О. Г. Афанасьева кандидат философских наук, доцент,
Башкирский государственный медицинский университет,
г. Уфа, Республика Башкортостан, Россия
Экологические проблемы современности вызваны нарастающей опасностью как для окружающей природной среды, так и для человека и общества, исходящей от всевозрастающих потребностей самого человечества, основанных на высокотехницированных формах его социального бытия. Прогрессирующее техницированное бытие и отношение к естественной среде обитания, продолжает безжалостно уничтожать природу, нравственно и физически изменяя человека. При этом и сам человек понимается как существо сугубо функциональное, внеприродное, действующее в угоду техническому фетишу.
Современное человечество не может жить по-старому, а по-новому оно еще не научилось. Прошла эпоха, когда главенствующей тенденцией было развитие технического прогресса. Но сосредоточившись на технике и потреблении материальных благ, люди утратили контакт не только с окружающей природой, но и со своим внутренним миром. И в этой связи актуальнейшей задачей современности является осознание того, что на первый план должен выйти человеческий, а не технический фактор. Ведь ни техника, ни научно-технический прогресс не могут нести ответственность за усугубление экологической ситуации. Проблема кроется в самом человеке, в изменении его мышления и мировоззренческой ориентации. Природа, отделив человека из своего лона, наградила его разумом – способностью осознавать себя и контролировать свои действия. И поэтому сегодня для предотвращения нависшей экологической угрозы все чаще обращают внимание на коллективный интеллект человечества, на его нравственно-этические нормы.
Протагоровский тезис «человек – мера всех вещей» в настоящее время получает новый импульс понимания: не только природосообразность экономического прогресса, но и еще человекосообразность природопользования является квинтэссенцией современного эколого-ориентированного миропонимания и социально-экономического развития.
Угроза экологической катастрофы является составной частью комплекса других глобальных проблем современности – угрозы термоядерной войны, противоречия между богатыми странами Севера и развивающими странами Юга [7], растущей нищетой и безграмотностью, международным терроризмом и т. п. Она, в конечном счете, сводима к борьбе стран «золотого миллиарда» за право исключительного пользования благами современной цивилизации за счет безжалостного использования природных богатств Земли. После известных событий в Персидском заливе, в Югославии и на Кавказе исчезли все сомнения, что теория господства остается главной задачей их внешней политики и геополитические интересы Запада связаны, прежде всего, с их неоправданно растущими потребностями и стремлением еще все более повышать стандарты своей жизни. Современный «золотой миллиард», обеспечив себя львиной долей мировых материальных, пищевых и энергетических ресурсов (в значительной мере за счет других стран), больше всех загрязняет окружающую среду или старается очищать свою окружающую среду путем вывоза грязных технологий в развивающиеся страны.
Подобная несправедливая глобализация общества и экономики не будет способствовать развитию мирной жизни человечества. Несправедливое распределение деятельности, материальных духовных благ перманентно будет создавать напряженность в обществе, способствовать возникновению протестного движения и, в конечном итоге, приведет к возникновению глобального хаоса, а также войн за справедливое распределение материальных и духовных благ. Следовательно, одной из основных глобальных проблем современности является кризис в системе организации социума [3]. Нынешний «системный кризис», поразивший современный мир, в свое время вице-президент США А. Гор назвал тупиком, кризисом «рыночно-потребительской цивилизации» [2].
По этому поводу в своей работе «Человеческие качества» один из видных представителей Римского клуба Аурелио Печчеи писал: «Триумфальное развитие западной цивилизации неуклонно приближается к критическому рубежу... А Земля – как бы она ни была щедра – все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас в мире наметился новый, более глубокий раскол – между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами...». И далее он отмечает, что «проблемы демографии, безработицы, недоиспользование социальных и экономических возможностей общества, дефицит и нерационациональное управление ресурсами, неэффективность, инфляция, отсутствие безопасности, гонка вооружений, загрязнение среды и разрушение биосферы, заметное уже сегодня воздействие человека на климат и многие-многие другие проблемы, сцепившись друг с другом, подобно щупальцам гигантского спрута, опутали всю планету» [4].
Самым важным этапом зарождения экологического движения в 70-е годы стал доклад Римскому клубу «Пределы роста» [6]. После публикации доклада призрак глобальной катастрофы превратился в реальную, ощутимую угрозу для всех, после чего начинаются дискуссии о том как следует переустроить общество, чтобы избежать кризиса.
В этих условиях философская рефлексия своими предостережениями пытается обратить внимание на потребность природосообразной и природоохранной деятельности и предотвратить возможные негативные последствия от необдуманных вмешательств человека в мир естественной природы. Осмысление сложившейся ситуации, формирование концептуальной модели экологического развития задает вектор понимания ближайших и перспективных задач, требующих неотложного решения. Таким образом, экологические потребности продиктованы необходимостью выработки конкретных практических задач, направленных на сохранение окружающей природы и формирования соответствующей не только экологической, но не в меньшей мере и природоохранной, экономической, политической, нравственной культуры.
В социально-философской традиции понятие экологические потребности как составная часть экологической культуры стала выкристаллизовываться сравнительно недавно. Она остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. В результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что необузданная эксплуатация природных ресурсов, являясь причиной катастрофических изменений природной среды и климата, оказывает губительное воздействие и на самого человека.
Итак, экологические потребности обусловлены как необходимостью предотвращения разрушения естественной среды обитания людей, так и нравственно-этическим вызовом нашей эпохи к человеческому разуму перед угрозой самоуничтожения. Иначе говоря, выражая современный уровень отношения человечества к природе и к её ресурсам, понимания своего места и положения во Вселенной, экологические потребности отражают, прежде всего, мировоззренческий, нравственно-этический смысл экологической культуры.
Одной из первых проблема экологических потребностей была представлена в предостережениях Римского клуба, и сформулирована следующим образом: глобальное потепление климата вследствие парникового эффекта, вызванного повышением концентрации углекислого газа в атмосфере; появление озоновых дыр, в результате чего произошел значительный рост ультрафиолетового излучения; увеличение содержания радона и, как следствие, повышение радиационного фона; губительные последствия химического производства; деградация почвенного покрова суши, как результат неразумного расширения масштабов сельскохозяйственного производства и ряд других.
На современном этапе истории Земли человечество стало определяющим фактором формирования процессов в биосфере или, по словам В. И. Вернадского, стало «ведущей геологической силой» [1]. Параметры антропогенного воздействия на окружающую среду достигли общепланетарых масштабов. Как справедливо писал академик С. С. Шварц, в настоящее время силы человека соизмеримы с силами природы, и неразумные его действия пагубно отражаются на природных комплексах: мелеют реки, беднеют леса, вымирают целые виды животных и растений. Мир, «дом» животных и растений изменяется, не может, следовательно, не измениться и наука об этом «доме» [5].
Отметим, что за осознанием этих катастрофических последствий современного антропогенного воздействия на естественную среду кроется и суть осознания самой проблемы потребности результатов антропогенного воздействия на природу, направленного на минимизацию последствий этого необдуманного вмешательства, а в идеале и гармонизацию взаимоотношений общества и природы. Другими словами, экологические потребности как потребности выживания человечества, основанные на природосообразной деятельности, как таковые, в принципе уже стала свершившимся фактом общественного сознания. Существует масса литературы (и она продолжает неуклонно пополняться), посвященной необходимости развития природосберегательных технологий. И как результат понимание серьезности проблемы – проведение саммитов на международном уровне под эгидой ООН, выработка международно-правовых документов и резолюций, разработка долгосрочных программ и концепций, задач экологического образования и воспитания. Да и сама потребность в экологическом просвещении включает в себя настоятельную экологическую потребность, стоящую перед всем человеческим сообществом.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.