Н. И. Морозова, доктор экономических наук, профессор
Волгоградский кооперативный институт
(филиал) Российского университета кооперации,
г. Волгоград, Россия
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ, проект № 17-02-00182
"Институциональная модель инновационного развития системы потребительской кооперации"
Система потребительской кооперации по своим целям и задачам сложна и противоречива, включает в себя социальные и коммерческие функции, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены, существенно дополняют друг друга. С одной стороны, коммерческая функция формирует финансовую базу для достижения социальной цели, с другой стороны, при отсутствии дохода и прибыли социальная миссия становится невыполнимой ввиду отсутствия необходимых финансовых ресурсов. Именно комплементарность этих функций и служит основой для дальнейшей демократизации системы управления. Непонимание, а порой и игнорирование дуализма природы потребительской кооперации, на практике ведет к потере самобытности данного института, утрате им своих ключевых конкурентных преимуществ и хозяйственной самостоятельности в современном обществе.
Очевидным преимуществом кооперативного движения является повышение эффективности трудовой деятельности граждан за счет объединения усилий участников-пайщиков. Кроме того, принцип участия всех пайщиков в управлении позволяет максимально сплотить коллектив и сформировать команду единомышленников, несущих персональную ответственность за общий результат.
Личное участие в управлении стимулирует инициативу, самоорганизацию и формирование активной гражданской позиции каждого пайщика. Тем самым, кооперативное движение выступает своеобразным инкубатором для вызревания политически активных граждан и преодоления общественной пассивности населения.
Кооперативное движение является и идеологическим проводником идей социального равенства. Несмотря ни на какие регалии каждый пайщик имеет право только на один голос.
Провозглашаемые принципы и ценности кооперации не появились искусственно или спонтанно, не носят декларативный характер, не превратились в ненужное дополнение к движению. Они появились совместно с движением и продолжают жить и развиваться вместе с ним. Благодаря деятельности Международного Кооперативного Альянса они были трижды пересмотрены только за XX век (в 1937, 1966, 1995 годах), что было вызвано изменением архитектуры миропорядка и необходимостью учета последних веяний времени. Однако ревизия и актуализация кооперативных ценностей должна происходить без потери индивидуальности самого движения.
Реальная экономическая выгода от членства в кооперативе обусловила довольно бурный рост движения во второй половине XIX – начале XX вв. Кооперация рассматривалась как совместный путь противостояния враждебным внешним факторам.
По мере изменения ментальности общества в XX веке, усиливающейся тенденции индивидуализма, кооперативные ценности перестали привлекать общественность, а кооперативы постепенно стали вытесняться с деловой арены страны. Несмотря на периодические всплески активности, XX век не стал «золотым» для развития идей кооперативного движения.
Некоторый перелом наметился в XXI веке, который был отчасти вызван изменением ценностных ориентаций общества, осознанием важности этического потребления и стремлением сохранить свою идентичность в эпоху мировых интеграционных процессов. Однако, на наш взгляд, еще рано делать какие–либо выводы об устойчивости и долгосрочности данного тренда.
В настоящее время кооперативное движение действует в более, чем в 100 странах и включает в свои ряды более 800 млн. человек [1]. Обычно потребительские кооперативы объединяют в себя сеть услуг: магазин, туристическое агентство, бюро похоронных услуг, различные on-line сервисы. Как правило, кооперативы существуют и развиваются в социально значимой для общества сфере, хотя иногда к ним могут относиться довольно необычные бизнес-начинания. Опыт Скандинавских стран убедительно показал, что вне зависимости от реальной хозяйственной и политической ситуации, кооперация незаменима в социальных сферах, где частная инициатива или государственное присутствие не дают необходимого эффекта.
Отечественная потребительская кооперация в начале XXI века представляла собой устойчивый сектор экономики с высокоразвитой материально-технической базой и квалифицированными кадрами. Однако в результате рыночных преобразований существенным изменениям подверглась социальная составляющая отношений в секторе потребительской кооперации. Новые экономические отношения слабо учитывали необходимость создания эффективной системы социальных гарантий, как членам-пайщикам, так и работникам потребительской кооперации. Такая метаморфоза привела к тому, что система потребительской кооперации стала терять свои конкурентные позиции на региональных потребительских рынках, уступая торговым сетям, более подготовленным к вызовам современного общества.
На наш взгляд, возрождение системы потребительской кооперации должно начаться с сельской местности, именно здесь осталась определенная ниша еще не занятая крупными торговыми сетями. Поддержание уровня жизни сельского населения, обеспечение занятости на селе, сохранение семейных хозяйств, борьба с нищетой и бедностью – вот та социальная роль, которую система потребительской кооперации должна выполнять сегодня.
Еще один аргумент связан с тем, что в условиях либерализации мировой торговли и небывалого углубления международного разделения труда нависла реальная угроза над существованием собственного сельскохозяйственного производства, а это, может иметь отрицательные долгосрочные последствия для развития страны и обеспечения ее продовольственной безопасности. Здесь тоже может быть полезна система потребительской кооперации, которая укрепила бы конкурентные позиции и деловую активность сельхозтоваропроизводителей на региональном уровне.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.