Н. И. Исмаилова, старший преподаватель,
Елабужский институт,
Казанский (Приволжский) федеральный университет,
г. Елабуга, Республика Татарстан, Россия
В настоящее время в нашей стране реализуется второй этап (с 2016 по 2020 гг.) Государственной программы развития здравоохранения Российской Федерации. В рамках подпрограммы «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни» считаем, что в воспитательном процессе образовательных учреждений необходимо научить обучающихся сохранять духовное здоровье посредством выявления и последующего ограничения деструктивного воздействия современных песен.
Не секрет, что в последние годы увеличилось количество свободного от цензуры информационного потока от телеканалов, радиостанций, интернет-источников и прочее. Никто не препятствует их содержательным, смысловым, нравственным характеристикам. Демократизация общества упростилась до того, что отменены механизмы социального, культурного и нравственного контроля за продукцией российской эстрады. Информационное музыкально-песенное пространство постоянно пополняется продукцией, способствующей утрате самосознания, культурных традиций, диссонирующей духовным и нравственным потребностям человека.
Многие песни не соответствуют словесно-музыкальному искусству и разрушают регуляцию и саморегуляцию работы мозга, души и духа. Доктор медицинских наук, специалист в области психиатрии А. М. Карпов провёл анализ ряда песен российской эстрады, где отметил примитивизацию содержания текстов, выявил в них психопатологические симптомы. Так например, со словами «Сникерсы-уикерсы…», «Баунти-ибаунти…», «Муси-пуси…», «Йогурты-уйогурты…» ассоциируются дурашливость, дебилизация, пуэрилизм; множественное идентификационное расстройство личности, легко перевоплощающейся по собственному или капризу партнёра соответствуют слова «Зайка моя - я твой тазик, рыбка моя – я твой глазик…»; регресс нравственности, сексуальные расстройства прослеживаются в словах «Убей мою подругу…», «Я ночью тебя съем…», «Я душу дьяволу отдам за ночь с тобой…» [2].
Автор статьи проанализировал тексты нескольких песен, которые являются хитами радио и телетрансляций 2017 года. Поёт мужчина: «Закрыты двери, но я ломлюсь. Я полон веры и не сломлюсь. Ведь это всё её влияние, вли-влияние. Всё её влияние, вли-влияние. Всё её влияние, вли-влияние. Всё её влияние…». Из текста видно, что молодой человек без собственных нравственных, интеллектуальных и волевых ресурсов, пропагандирует маниакальное упорство примитивной, проблемной личности. Слова cследующей песни «Мало половин, мало, мало половин! Мало половин, мало, мало половин!» молодой женщины с тотальным отсутствием социально-духовных конструкций, где уровень бессмысленного повторения одних и тех же слов соответствует детсадовскому возрасту, снижает у слушателей способность критически воспринимать её творчество. Слова следующей песни не конгруэнтны ни по каким признакам, где форма выражения духа деструктивна. В словах указывается на разобщение интеллекта и поведения и пропагандируется стиль жизни без логики: «Не скули, не унывай. Шрёдингера мёртвый кот. Выстлана дорога в рай. Через твой стерильный рот!». «Я танцевала, мама кричала. Горько падала и вставала у барной стойки. Я колдовала, мама кричала мимо. Падала, приставала к тебе любимый» – в этом фрагменте песни слова являются иллюстрацией употребления психоактивных веществ пользователями, которые напились или накурились, вследствие чего у них произошла утрата адекватного поведения.
Для сохранения духовного здоровья необходимо знать, как простая, но распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией на нём отзывается. Известно, что в Древнем Китае существовала пытка специальными звуками, которая приводила к мучительной смерти. О разрушительных эффектах определенной музыки в литературе имеются впечатляющие факты. Так, нейрохирурги университета США, исследуя феномен влияния «тяжелых» музыкальных ритмов на подкорковую область головного мозга, выявили, что звуковые сигналы ритма и тембра разрушительно воздействуют на иммунную систему человека, что может привести к необратимым последствиям. Этот феномен был назван синдромом ритмического токсикоза. По масштабам вреда психологические воздействия представляются еще более страшными: изменение эмоциональных реакций, вытекающее из сдерживания стремления к неконтролируемому насилию; утрата способности к сосредоточению; ослабление контроля над умственной деятельностью и волей; сверхвозбуждение, вызывающее эйфорию, внушаемость; нарушения памяти, гипнотическое или каталептическое состояние, превращающее личность в подобие зомби; депрессивное состояние, особенно при сочетании музыки и наркотиков; необузданные порывы к разрушению, вандализму [1].
Большинство современных людей признаются, что душераздирающая звуковая продукция отечественного эфира вызывает раздражение, агрессию, возмущение. Проведённое учёными консерватории исследование показало, что многие песни перегружены стереотипией и монотонией, вследствие чего утомляют психику, причиняют вред нравственному здоровью людей [3]. Такие песни, несущиеся из динамик общественного транспорта, в общепитах, праздничных мероприятиях, сравнимы с информационно-психологическим геноцидом.
Задумываясь о сохранении психического здоровья молодых людей, нужно учитывать тот факт, что словесно-музыкальное искусство повсеместно, его разнообразие не поддаётся счёту, а хозяева эфира не несут никакой ответственности перед слушателями. Поэтому в существующих условиях необходимо научиться распознавать деструктивные информационные воздействия, защищаться от них и избегать информационных ударов.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.