O. Yu. Kolosova, Doctor of Philosophical Sciences, assistant professor
Stavropol branch of Krasnodar university
of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,
Stavropol, Russia
Ethnocultural identity is a difficult social and psychological phenomenon which includes:
Firstly, awareness of unity by the individual with ethnonational education (ethnos, nation) on the basis of the divided culture (consciousness) [6, p. 57-58].
Secondly, deep emotional, almost sacral experience of this unity (including emotional memory of people which more often is called mentality). And this is an important circumstance: the identity is in many respects irrational for this reason the interethnic and international conflicts break out so easily and it is so difficult to control them and even more difficult to run them [8, p. 18–22].
И. Б. Шитикова, кандидат педагогических наук, доцент
Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия
Окончание эпохи изолированного существования России, установление единого информационного пространства, интеграция мировой экономики, коренная перемена в системе культурных ценностей несут в себе опасность нивелирования этнокультурных особенностей. С другой стороны, интенсивная модернизация среды обитания современного человека, меняющаяся под влиянием новейших технологий, должна быть совмещена с культурной преемственностью образа жизни. В связи с этим, культурологический подход в дизайне, как явлении, порожденном научно-техническим прогрессом и развитием промышленности, проявляется не только в способности к инновациям, но и к воссозданию традиционных ценностей, сохранению и дальнейшему развитию этнической самобытности.
V. N. Goncharov, Doctor of Philosophical Sciences, assistant professor
North Caucasus Federal University,
Stavropol, Russia
Modern society in general and education as its component are characterized by the expressed integrative processes [3, p. 80–85]. It forms a basis of association of representatives of different ethnoses and cultures and, at the same time, quite often is a reason of interethnic and inter-confessional intensity [14, p. 39–44].
At the same time it is important to notice that positive ethnic identity gives optimum balance of tolerance in relation to its own and other ethnic groups [13, p. 73–78]. On the one hand, this type of ethnic identity performs as a condition of independence and stable existence of ethnic group, on the other hand – as a condition of peaceful cross-cultural interaction in the multiethnic world, in this case in the polycultural environment of higher education institution [4, p. 118–124].
М. А. Акимова, аспирант
Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина,
г. Рязань, Россия
Проблематика идентичности как самостоятельная тема философского познания человека в истории философии сравнительно явно прослеживается уже с работ Д. Локка («Опыт о человеческом разумении» [4]) и Д. Юма («Трактат о человеческой природе»[10]). А вот становление проблематики идентичности как специфической темы гуманитарно-научного познания вообще, традиционно принято связывать с работами американского психолога Эрика Эриксона. Показательным, в этой связи, представляется высказывание редактора и автора предисловия к книге «Идентичность: юность и кризис» [9] А. В. Толстых, который, характеризуя вклад Эриксона в мировую психологию, отмечает: «мы говорим «Эриксон» – слышится «идентичность»» [9]. Примечательно, что в несколько перефразированной форме (мы говорим «идентичность» – слышится «Эриксон»), но по сути то же выражение, наиболее удачно (кратко и ёмко) характеризует общую картину в сфере того, что в настоящее время говорится и пишется об «идентичности». В известной степени утрируя суть доминирующей парадигмы в этой области человекознания можно выразить ещё одним парафразом того же А. В. Толстых: «Идентичность, просто говоря, – это тождественность человека самому себе» [9], иными словами, самотождественность.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.