В. А. Карнаухов Кандидат психологических наук, доцент,
Е. А. Евтушенко Ассистент,
Белгородский государственный национальный
исследовательский университет, г. Белгород, Россия
В настоящее время проблема психологического здоровья как одна из основных включена в проблемное поле, усиленно разрабатываемое психологией личности. Являясь одной из наиболее актуальных и злободневных тем в отечественной психологической науке, тема психологического здоровья личности продолжает порождать новые вопросы, накапливая внушительный пласт мнений и исследовательских позиций. Обсуждение ведётся по многим вопросам, в том числе по вопросам, касающимся определения основных составляющих психологического здоровья. Целью нашей статьи является теоретический анализ такого сложного личностного конструкта, как психологическое здоровье, определение его специфики, а так же установление основных детерминант, то есть сил, способствующих его становлению и поддержанию на высоком уровне функционирования.
С точки зрения экспертов всемирной организации здравоохранения, здоровье представляет собой состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие каких-либо болезней и дефектов [6, с. 99]. Энциклопедический справочник по психологии Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко указывает, что здоровье, представляет собой «естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой и согласованности всех функций [4, с. 224]». Наконец, толковый словарь психологических и психоаналитических терминов говорит о здоровье как о «относительно устойчивом состоянии, в котором личность хорошо адаптирована, сохраняет интерес к жизни и достигает самореализации» [1, с. 9]. Действительно, сегодня здоровье рассматривается как комплексный, многомерный феномен, имеющий неоднородную структуру и включающий в себя качественно различные по своему содержанию компоненты.
Однако прежде чем углубляться в сложную гетерогенную структуру рассматриваемого феномена, обозначим, что среди множества имеющихся подходов по рассмотрению психологического здоровья, мы придерживаемся интегративного подхода, вследствие характерной ему доли эклектичности. Данный подход признаёт возможными при изучении здоровья любые адекватные концептуальные модели и объяснительные принципы, а так же предоставляет свободу для построения новых схем и интеграции уже существующих моделей.
Далее рассмотрим некоторые взгляды отечественных исследователей на проблему психологического здоровья личности. При этом особое внимание будем уделять компонентам психологического здоровья, его основным предикторам и психологическим составляющим, представляющими собой структуру рассматриваемого феномена.
Согласно представлениям О. В. Хухлаевой психологическое здоровье представляет собой сложную динамическую совокупность психических свойств: 1) способствующих поддержанию гармонии, как между различными сторонами личности человека, так и между человеком и обществом; 2) содействующих обеспечению полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности [5]. Одной из основополагающих характеристик психологического здоровья является саморегуляция. Она способствует обеспечению гармонии как внутри самого человека, так и между ним и окружающей социальной средой. Саморегуляция подразделяется на внутреннюю и внешнюю составляющие. Внутренняя составляющая регулирует различные аспекты личности, а так же обеспечивает плавный переход от одного функционального состояния к другому. Внешняя составляющая способствует адаптации человека, как к благоприятным, так и к неблагоприятным средовым условиям, предполагая не только сохранение здоровья, но и возможность использования получаемого стресса для личностного роста и саморазвития.
Помимо способности к саморегуляции для поддержания психологического здоровья необходим ряд прочих условий. Первым из них является наличие позитивного образа «Я», то есть абсолютное принятие самого себя, а также позитивного образа другого, другими словами принятие окружающих людей вне зависимости от культурных, гендерных и возрастных особенностей. Следующим условием выступает присутствие потребности в саморазвитии, выражающейся в желании человека стать полноправным субъектом собственной жизни, приняв на себя ответственность за всё происходящее с ним. Третьим условием становится владение рефлексией как средством самопознания, то есть возможность интерпретировать свои и чужие эмоциональные состояния, при этом понимая и с лёгкостью описывая причины и последствия своего поведения, а так же поведения окружающих людей. Таким образом, психологическое здоровье включает в себя ряд стержневых характеристик, а именно: способность к саморегуляции, владение рефлексией как средством самопознания, потребность в саморазвитии, наличие позитивного образа «Я», а так же позитивного образа другого.
Помимо концепции психологического здоровья О. В. Хухлаевой так же стоит отметить модель психологического здоровья, предложенную известным отечественным психологом Б. С. Братусем. Акцентируя внимание на дихотомии «нормальное-аномальное» развитие личности, Б. С. Братусь в своей концепции исходит из представлений о нормальном развитии как о развитии, ведущем человека к обретению своей родовой сущности, в нашем понимании соответствующей понятию психологического здоровья личности. Детерминантами данного развитие, или другими словами его предикторами будут являться следующие условия: наличие способности к самоотдаче и любви; возможность самореализации личности; стремление к самопроектированию своего будущего; вера в себя и свои возможности; способность к свободному волепроявлению; поиск и обретение сквозного смысла жизни; творческий характер жизнедеятельности; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями [2, с. 128].
Аномальным, или же способствующим психологическому нездоровью, с точки зрения Б. С. Братуся, следует считать развитие, склоняющее человека к отрыву от родовой сущности и препятствующее его самореализации. Предпосылками данного развития служат: эгоцентризм и неспособность к самоотдаче и любви; неверие в себя и свои возможности; ситуативный характер жизнедеятельности; неспособность проектировать собственное будущее; отсутствие стремления к поиску и нахождению смысла жизни; отсутствие внутренней ответственности перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями. Человек, живущий такой жизнью, вероятно, будет признан здоровым в соответствии с традиционными критериями психического здоровья, однако утверждать при этом, что он будет психологически благополучен, не приходиться [3, с. 97].
Помимо выше приведённых точек зрения касательно рассмотрения психологического здоровья личности так же стоит отметить концепцию социокультурных представлений о здоровье человека, отражённую в работах Ф. Р. Филатова и О. С. Васильевой. В их трудах психологическое здоровье личности преломляется сквозь призму устойчивых социокультурных эталонов, в рамках каждого из которых предложено своё, отличное от других понимание феномена здоровья.
Античный эталон уделяет особое внимание вопросам, посвящённым эффективной саморегуляции, так как именно она служит необходимым условием установления равновесия и порядка во внутреннем мире. Человек, способный навести порядок в своём внутреннем мире, согласно представлениям данного эталона, наделён всем необходимым для построения здоровой и полноценной жизни. Рассмотрение психологического здоровья личности сквозь призму адаптационного эталона подразумевает ощутимую зависимость здоровья от ряда внешних факторов и условий. В результате чего собственная активность индивида перестаёт играть решающую роль, а основным критерием здоровья становится степень успешности социальной адаптации. Наконец, в контексте антропоцентрической модели психологическое здоровье раскрывается перед нами как эффективная самореализация, предполагающая собой непрерывное самосовершенствование и саморазвитие личности. Любой психологически здоровый человек, согласно соображениям данного эталона, испытывает потребность в свободном самоопределении и творческом созидании себя и своей собственной судьбы.
Однако в отдельности ни один из рассмотренных нами эталонов, несмотря на всю свою убедительность и практическую значимость, не может быть признан исчерпывающим, так как для психологического здоровья человека недостаточно отличной работы лишь одной из представленных составляющих, необходимо чтобы каждый из описанных выше компонентов работал согласованно и координированно. Умеренность и гармония как основные критерии античного эталона, биологическая и социальная адаптация как ценности адаптационного подхода, свобода и творчество как высшие идеалы антропоцентрической модели, в одинаковой мере значимы для понимания происхождения психологического здоровья. Эти три параметра представляют собой три самостоятельные и дополняющие друг друга измерения, совмещение которых создаёт целостную картину психологического здоровья.
Обобщив вышеуказанные подходы, мы можем утверждать, что психологическое здоровье представляет собой сложносоставной и комплексный феномен, с развёрнутой и многогранной структурой. В его состав входят следующие составляющие:
1. Эффективная саморегуляция. Она отвечает за установление гармонии и равновесия во всём внутреннем мире, а так же способствует обретению баланса между человеком и окружающей социальной средой.
2. Успешная социальная адаптация. Предполагает лёгкую адаптацию к общественным нормам и ценностям. Включает в себя не только возможность приспособления к трудным жизненным ситуациям без ущерба для своего здоровья, но и вероятность извлечения из любого события, в том числе стрессогенного, опыта, полезного для своего дальнейшего жизненного развития.
3. Всесторонняя самореализация. Другими словами стремление к самосовершенствованию и саморазвитию предполагает: наличие потребности в свободном самоопределении; готовность к самопроектированию своего собственного будущего; веру в себя и свои возможности; наличие позитивного образа «Я»; овладение рефлексией как средством самопознания; присутствие творческого характера жизнедеятельности; способность к самоотдаче и любви.
Кроме того, стоит отметить такие немаловажные слагаемые как: принятие своего социального окружения и наличие позитивного образа другого; присутствие общей интернальности локуса контроля при наличии внутренней ответственности перед собой и другими; стремление к поиску и обретению смысла жизни.
Данные компоненты психологического здоровья тесно переплетены между собой, и рассогласование хотя бы одного из них может сказаться на функционировании остальных составляющих. Таким образом, их сонастроенная и координированная работа является предпосылкой стабильности и сохранности психологического здоровья личности. Являясь важными взаимодополняющими, они представляют собой части единого механизма, от исправной работы которого всецело зависит как текущее состояние человека, так и обеспечение его полноценного функционирования в течение всего процесса жизнедеятельности.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.