Е. В. Сапрыкина, кандидат философских наук, доцент,
Северо-Кавказский федеральный университет
г. Ставрополь, Россия
Человек в современном мире обладает ранее невиданными возможностями, по сути неограниченной свободой. Свобода современного человека выражается в независимости собственного суждения, самостоятельного выбора от безоговорочного авторитета традиции. Мобильность, динамизм, предприимчивость – следствия именно такой свободы. Современная культура предлагает человеку множество различных способов существования, стилей жизни, жизненного поведения. Человеку предоставляется возможность самостоятельно выбирать тот образ жизни, который для него является наиболее приемлемым, отвечает его целям, соответствует его интересам и потребностям. Возможность неограниченного выбора, а также самого выбора предполагает свободу в культуре и жизни человека.
В действительности человек часто совершает выбор неосознанно или руководствуется не всегда оправданными мотивами: прагматическими соображениями, установкой на оригинальность, новизну, игровую изобретательность. Кроме того, в современной культуре он оказывается не перед проблемой выбора, а перед проблемой избытка выбора. Неспособность разумно адаптироваться к переменам, новизна ситуации могут вызывать у человека апатию, неуверенность, смятение. Зачастую человек, думая, что он совершает свободный выбор, осуществляет его в результате манипуляций внешних, неподвластных ему сил. Так, например, мода ненавязчиво диктует нам свои стандарты-императивы, невыполнение и пренебрежение которых грозит отлучением от современности.
Именно эти обстоятельства вызывают необходимость развития критического мышления, направленного на освобождение человека. Философия всегда выступала за свободу мышления, личности и общества. Философию можно рассматривать как высшее проявление критической способности мыслить.
Критическая рефлексия философии заключается в сомнении, в требовании обоснованных доказательств и аргументации. Конструктивность критики философии связана с тем, что она направлена на обличение общепринятых норм, взглядов обывателей на жизнь, против слепого преклонения перед традициями и ложными авторитетами. Философия ориентирует не принимать без критики на веру стереотипные мнения и суждения, а формировать собственные убеждения. Человек, осознанно совершая свой выбор, есть не объект манипулятивных действий, а в некоторой степени творец и хозяин собственной жизни.
Критика философии всегда ориентирована на ценности, общественный идеал, связана с оценкой социокультурной действительности под определенным углом зрения. Одной из главных ценностей современной культуры является свобода – экономическая, политическая, идеологическая. Однако конфликтность, трудность жизни в условиях свободы недостаточно осознаны. Следствием свободы в обществе и культуре является преследование всеми личных интересов, столкновение воль, удовлетворение потребностей, сопровождающиеся непониманием. В современной интеллектуальной ситуации, где плюрализм возводится в закон, необходима критическая рефлексия, осуществляемая философией. Рациональная критика, свободное обсуждение противоречивых мнений будут способствовать достижению компромисса, выбору оптимальных решений проблем, возникающих в результате столкновения противоположных интересов, убеждений, стилей и форм жизни.
Задачей философии является выработка условий коммуникации в современной интеллектуальной атмосфере, достижения консенсуса, понимания между субъектами социокультурного мира. Эти требования превращают философа из «великого мыслителя», изобретающего за письменным столом рецепты жизни, в активного участника коммуникации, общения. Своеобразие его интеллектуальной позиции заключается в выявлении общих «правил игры», которых придерживаются участники коммуникации. Это создает условия для критической рефлексии и контроля над теми коммуникативными структурами, по которым живут, действуют и познают индивиды. Таким образом, философское исследование, направленное на развитие форм социально-культурного общения, становится реальным процессом производства социокультурной действительности, осуществляет единство теоретического и практического разумов, о котором заботились философы прошлого и настоящего.
Ю. Хабермас предлагает концепцию философии, основанную на коммуникативной рациональности [4]. Философия обеспечивает необходимую связь между повседневным миром и теорией. Сохраняя связь с до-теоретическим знанием и с непредметной целостностью практического опыта, философия способна к рефлексивному обращению на научное знание. По отношению к жизненному миру повседневности философия занимает ту же позицию, что и научное знание, так как несмотря на непосредственную связь с жизнью, философия противопоставляет «здравому человеческому рассудку» силу своей рефлексии. Таким образом, философия осуществляет критическую рефлексию по отношению к науке, будучи связанной с до-научными практиками, а также по отношению к миру повседневности, принимая форму специального знания.
Философская критика, представленная многообразием форм социального критицизма, становится социально ориентированной, так как направлена на анализ и осмысление социальных организаций и структур. Размышляя о современной парадигме философствования, В. Фурс утверждает, что философия в современной культуре принимает обличье социального критицизма [3, c. 4]. Это означает, что критика, осуществляемая с помощью философии, по отношению к социокультурным феноменам воплощает стратегию дальнейшего продуктивного развития философии в культуре.
Многие исследователи полагают, что тотальная критика философского разума обусловлена сложившейся интеллектуальной ситуацией, выражающейся в сомнении в возможности существования науки, идеологии и других метанарративов [2]. Критика классической философской парадигмы рационализма, гуманизма, историзма, радикальное неприятие социальной организации, отрицание возможности отдельной личности противостоять могуществу надличностных (социально-политических, идеологических) структур – лейтмотив большинства постмодернистских рассуждений. В своих разоблачениях постмодернизм не уникален. Это выражение состояния эпохи на переломе, переходного периода, ломки старых традиций и поиска новых мировоззренческих ценностей. В кризисный период развития культуры повышается роль критической рефлексии философии. Это обусловлено следующими обстоятельствами: во-первых, критика – это одна из основных ипостасей философии; во-вторых, общая тенденция современной философской мысли выражается в тотальной критике модерного типа сознания, идеи модерна, о чем свидетельствует появление множества направлений критического толка; в-третьих, актуализация критической функции философии выступает необходимым условием преодоления прежнего миропонимания и формирования нового взгляда на мир и человека [1, с. 16]. Негативным тенденциям и деструктивным процессам современности философия должна противостоять созидательной силой своей критики, направленной на конструирование новых ценностных ориентиров, принципов поведения и жизнедеятельности человека.
Культурные перемены породили ранее неизвестную мобильность человека, который перестает быть привязанным к одной социальной и культурной среде. Если раньше он постоянно имел дело с одним и тем же социальным окружение, с повторяющимися ситуациями и сходными проблемами, для которых культура выработала и закрепила определенные стереотипы и образцы, то современность порождает новые социальные и культурные практики, для которых нет готовых норм и схем поведения или культурных предписаний.
Новая социокультурная ситуация поставила человека в ранее неизвестную ему нравственную ситуацию. Если в прошлом только интеллектуалы прозревали необходимость расширения нравственной ответственности человека до масштаба всего человечества, сейчас же это становится потребностью нравственного сознания каждого человека. В прошлые века определение культурных ценностей, идеалов, норм и традиций, ориентирующих человека в мире и диктующих ему, как поступать и действовать, считалось обязанностью и привилегией интеллектуалов и философов-экспертов, то в настоящее время ответственность за правильный выбор лежит на каждом человеке и составляет основу его нравственной позиции.
Философия в современной культуре – это систематический опыт свободы. Это означает, что она не сводится только к академической форме своего существования, а включает в себя «непрофессиональную» философию, которая была всегда, но сейчас ее отличают не тоскливые размышления о смысле жизни, а неприятие любого патернализма, развитое критическое мышление. Эмансипация в философии понимается не в смысле освобождения, связанного с социально-классовой борьбой или национально-освободительным движением. Это особый опыт, который человек проделывает относительно себя. Быть философом – это осознанная этическая позиция, последовательно проводимая в жизненных практиках индивида.
Библиографический список
1. Сапрыкина Е. В. Трансформация функций философии в современной культуре: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филос. наук. – Ставрополь, 2004.
2. Сергодеева Е. А., Сапрыкина Е. В. Философский дискурс в культуре постмодерна// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. –2014. – № 9 (47).
3. Фурс В. Н. Контуры современной критической теории. – Минск, 2002.
4. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. – М. : Academia, 1995.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.