача Монаха – совершенствование «сердечного дара», «развитие сердца»: доброе сердце, излучающее любовь. Ловушкой для данного архетипа является выбор в качестве магистральной некой разрушительной идеи, нарушение Первой Заповеди. Героями здесь можно представить, например, неких отшельников, калик перехожих, странников и богомольцев во многих русских сказках.

7. Слуга (раб). Его базовая мотивация – служить достойному господину. Основная задача – терпение, смирение, подчинение обстоятельствам, которые невозможно изменить; принятие фигур, вызывающих агрессию, как учителей, тренеров, начальников; служение; отказ от своеволия. Инициирующий урок – потеря хозяина; кризис «служивого человека» (кому служить? Куда податься? Что делать с собственной свободой?). Ключевые ценности – свобода, Воля Божия, воля хозяина. Эволюционная задача – развитие самодисциплины, пунктуальности, способности планировать и грамотно распоряжаться временем; развитие чуткости к изменяющимся обстоятельствам и смирения. Ловушками Слуги являются проявление инфантилизма, несамостоятельности, безответственности; бездарное «прожигание» жизни; отсутствие цели; недисциплинированность. В качестве иллюстрации данного архетипа можно привести таких сказочных героев, как Иван, служащий какому-либо царю из ряда русских сказок, Сивка Бурка и др. [4, с. 32–35].

Выделением архетипов, безусловно, занимаются очень многие исследователи. Данный термин занял весьма прочные позиции в таких науках, как философия, социология, психология, культурология, филология и др.

На рубеже XX–XXI вв. на фоне утраты мировоззренческих универсалий и поиска новых базовых констант для преодоления кризисности национального и общечеловеческого самосознания внимание к проблеме архетипа вновь усиливается. К сожалению, многие исследователи ныне отмечают новую волну хаотизации в общемировых процессах развития. Очевиден т. н. кризис идентичности – гендерной, гражданской, цивилизационной, личностной и даже попросту человеческой.

В данной связи мифологическое мышление, глубинное и целостное осмысление архетипических аспектов бытия вновь, как и тысячи лет назад, становится чрезвычайно актуальным. Все больше людей (не только ученых) задумываются о некоем «твердом» ядре-матрице человеческой жизни, о сущностном его постижении. Вновь явно ощущается не только теоретическая, но и практическая потребность в устойчивых ориентирах развития мирового социума. А, как мы уже отмечали выше, мифы, сказки и представленные в них архетипы - это своеобразные инструменты для преодоления и упорядочения хаоса. В каждом архетипе заключена колоссальная энергия. Исследуя архетипы, мы подключаемся к этой энергии и обретаем надежду на гармонизацию всего массива социальной жизни.

 

Библиографический список

 

1. Васильева Л. Н., Зиганьшин Р. М. Мифология как эволюция форм социального восприятия // Социально-гуманитарные знания. – 2015. – № 2.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тайный шифр женских сказок. – СПб. : Издательство «Речь», 2014.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышлениям о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше семи лет. – СПб. : Издательство «Речь», 2013.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тайный шифр мужских сказок. – СПб. : Издательство «Речь», 2014.

5. Платон. Диалоги. Т. 3. – М. : Издательство «Эксмо», 2008.

6. Поройков С. Ю. Архетипические психологические типы. – М. : Издательство «ИНФРА-М», 2012.

7. Пропп В. Я. Русская сказка. – М. : Издательство «Лабиринт», 2005.

8. Хиллман Дж. Архетипическая психология. – М. : Издательство «Когито-Центр», 2006.

9. Юнг К.-Г. Проблемы души нашего времени. – М. : Издательство «Прогресс», 2006.

10. http://www.cka3ka-miks.com

Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии