У. Р. Кушаев Кандидат философских наук,
старший научный сотрудник-соискатель,
Ташкентский исламский университет,
г. Ташкент, Узбекистан
Современное общество отличается своей высокой динамичностью от предыдущих этапов его развития. Проблема ускорения времени, интенсификация взаимоотношений между социальными субъектами и институтами, качественные изменения в их интересах и ценностях и многие другие факторы способствуют сложному и неоднозначному состоянию социума. Однако с социально-философской точки зрения при любых обстоятельствах толерантность выступает как краеугольный камень более или менее стабильного развития человеческих взаимоотношений. Кроме прочего, отметим, что толерантность тоже не является самоцелью, ибо сущность рассматриваемых любых вопросах и проблем составляет человек, его потребности и интересы, обеспечение благоприятных условий для его самореализации.
В этом смысле толерантность как многогранное явление ярко проявляет себя в таком фундаментальном вопросе философии и права как права человека. В нынешнем мире, который мы характеризуем как цивилизованный права человека подняты до уровня общечеловеческих ценностей. В контексте теории толерантности это объективная необходимость, ведь права человека – это понятие, отражающее идеи и взгляды, связанные со свободами, долгом и обязанностями человека, которые составляют особую категорию моральных норм, присущих всем людям независимо от расовых, национальных или социальных различий. Права человека представляют собой необходимые условия для достойной человеческой жизни, для полноценных взаимоотношений и взаимодействий между людьми.
Права человека юридически закрепляются на международном и национальном уровнях. Основным документом, провозглашающим права человека как общечеловеческие ценности, является Всеобщая декларация прав человека. Также действуют международные стандарты по обеспечению прав и свобод человека, которые фиксируют гражданские, политические, экономические, социальные права, права в области культуры, права ребёнка и др. Гражданские права включают в себя право на жизнь, свободу, неприкосновенность, свободу от насилия, свободное передвижение, гражданство и законную защиту интересов человека. Политические права подчёркивают свободу мысли, совести и вероисповедания, мирных собраний и ассоциаций, право на участие в государственных делах. Экономические права означают право на частную собственность, на труд и отдых. Право на семейную жизнь, на социальную защиту и достойный жизненный уровень характеризуют социальные права человека. А система культурных прав человека состоит из таких элементов, как право на образование и самореализацию своих творческих способностей.
Права человека охватывают все сферы жизни человека, поэтому часто употребляется выражение «основные или фундаментальные права и свободы человека». Без соблюдения прав человека невозможно говорить о полноценном развитии современного общества. Они являются основополагающими юридическими принципами формирования и развития социальной толерантности. В наше время существуют многочисленные государственные и негосударственные организации, объединения по защите прав человека. До сих пор было принято несколько сотен международных документов: конвенций, деклараций, пактов и др., направленных на укрепление правовых основ обеспечения прав человека.
Соблюдение прав человека требует строгого правопорядка. А в свою очередь правопорядок, обеспечение всяческих прав зависит от уровня правового сознания и культуры членов общества. Право наряду с нравственностью предназначено формированию, укреплению и развитию толерантных, терпимых взаимоотношений между людьми. Разумеется, у этих двух явлений разные механизмы действия и функционирования. Право санкционируется государством, а нравственные поступки обусловлены духовно-воспитательными особенностями людей и социальных групп. Тем не менее, правовые и нравственные нормы взаимодействуют, взаимодополняют друг друга и выступают необходимыми условиями толерантности.
При рассмотрении вопросов, связанных с правами человека, в рамках философии толерантности равенство как принцип демократии тесно переплетается с ними. По сути дела, равенство – это принцип социальной толерантности, означающий равные, терпимые и толерантные отношения ко всем социальным субъектам. Издревле равенство считается острой социально-философской проблемой. На протяжении эволюции общественной мысли выдвигались разные его трактовки, которые в итоге нашли свое отражение во «Всеобщей декларации прав человека» [1], в 1-й статье которой излагается: «Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».
По этому поводу отметим, что данная декларация является основополагающим правовым фундаментом формирования культуры толерантности в глобальном масштабе. В Декларации провозглашены основные гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права и свободы человека. Декларацию можно назвать всеобщим юридическим законом толерантности, принятие которого, в свою очередь, означает начало нового качественного этапа развития терпимых взаимоотношений между странами и народами мира.
Согласно 1 статье Декларации, все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Этот принцип служит методологическим постулатом всяческих исследований, направленных на раскрытие особенностей прав и свобод человека, также прочной основой принимаемых законов и юридических актов по обеспечению равноправия. 2 статья Декларации гласит: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашёнными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения…». В данной статье намечены контуры терпимых, толерантных отношений народов и народностей всего мира с неповторимыми социокультурными особенностями.
Позже на основе Декларации было принято около 50 договоров по правам человека, в частности Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др. Декларация составила основу международной системы прав человека и стала неотъемлемой частью международного и национальных законодательств. Несмотря на продолжающиеся до настоящего времени сложности в области обеспечения равенства и справедливости Декларацию можно считать своеобразным торжеством в установлении прав и свобод человека как наивысшей общечеловеческой ценности.
Разные положения «Всеобщей декларации прав человека» приобрели особую юридическую силу в виде отдельных деклараций. Например, «Декларация о расе и расовых предрассудках» [5] принята Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры на ее двадцатой сессии 27 ноября 1978 г. Документ утверждает равные права, свободы и возможности самовыражения для всех представителей человеческого рода независимо от расовой принадлежности и является одной из важных правовых основ укрепления культуры толерантности в глобальном масштабе.
Кроме этого «Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений» [2] можно назвать документом ООН, непосредственно направленным на укрепление духа толерантности и основ культуры мира в глобальном масштабе. Декларация была принята резолюцией 36/55 Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г. В ней отражены основные идеи и принципы ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений в современном мире. В частности 1-я статья гласит: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. … Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь религию или убеждения по своему выбору».
Еще один из важных документов ООН – «Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам» [4], содержание которого непосредственно вытекает из цели организации – поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка или религии. Декларация была принята резолюцией 47/135 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1992 г.
Особую значимость в борьбе против тяжелых форм интолерантных действий имеет «Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма» [3]. Данный правовой акт ООН, направленный на пресечение всех форм международного терроризма, принят резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1994 г. Его нужно рассматривать как одну из важных и необходимых мер по решению глобальной проблемы современной эпохи как международный терроризм. Актуальность декларации можно объяснить с более возрастающими и опасными связями между террористическими группами и торговцами наркотиками и их полувоенными бандами, которые прибегают к любым видам насилия, тем самым, создавая угрозу конституционному строю государств и нарушая основные права человека.
Торжеством легитимизации основных положений толерантности стала принятие «Декларации принципов толерантности» [6]. Этот основополагающий документ ЮНЕСКО, рассматривающий идею толерантности как единственный способ мирного сосуществования стран и народов мира. Декларация принята 16 ноября 1995 г. в Париже на 28-й сессии Генеральной конференции ООН по вопросам образования, науки и культуры. Декларация состоит из описания общих понятий и принципов, связанных с вопросами толерантности, а также путей, средств и механизмов борьбы с проявлениями нетерпимости. Следует отметить, что «Декларация принципов толерантности» представляет собой своеобразный синтез остальных, ранее объявленных документов, направленных на обеспечение прав и свобод человека, ликвидацию всяких форм дискриминации.
Кроме деклараций одной из важных линий юридической основы укрепления толерантности во всем мире выступают конвенции, принятые на уровне ООН. В частности, «Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него» [9] раскрывает интолерантную суть преступлений геноцида, его тяжёлые последствия в жизни стран и народов, также предписывающий меры предотвращения этой жестокости. Конвенция была принята Генеральной Ассамблеей от 9 декабря 1948 г., в ней геноцид характеризуется как действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую. Также документ описывает конкретные акты геноцида: убийство членов той или иной группы; причинение серьёзных телесных повреждений или умственного расстройства членам групп; предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые направлены на её полное или частичное физическое уничтожение; меры, приводящие к предотвращению деторождения; насильственная передача детей из одной группы в другую.
14 декабря 1960 г. Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры была принята «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования» [7]. В 1-ой статье данного документа сформулированы принципы недопустимости запрета или ограничения образования для лиц по признаку расы, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения.
«Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания» [10] принята резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1984 г., подтверждает равные права для всех членов человеческой семьи, соблюдение которых необходимо сохранения для свободы, справедливости и всеобщего мира. В соответствии со статьёй 5 Всеобщей декларации прав человека, статьёй 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также Декларацией о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В данном документе пытка определяется как любое действие по умышленному причинению человеку сильной боли, а также физического или нравственного страдания официальным лицом или с его ведома с целью получения сведений, признаний, наказания, запугивания или по любой причине, основанной на дискриминации. Применение пыток не имеет оправдания ни при каких условиях, вызывает презрение и заслуживает наказания. Конвенция предписывает государствам не выдавать другому государству лицо, которому реально угрожает применение там пыток.
Одним из ключевых документов толерантности безоговорочно является «Конвенция о правах ребёнка» [8], направленная на обеспечение бережного, заботливого и достойного отношения ко всем детям Земного шара. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. В ней подчеркивается, что ребёнок как человеческое существо, не достигшее 18 лет, в силу своей физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения. Каждый ребёнок имеет право на жизнь, на имя, на гражданство, он имеет право знать своих родителей и получать их заботу.
Разумеется, кроме вышеперечисленных документов было принято множество документов международного уровня в рамках различных социально-экономических, общественно-политических структур. Следовательно, основные принципы всех международных актов находят свое отражение в конституциях и законах национальных государств. Таким образом, на сегодняшний день человечество располагает необходимыми правовыми механизмами и рычагами развития толерантного сознания и укрепления толерантной культуры во всех направлениях взаимоотношений людей. К сожалению, реальная жизнь показывает, что принятые положения несмотря на их высокий юридический статус не реализуются в полном объеме, что порождает множество новых проблем в области толерантности.
Человеческие взаимоотношения порождены их интересами, а последние, как известно, не всегда совпадают, а порой полностью противоречат друг другу. Тем не менее, право на жизнь, в том числе на достойную жизнь имеет каждый несмотря на социальные, этнические и другие особенности. В этом смысле компромисс действенным способом разрешения конфликтов путём частичного удовлетворения интересов участвующих сторон. Компромисс является хорошим, но не идеальным путём выхода из конфликтных ситуаций, так как ни одна из сторон не достигает полного удовлетворения. Тем не менее, во многих случаях компромисс выступает оптимальным результатом. Достижение компромисса является возможным, если стороны обладают культурой толерантности, способны уважать позицию другого, даже если она противоречит их собственным интересам. Также важным условием достижения К. является правильное понимание предмета спора и оценивание возможности уступок каждого участника.
К. на всех уровнях социального взаимодействия играет огромную роль, выступая смягчающим, облегчающим и в некоторых случаях разрешающим фактором различных сложностей, противоречий и конфликтов между взаимодействующими сторонами. Нередко принятию компромиссного решения на переговорах способствует наличие третьей стороны – авторитетного посредника, который в состоянии объективно рассмотреть проблемную ситуацию и выбрать пути наилучшего сочетания достижений и уступок с каждой стороны. В любом случае компромисс предстает как показатель определённого качественного уровня толерантных взаимоотношений, основанных на понимании, уважении и снисходительности.
Близким к компромиссу состоянием взаимоотношений является консенсус, который означает единодушие разных сторон в отношении какого-либо вопроса. Понятие «консенсус» употребляется в значении наличия единого мнения у разных политических партий и движений по актуальным вопросам общественного устройства, стратегий социального развития, конкретных мер по их реализации [11]. Консенсус также называют результат переговоров, при котором стороны, обсудив спорные вопросы, приходят к единому мнению. В этом плане он выступает как продуктивный механизм политической дипломатии. Консенсус – объективная необходимость в современных общественно-политических реалиях для полноценного, поступательного развития как внутри страны, так и на международном уровне. Отсутствие консенсуса в обществе может привести к серьёзным последствиям.
Консенсус можно назвать определённым качественным уровнем культуры толерантности в тех сферах, в которых он достигается благодаря стремлению к взаимопониманию, уважению, уступке и взаимовыгодному сотрудничеству сторон. Деятельность многих международных организаций осуществляется по принципу консенсуса, так как он является эффективным способом разрешения противоречий и выработки единого мнения по поводу сложных, спорных вопросов, что, несомненно, способствует снижению напряжённости во взаимоотношениях, ведет к установлению мира и согласия в обществе.
Признаком достаточно высокого уровня толерантной культуры является взаимность. Данное чувство толерантности означает общую, обоюдную связь между участниками общения. Взаимность, как правило, трактуется как достойный ответ на те или иные действия партнёров. Взаимность подразумевает не простую связь, а обусловленность сторон ответными поступками. Когда говорят о взаимности, имеют в виду наличие ответных чувств симпатии, любви, доверия. Здесь уместно вспомнить следующие строки французского писателя Андре Моруа: «Ничто не имеет для нас цены, если этого нельзя разделить с тем, кто любит нас, любит от всего сердца; однако и эта любовь принесёт нам мало радости, если мы не отвечаем на неё взаимностью» [цит. по 11].
Но взаимными могут выступать и негативные чувства, например, взаимное нерасположение, ненависть и т. п. Так что взаимность, хотя и является положительным понятием, не всегда отражает добрые ответные шаги. Тем не менее, взаимность должна рассматриваться как категория философии толерантности, потому что благодаря обоюдным уважительным, солидарным и терпимым отношениям укрепляются основы толерантности в обществе.
В заключение следует отметить, что задачи укрепления духа толерантности в современном мире требует одинакового внимания, как к правовым, так и социальным механизмам толерантной практики. Четкий учет диалектической взаимосвязи между ними будет служить гарантом равных, справедливых и стабильных взаимоотношений между социальными субъектами, институтами в данном историческом пространстве и времени.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.